Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Category:

Талья дорада - золотые алтари Португалии

IMG_5846
Церковь Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле, алтарь первой половины 18 века.

Оригинальный вклад Португалии в европейское искусство – это удивительный стиль МАНУЭЛИНО
в архитектуре, изразцы АЗУЛЕЖУШ и талья дорада (Talha Dourada) - золотая резьба. Едва мы переступаем порог португальской церкви, как попадаем в небесно-голубой, солнечно-золотой мир. Среди синих изразцов азулежуш сияют чистым золотом пышные резные алтари. Этот аккорд теплого и холодного цветов, подкрепленных белым, придает праздничность и торжественность даже самому скромному интерьеру.


IMG_5849
Церковь Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле, алтарь первой половины 18 века.
В центре алтаря -  фигура Сан Лоуренсо с орудием казни - раскаленной решеткой.

IMG_5844
Фрагмент интерьера церкви Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле

Строго говоря, хотя мы обычно употребляем слово "алтарь", речь идет о заалтарных композициях
рета́бло (на португальском языке - retа́bulo, от латинского retro — за, позади и tabula — доска,
первоначально retrotabulum). Ретабло, соединяющие архитектурные формы, живопись,
скульптуру, рельефы, появились в Испании в середине 14 века.


IMG_5874
IMG_5873
Один из алтарей  Кафедрального собора в Фару. 18 век.

Португальские ретабло, которые авторитетный исследователь искусства Пиренейского полуострова
Татьяна Каптерева ставит даже выше испанских, достигли своего расцвета в 18 веке, в эпоху
 барокко. Как это характерно для художественной жизни Португалии, новые явления в
искусстве рождались в тесной связи с событиями, происходившими в стране. Толчком к появлению
великолепных ретабло в технике талья дорада послужил экспорт древесины из португальской колонии
Бразилии. Бразилия получила свое название благодаря дереву "пау де бразил" (оно же - бразильское
красное дерево, красный сандал, фернамбуко, цезальпиния ежовая). Драгоценная древесина "пау
де бразил" в изобилии ввозилась в Португалию, из нее добывали красную краску, делали мебель,
музыкальные инструменты и - церковные ретабло.


IMG_5871
IMG_5864
Алтари  Кафедрального собора в Фару. 18 век.

Но древесина была не единственным богатством, которым одарила Португалию Бразилия. В 1692
году в этой заокеанской  колонии нашли золото. Золотой дождь пролился на Португалию, и хотя
толково воспользоваться этим богатством и предотвратить экономический спад страна не сумела,
на развитии португальского  искусства 18 века приток колониального золота отразился самым
замечательным образом. Резное, покрытое слоем сусального золота дерево заменило в оформлении
церковных интерьеров металл и камень, вытеснило живопись.


IMG_5862
IMG_5863
Алтари  Кафедрального собора в Фару. 18 век.


Талья дорада – истинно народное искусство. Создать резной деревянный алтарь технически легче,
чем написать алтарную картину или украсить ретабло скульптурами из камня. Даже местные мастера
в глубинке, которых и художниками-то не считали, успешно справлялись с этой задачей, используя, как
бы мы сейчас казали "стандартные" заготовки и достигая малыми средствами великолепного
декоративного эффекта.


IMG_6652
IMG_6654
IMG_6656
Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Изготовить алтарь в технике талья дорада было в 18 веке не только легче, но и, представьте себе,
дешевле, чем какой-либо иной! Когда где-нибудь в горах, в деревенской церкви нас встречает мягкое
сияние золотого алтаря, мы испытываем, наверное, те же чувства, что и конкистадоры Старого Света,
впервые увидевшие, сколь мало ценят драгоценный металл индейцы, меняющие золотой слиток на
нитку грошовых бус. Как же это так - в обедневшей стране алтари, если процитировать В. Высоцкого,
"кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал"? Однако по тем временам это был вполне
"бюджетный" вариант оформления церковного интерьера для купающейся в золоте Португалии. Редко
можно было встретить в Португалии 18 столетия церковь без позолоченного резного алтаря. Те
храмы, которые мне довелось увидеть, находятся на юге страны, в Алгарве, в 18 веке это была
глухая провинция. И тем не менее, почти в каждом городке или деревне есть талья
дорада. Из столичных городов - Лиссабона и Порту - техника талья дорада распространилась по всей стране,
вплоть до южной провинции Алгарве, докатилась и до колоний, той же Бразилии, но это уже другая тема.


Церковь Сан Роке в Лиссабоне. 18 век

Церковь Сан Роке в Лиссабоне. 18 век

Не только голубые изразцы азулежуш аккомпанируют золоту в интерьерах португальских храмов. В оформлении церкви Сан Роке в Лиссабоне с позолоченным резным деревом сочетаются живописные панно, разноцветный мрамор, флорентийская мозаика, слоновая кость, полудрагоценные камни, изразцы, бронза, ляпис-лазурь. Церковь Сан Роке, с капеллами одна богаче другой, стала символом поистине царской роскоши, но и этого португальцам было мало!




Церковь Сан Франсишку в Порту. 18 век

Эстетический идеал португальского барокко выразился в формуле "вся церковь из золота". "В богатом торговом Порту, первом по времени городе в истории португальского государства, давшем стране ее название, идея создания "церкви из золота" обрела конкретное материализованное воплощение". (Т. Каптерева, "Искусство Португалии"). Церковь Сан Франсишку в Порту изнутри покрыта, словно панцирем, плотным слоем позолоченной деревянной резьбы. Искусствоведы несколько неожиданно, но метко сравнивают этот храм с золотыми пагодами Индокитая. В маленькой церкви Сан Антонио в городе Лагуш (провинция Алгарве) чувствуешь себя, словно внутри резной шкатулки: лишь небольшие живописные панно и узкий пояс голубых изразцов разнообразят сплошной золотой покров стен и алтаря. Впечатление от этих интерьеров еще более ослепительно по контрасту с внешним видом храмов. Предельно скромный фасад Сан Роке, суровый серый гранит Сан Франсишку никак не предвещают того, порой избыточного, великолепия, которое ждет нас внутри.


IMG_6658
IMG_6668
IMG_6669
Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Португальские ретабло, подобные золотым каскадам,  ошеломляют изобилием пластических мотивов.
Их отличает  витиеватость и изощренность - наследие мавританского искусства, вы не найдёте в них
 свободных от украшений  поверхностей, но при этом нельзя не согласиться с Т. Каптеревой:
"Необычайная щедрость декора, обилие орнаментальных и изобразительных форм не нарушают
единства целого, равновесия масс".


IMG_6674
IMG_6672
IMG_6677
Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Многоярусные, многослойные и объемные, золотые ретабло сочетают глубокие ниши, арки,
башенки, закрученные спиралью и увитые виноградными лозами колонны, зооморфные мотивы.
Бесчисленные ангелочки населяют эти сложные конструкции, поддерживают карнизы.  На  таком
роскошном фоне иной раз даже теряется главное - фигуры святых и распятия.


IMG_6667
IMG_6655
Алтарь церкви Сан Франческо в Луле. Дарохранительница в виде пеликана.


IMG_6671
Алтарь в Луле. "Типовая" фигурка ангелочка встречается и в других алтарях.


Очень выразительны птицы, клюющие виноград, и дарохранительницы в виде пеликанов, раздирающих
себе грудь (пеликан - символ родительской любви, самопожертвования и самоотречения, аллегория
Христа, спасшего человечество своей кровью).


IMG_6818
Интерьер церкви в деревне Куэренца. Вторая половина 18 века.

IMG_6820
Церковь в Куэренце. Характерный фрагмент резьбы.


Торжественность и высокая духовность сочетаются в  португальских ретабло с непосредственностью,
 радостной звонкостью народного искусства . Белые храмы южной Португалии с их лаконичной
строгой архитектурой кажутся изысканными футлярами, в которых, на фоне изразцов-азулежуш, словно
на синем атласе, сверкают драгоценности - золотые алтари.


F_8b651e0

portugal_clip_image058
Церковь Сан Антонио в Лагуше славится своей золотой резьбой.
Фотографировать в церкви (ныне музей) строго запрещено.
Две фотографии  взяты  отсюда:

ttp://www.geschichte-der-fliese.de
http://www.lagosmar.com

Для праздничного настроения – подарок от archigenova
Музыка композитора эпохи барокко Доменико Скарлатти, который начинал свою карьеру
в 1720-21 годах в Португалии, где был учителем музыки португальской принцессы,
а затем долгое время жил в Испании.





Текст опубликован в журнале "Введенская сторона" № 3, 2015

Tags: Алгарве, Португалия, барокко, искусство, прекрасные алтари, талья дорада
Subscribe

Posts from This Journal “Португалия” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →