возвращение кота

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотврение мира.

«Сотворение мира» - часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла (домовая церковь римских пап в Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV, и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнему Микеланджело расписать его. Художник совершил поистине невозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. м более 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техника так называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе - лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений. Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнее совершенство фрески!



Интерьер Сикстинской капеллы

Микеланджело - не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт - был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от друга стилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны, однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, а повторяющиеся элементы обрамления – фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали – уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.


Потолок Сикстинской капеллы

Человек – не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает, - природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздо больше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики - язык линии, формы, цвета - звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.



День первый. Отделение света от тьмы

«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих все центральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от него к входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». ( Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных).




День четвертый. Сотворение светил

«да будут светила на тверди небесной…»

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного – кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня – эта вдохновенная работа более всего увлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись – с луной. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.




День третий. Отделение тверди от воды

«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»

Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям – они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.


День шестой. Сотворение Адама
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»

В «Сотворении Адама» - по общему признанию, прекраснейшей композиции всей росписи – от властной длани Саваофа к еще безвольной, трепещущей кисти первого человека почти зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве можно найти более точную формулу «творчества и чудотворства», более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже почти соприкоснувшиеся руки.




День шестой. Сотворение Евы

«…мужчину и женщину сотворил их»

Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы - не хотел, чтобы потомки «видели его пот», и когда мы смотрим на свод Сикстинской капеллы, нам кажется, что величайший из художников земли создал свою Вселенную не более чем за шесть дней.

                                                     

Автор: Марина Аграновская

Источник:www.maranat.de


                                                

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Марина, спасибо огромное за пост. Мы тут примерно год назад всей семьей прочли:"Муки и радости", а потом я читал про Гения все, что попадалось. В Риме в этом январе мы прицельно охотились на скульптуры Микеланджело :), правда гробницу Юлия II искали не там, где надо :)(это я не так прочитал, где же она в итоге стоит).

Капелла - великолепна. Микеланджело - это явление, которое пониманию недоступно. Его Pieta(в 20+лет!) - просто нереальна не только для того времени, но и для сегодняшних дней. Пришелец :)
Спасибо, у меня такое же восприятие Микеланджело: воплощение гениальности, непостижимое уму. Конечно, его скульптуру надо видеть в оригинале - малейшее изменение освещения, и мрамор живет совсем по-другому. Так что не зря Вы стремились к гробнице Юлия))).
Меня потрясла его последняя работа - незаконченная Пьета Ронданини. Она в Милане. Ну, а капелла – это целый мир!
Мы с Микеланджело очень рады доставить Вам удовольствие!
(Anonymous)
Добрый день. Спасибо огромное. Как всегда подробно и изысканно. Сегодня вечером приведу к Вам своего сына на виртуальную экскурсию. Когда я впервые услышала, в каких условиях творил этот гений, у меня самой тут же затекла шея. Но, это так, к слову. Ах, Италия,Италия - ты с детских лет снилась мне. Твои скульптуры, фрески, барельефы, архитектура и картины - все это поэзия античности и эпохи Возрождения. Как я люблю тебя!
Спасибо. Италия – моя самая любимая страна, и не только искусство – природа, люди, музыка, кухня… А Микеланджело, когда закончил расписывать потолок капеллы, долгое время ходил, задрав голову вверх, мышцы застыли в таком положении.
(Anonymous) - это я. Почему-то отправилось без имени.
Привет! А я решила, что это карнавальная шутка – спрятаться под маской анонима…))))
У нас карнавалов нет - только Масленица (была). Съездила на днях в Павловск. Крокусы не цветут. Буйствует зима. Скоро выложу пару-тройку фотографий, в виде отчета.
Карнавал это и есть масленица – Fastnacht. Сегодня выходной – розовый понедельник. А в среду – пепельная среда, сжигание чучела Масленицы.

К моему стыду думала, что Масленица только у нас. Во такой шовинизм)).
>Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
В иврите слово "творить" возможно только по отношению к Творцу. По отношению к возможности человека делать машины, скульптуры и картины используется другое слово.
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
Я вроде как по-русски пишу, а не на иврите)
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
>Я вроде как по-русски пишу, а не на иврите)

Вот видите как это вредно! Сам язык делает человеку подножку!
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
Не нахожу)
На русском слово "творчество" и творец" вполне сопрягаются с деяниями человека.
А вот "Творец" - это уже про Бога. Всего лишь заглавная буква!
А в иврите нет заглавных букв( Видите, как это вредно))))
Язык ставит подножку, приходится новые слова придумывать))))))
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
В Талмуде есть такое выражение "היא הנותנת": "то что ты приводишь в качестве доказательства своей точки зрения как-раз является доказательством моей точки зрения".

Применительно к рассматриваемому вопросу: "Всего лишь заглавная буква!" мало заметна и легко сопоставить действия 70 кг. мяса и костей по созданию машин, картин и скульптур с творением Творца. И очень легко Творец становится творцом, а человек творцом. А затем человек становится Творцом, а Творец, ставший творцом, становится никем.

Поэтому намного заметнее разница в специально "придуманном" :) слове, которое во всем отличается от слова "творить".



Edited at 2012-09-28 10:12 am (UTC)
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
Ну Вы прям талмудист!
Раз русский язык такой несоверщенный, и в нем даже нет специального слова для Творца, зачем же у Вас журнал на русском?
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
Так потому и на русском, чтобы думающим на нем объяснять кривизну языка и мозгов.


Edited at 2012-09-28 10:27 am (UTC)
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
Ой, веизмир! Шаббат шалом велехитраот)))))
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
О, как Вы шпарите! И в самом правильном направлении! Именно там и понимается кто есть кто и кто есть Кто. :)))

Шаббат шалом.
P.S. И картинка чудесненько предшабатняяя.
Re: >Микеланджело Буонаротти. Творец от Бога
Шана това веметука! Сладкого Вам года)
Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотврен
Пользователь studiapriz сослался на вашу запись в своей записи «Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотврение мира. » в контексте: [...] Оригинал взят у в Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Сотврение мира. [...]