Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:

Мануэлино – морской стиль в архитектуре Португалии

IMG_6507
Символ Лиссабона  - башня Торре де Белен в устье реки Тежу, 1515-1520, архитектор Франсишко де Арруда.

Задала Португалия задачу историкам искусства: большие архитектурные стили приходили в эту страну с опозданием на столетия, смешивались в причудливый коктейль, впитывали экзотические заморские влияния, обогащались непривычными для архитектуры мотивами. Таков мануэлино – морской стиль в архитектуре Португалии, внезапно появившийся  в конце 15 столетия. По сей день искусствоведы спорят о том, что же такое мануэлино – модификация поздней готики или национальный вариант ренессанса? Совершенно оригинальный стиль или вторичное художественное явление, основанное на заимствованиях?

IMG_6512
Башню Торре де Белен украшают кресты ордена Христа  на зубцах и опоясывают резные "морские канаты".

IMG_6508
В строительстве башни-крепости архитектор Франсишко де Арруда использовал опыт
фортификационных работ в Марокко. На дозорных башенках -  мавританские ребристые купола,
повторяющие формы  купола минарета мечети Кутубия в  Мараккеше. 


Татьяна Каптерева  в книге "Искусство Португалии" так определяет  стиль мануэлино: "Тенденция оценивать искусство мануэлино как вариант поздней готики, испытавшей в условиях Португалии влияние восточных и ренессансных форм, замыкает его истолкование в узких рамках стилевого этапа. Между тем это искусство, которое зародилось на гребне коренного перелома национальной истории, представляет собой более сложное подвижное единство уходящего старого и того, что формировалось в жизни и культуре народа. Врастая из поздней готики, оно одновременно утверждало нечто качественно новое, принадлежащее уже к явлениям ренессансной эпохи.  Взаимодействие различных художественных тенденций, то в противоборстве, то в смешении и слиянии, придало этому искусству при его ярко выраженной стилевой цельности, возможность несхожих и оригинальных творческих решений".

IMG_6513
Морские узлы на дозорных башенках

Собственно название "мануэлино" появилось лишь в 19 веке. Стиль был назван в честь короля Португалии Мануэла Первого, прозванного Счастливым, который правил страной в звездный час ее истории, с 1495 по 1521 годы. Вслед за временем первых морских экспедиций, организованных в 15 столетии ИНФАНТОМ ЭНРИКЕ МОРЕПЛАВАТЕЛЕМ , наступила эпоха Великих географических открытий. От Бразилии до Индии простерлись португальские владения, колониальное золото и пряности обогатили страну, повсюду, с невероятным размахом и в невиданном для того времени темпе, развернулось строительство. Дух океанских странствий питал португальское искусство. Мануэлино - стиль триумфаторов,  стиль дерзких первооткрывателей, покоривших водную стихию и достигших неведомых доселе берегов. Новые континенты, - их экзотическая культура,  незнакомые прежде растения, -  привнесли  в  архитектуру удивительные мотивы.

IMG_6530
Монастырь Жеронимуш  в  Лиссабоне, 1501-1521, архитекторы Диого Бойтак и Жоан де Каштильо.
Вид с площадки памятника первооткрывателям.

IMG_6495

IMG_6461

IMG_6450

IMG_6467
Монастырь Жеронимуш, фрагменты

Мне довелось увидеть (да и то лишь снаружи) всего два памятника 16 века в стиле мануэлино, которые чудом уцелели после ВЕЛИКОГО ЛИССАБОНСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ 1755 года в предместье Лиссабона Белене: башню-маяк Торре де Белен в устье Тежу и монастырь Жеронимуш (иеронимитов). Однако этот стиль настолько характерен, ярок, своеобразен, что два лучших его образца позволяют судить о том, что же такое мануэлино.

IMG_6466

IMG_6485

IMG_6489
Монастырь Жеронимуш, фрагменты

От построек в стиле  мануэлино исходит ощущение  монументальности. С мощными  цельными объемами зданий  контрастируют мавританские башенки, витые колонны, богато украшенные сложнейшей сочной резьбой порталы и окна. Т. Каптерева отмечает "типичный для мануэлино контраст статичных, строго уравновешенных масс здания и его прихотливого силуэта".  Своей неевропейской избыточностью и вязкой орнаментикой декор мануэлино напоминает порой  об искусстве Индии, куда португальцы проложили путь в 1498 году .

IMG_6455
Мавританские башенки

IMG_6459
Характерный орнамент из крестов орден Христа (сверху) и коробочек мака (снизу)

IMG_6456

IMG_6465
Окно -"ажимеш" в виде двухчастной арки с колонкой в центре.
В декоре окна используется мотив морских раковин.


IMG_6454
Декор окна:  арку венчает  армиллярная сфера,
по бокам - характерные для мануэлино витые колонны
.

IMG_6472

Об идейных вдохновителях и спонсорах  географических открытий напоминает эмблема с начальными буквами имени короля Мануэла  Счастливого "МА" и гербы с крестом военного ордена Христа (наследника ордена тамплиеров), который финансировал плавания и со времен ЭНРИКЕ МОРЕПЛАВАТЕЛЯ играл заметную роль в экспансии Португалии.

IMG_6488

IMG_6453

IMG_6479
Растительные орнаменты

IMG_6458
Растения и жемчужины

Свои мотивы подарили архитектуре  португальские каравеллы, принесшие моряков к новым землям: высеченные из мягкого светлого известняка канаты, морские узлы, якорные цепи, якоря, тросы, корабельные снасти, и даже... навигационный прибор, браслетчатая армиллярная сфера, изображенная на гербе короля Мануэла (армиллярная сфера украшает и современный герб Португалии).

IMG_6487
Жоан де Каштильо, совместно с группой мастеров из Испании.
Позднеготический
южный портал монастыря Жеронимуш с элементами платереско
(
стиля испанского ренессанса)
.   Ок. 1515 г.


IMG_6468

IMG_6477

IMG_6474

IMG_6475

Раковины, морские водоросли, кораллы, жемчужины, наутилусы поддерживают тему моря, запечатленного в камне. Декоративные мотивы мануэлино пополняет богатый растительный орнамент – виноградные гроздья,  листья дуба, лавра,  плюща, чертополоха, желуди, початки маиса, коробочки семян мака, артишоки, гранаты, цветы лотоса, сучковатые древесные ветви.

IMG_6481
IMG_6482
IMG_6476
IMG_6484
Южный портал монастыря Жеронимуш. Поздняя готика в сочетании с декором мануэлино.

Времена процветания и могущества Португалии закончилось довольно быстро, но элементы стиля мануэлино продолжали существовать в португальской архитектуре. Когда на месте разрушенных ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ 1755 года дворцов и храмов начали возводить новые, что, как не восстановленный  декор с мотивами мануэлино, мог напомнить разоренной стихийным бедствием стране о ее былой славе? Тем более что мануэлино - очень пластичный стиль, он  прекрасно сочетается  не только с готикой, но и с запоздалым португальским  барокко. Скромные церкви в небольших городках и деревнях гордятся порталами  18 века в стиле мануэлино, украшенными армиллярными сферами,  эмблемами короля Мануэла  с буквами "МА", орнаментом с канатами, коробочками мака и кукурузными початками, а  мотив раковины часто встречается в декоре барочных фасадов.
Так же как изразцы АЗУЛЕЖУШ  и золотая резьба ТАЛЬЯ ДОРАДА , уникальный стиль мануэлино –
одно из чудес Португалии, вклад этой страны в мировое искусство.

IMG_6490
Никола Шантерен. фрагмент западного портала церкви Санта Мария монастыря Жеронимуш. 1517 г.
Французский скульптор обильно украсил портал скульптурой, что не типично для мануэлино.

IMG_6491
Никола Шантерен. Фрагмент западного портала церкви Санта Мария монастыря Жеронимуш. 1517 г.
Иоанн Креститель и супруга короля  Мануэла  Мария Кастильская. 



IMG_6705
Растительные мотивы португальские зодчие любили и до эпохи мануэлино.
Фрагмент готического портала Церкви Св. Клемента в Луле, провинция Алгарве.


IMG_5984
Растительные мотивы в португальской готике.
Портал собора в Силвеше,  провинция Алгарве. 1470


IMG_6226

IMG_6231
Силвеш, окно в стиле мануэлино.

IMG_6958
Церковь Богоматери (Igreja Matriz) в деревне Алте, провинция Алгарве, восходит к 16 веку
и славится подлинным  порталом в стиле мануэлино.


IMG_6806

IMG_6807
Фасад церкви в горной деревне Куэренца, построенной в 1520-30 гг., восстановлен в стиле мануэлино:
корабельные канаты, эмблема короля Мануэла, растения и ... индейские маски?


IMG_6577
Церковь Марии Магдалины в Лиссабоне существует с 12 века. Она три раза разрушалась -
пожаром, циклоном, землетрясением. Нынешнее здание построено в 1763 году.

Портал в стиле мануэлино  украшен двумя армиллярными сферами.


Портал монастыря Мадре де Деуш в Лиссабоне восходит к 1509 году.
Он был разрушен лиссабонским землетрясением и восстановлен в стиле мануэлино в 1872 году.



Армиллярная сфера. Фрагмент портала монастыря Мадре де Деуш в Лиссабоне

IMG_6377
Церковь Св. Антония в Лагуше, провинция Алгарве, 1707.
Барочный фасад щедро декорирован раковинами и наутилусами.



IMG_5648
Фасад церкви в Албуфейре тоже не остался без украшения в виде раковины.

IMG_6379
Португальское барокко. Склад  колониальных товаров в Лагуше, 1655

Tags: Лиссабон, Португалия, архитектура, барокко, готика, искусство, мануэлино
Subscribe

Posts from This Journal “Португалия” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 133 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Португалия” Tag