Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Изразцы азулежуш - голубое чудо Португалии

IMG_6666
Церковь Сан Франческо в городе Луле. Изразцовое панно 18 века.

Цветные изразцы-азулежуш так же характерны для искусства Португалии, для облика ее городов,
как ПРОБКОВЫЙ ДУБ для пейзажей этой страны. Изразцы можно увидеть в Португалии повсюду: на улицах
и в домах, в столице и в горной деревушке, на севере и на юге страны. Они украшают храмы и королевские
дворцы, вокзалы и станции метро, городские дома и сельские жилища, фонтаны и источники, павильоны
и мосты, скамьи, лестницы и вестибюли, изразцами выкладывают названия улиц и вывески. Вы увидите
азулежуш на полах и на стенах, на потолках и на церковных сводах, на дне бассейнов и каналов, иногда
они покрывают здание целиком, иной раз сверкают на стене, как маленький синий глазок.


IMG_6417
Панно второй половины 18 века  на стене церкви  в Альбуфейре

IMG_5813
Церковь Санта Анна в Альбуфейре.  Вторая половина 18 века.

IMG_6795
Изразцовое панно на церкви Санта Анна в Альбуфейре

IMG_6808, IMG_6811
Площадь в горной деревне Куеренца, провинция Алгарве 

Конечно, среди бесчисленных португальских изразцов встречаются не только синие, но все же кобальт
на белом фоне преобладает. И трудно представить себе цвета, более всего походящие к природе
Португалии, чем насыщенный синий и белый. Синее, большую часть года безоблачное, небо, синий,
с белыми гребнями волн, океан, белоснежные фасады и стены - что лучше дополнит и одухотворит
эту картину, чем синее изразцовое панно, будь то многофигурная композиция, сложенная из сотни
фрагментов, или единственная плитка над входной дверью?


IMG_5910
Церковь в  городе Олау

IMG_5788
Изразцовая вывеска в Албуфейре

IMG_6984
Источник в горной деревне Алте

Любопытно, что азулежуш, которые справедливо считают оригинальным вкладом Португалии в
мировое искусство, возникли и долгое время развивались благодаря заимствованиям. Обычай украшать
здания изразцами принесли на Пиренейский полуостров в 8 столетии мавры. Португальский изразцовый
декор долго сохранял некоторую, с точки зрения европейского вкуса, восточную чрезмерность. Само
слово "азулежу" (множественное число "азулежуш" - Azulejo, Azulejos) происходит от арабского "азз
уляйж" -
"полированный камешек", плитка. После изгнания мавров из Испании и Португалии традиция сохранилась.
Самые старые азулежу в Португалии датируются 15 столетием. Изразцы производились в основном в
Севилье, и после того как в 1503 году король Мануэл Первый посетил этот город и пришел в восторг от
цветных плиток, их начали активно ввозить в Португалию.


IMG_1250
Традиционный мавританский изразец. Гранада, дворец Альгамбра.

IMG_6371
Севильские рельефные изразцы 16 века. Лагуш, городской музей 


IMG_6375
Азулежуш 16 -17 веков. Лагуш, городской музей


Севильские изразцы начала 16 века, которые можно увидеть сегодня в музеях, в том числе в Национальном
музее азулезуш в Лиссабоне, и очень редко – во дворцах и храмах, были орнаментальными, с рельефной
поверхностью. Рельеф был необходим, чтобы предотвратить, при нанесении рисунка и обжиге, смешивание
красок, изготовленных на водной основе. На сырую глину наносили бороздки, которые заполняли смесью
льняного масла с марганцем. Благодаря таким "преградам" краска не разливалась по поверхности плитки.


IMG_6373
IMG_6374
IMG_6372
IMG_6370
Фрагменты экспозиции азулежуш  17 века. Лагуш, городской музей.


IMG_7078
IMG_7087
Экспозиция музея сакрального искусства в Альбуфейре.
Азулежуш 17 века из разрушеной землетрясением церкви Богоматери.


Во второй половине 16 века португальцы распрощались с рельефными азулежуш: итальянские, испанские
и фламандские мастера начали поставлять в Португалию изразцы, выполненные в технике майолики.

 На покрытой глазурью плитке можно было писать кистью все, что угодно, насыщенные жизнерадостные
цвета – желтый, зеленый, синий, белый, фиолетовый - не смешивались, тонкие изящные линии рисунка
сохранялись при обжиге. Чисто орнаментальные изразцовые "ковры" из одинаковых плиток  потеснились,
уступив место сюжетным панно. Каждая плитка такого панно была уникальна, а соединенные вместе они
составляли, подобно паззлу, сложные многофигурные композиции: это были сцены из Библии и античных
мифов, аллегории, изображения событий португальской истории и морских баталий, картины охоты и
праздников, замки, пейзажи, цветочные вазы в окружении птиц и ангелочков-путти, экзотические животные.


IMG_6974
IMG_6973
IMG_6978
Церковь Богоматери в горной деревне Алте.
Редкие севильские изразцы 16 века в капелле Сан Себастио.



IMG_6982
IMG_6970
IMG_6966
Церковь Богоматери в горной деревне Алте. Азулежуш  первой половины 18 века
в алтарной части были восстановлены после землетрясения 1755 года.


IMG_6972
Церковь Богоматери в горной деревне Алте.
Церковная кафедра выложена азулежуш.


IMG_5865
IMG_5867
Капелла Кафедрального собора в городе Фару.
Традиционные изразцовые орнаменты напоминают драгоценную  ткань.



В дворцовых покоях и садах азулежуш создавали ощущение земного рая, в храмах сюжетные панно заменяли
фрески, а изысканные ковровые узоры из плиток в алтарной части были подобны драгоценным восточным
тканям, то тяжелым и роскошным, то нежным и тонким. Жилые дома украшали небольшие изразцы
голландского типа, так называемые "фигура авулса" (отдельная фигура), с одним мотивом – обычно это
цветок, птица, мельница, пейзаж, бытовая сценка, но чаще всего плывущая по морю каравелла, ведь
португальцы – народ мореплавателей!



IMG_6653
IMG_6659
IMG_6676
Церковь Сан Франческо в  Луле.
Изразцовые панно второй половины  18 века.



Во второй половине 17 столетия многоцветная плитка уступила место сине-белой – мода на
двухцветную майолику пришла из голландского Делфта, хотя не обошлось без влияния голубого китайского
фарфора, который привозили на родину португальские торговцы. Азулежуш начали, наконец, изготовлять
в самой Португалии: к середине столетия в Лиссабоне, Коимбре, Порту появились керамические
мастерские, импорт изразцов (в основном из Голландии) постепенно сократился.



IMG_5970
IMG_5971
IMG_5969
IMG_5974
Интерьер церкви Мизерикордиа в Тавире с изразцовыми панно второй половины 18 века.
На 18-ти панно изображены восемнадцать милосердных дел.

Истинный расцвет азулежуш пришелся на эпоху португальского барокко - 18 век. Изразцовые панно стали
более цельными, португальские мастера обрели собственный почерк, научились сопрягать керамическую
отделку с архитектурой, и если некоторые более ранние произведения справедливо упрекают в
избыточности, в первой половине 18 столетия азулежуш стали подлинным искусством. Более того –
изразцовые картины оттеснили  в Португалии монументальную живопись.


IMG_5835
IMG_5820
IMG_5821
Церковь Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле. Вид с запада.

Один из самых совершенных ансамблей той эпохи находится вовсе не в столице, а в глубинке на юге
страны, в селении Алмансил близ города Фару. Изразцовое убранство построенного в 1730 году храма
Сан Лоуренсо  де Матос – работа потомственного мастера азулежуш Поликарпо де Оливейру Бернардеша.
Церковь Сан Лоуренсо часто называют "голубым чудом Португалии". Белый, словно бесплотный, храм
с голубыми вставками азулежуш стоит на холме, его силуэт четко рисуется на фоне неба. Белое - на
голубом, голубое – на белом.


IMG_5824
Церковь Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле. Вид с запада.


IMG_5831
Панно с изображением Сан Лоуренсо


В интерьере бело-голубые изразцы, повествующие о жизни Сан Лоуренсо, сплошь покрывают стены,
арки, пилястры, своды, даже купол! Кажется, что небо спустилось на землю, а золотой алтарь (о
португальских ЗОЛОТЫХ АЛТАРЯХ рассказаваю отдельно) сияет, как солнце в небесной лазури. Храм Сан
Лоуренсо уникален: обычно азулежуш, хотя играют важную роль в отделке интерьера, не покрывают
полностью всю поверхность стен и потолка. Исследователи до сих пор не могут с уверенность сказать,
где были изготовлены великолепные изразцы Сан Лоуренсо - в самой Португалии, Италии или Голландии.


IMG_5837

IMG_5843
IMG_5846
Интерьер церкви Сан Лоуренсо

Храму Сан Лоуренсо повезло – он уцелел во время ВЕЛИКОГО ЛИССАБОНСКОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
1755 года, надвое расколовшего 18 столетие в истории Португалии. Хотя катастрофическое замлетрясение
называется лиссабонским, оно принесло разрушение и горе не только столице, но, в той или иной
степени, всей стране. Более 400 церквей и дворцов, не говоря уже о жилых домах, было уничтожено
подземными толчками, последовавшими за ними цунами и пожарами. Символично, что о том, как
выглядел Лиссабон незадолго до землетрясения, мы знаем благодаря азулежуш: в Национальном
музее азулежуш хранится грандиозное панно длиной 23 метра, состоящее из 1300 плиток, на
котором запечатлен Лиссабон в 1738 году.


IMG_5840
IMG_5838
Голубые азулежуш в церкви Сан Лоуренсо

Среди бесчисленных потерь португальской культуры были и азулежуш. Сохранившихся после
землетрясения, более или менее умело восстановленных кармических панно насчитывается не так
много. Любители азулежуш специально приезжают в какой-нибудь отдаленный уголок станы, чтобы
полюбоваться редкими изразцами. В путеводителях всегда отмечается, где можно увидеть старинные
азулежуш.Попытки собрать рассыпавшиеся "паззлы" иногда заканчивались курьезно: фрагменты
перепутывались, к телу овечки могла быть приставлена голова поросенка, к голове пастуха – голова овечки.


IMG_6217
Розовые азулежуш в Сильвеше

IMG_5900
Дом в Олау

IMG_6214
Зеленая дверь на зеленой стене  в Сильвеше

Вторая половина блестящего и несчастливого 18 столетия – время строительства и восстановления,
время легендарного маркиза де Помбала, который, став фактическим правителем бедствующей страны,
выстроил на развалинах НОВЫЙ ЛИССАБОН . Стиль архитектуры, названный в честь маркиза "помбалино",
никак не мог обойтись без азулежуш. По инициативе маркиза де Помбала открываются королевские
керамические фабрики, начинается массовое производство изразцов, они дешевеют, становятся
доступным отделочным материалом.


IMG_5914
IMG_5916
Веселые изразцовые стены в  Олау


Многие новые постройки в стиле помбалино сверху донизу покрыты многоцветным изразцовым нарядом.
Эти плитки менее изысканны, чем в пору расцвета азулежуш, но их праздничная декоративность
обогащает даже самую незатейливую архитектуру. В солнечный день, когда изразцовые стены, отражая
свет, словно растворяются в воздухе, а насыщенные краски соперничают яркостью с небом, думаешь –
почему изразцы так мало используются в архитектуре других стран? Ведь кроме того, что они красивы,
у плиточного покрытия есть и чисто практические полезные свойства – летом оно хранит прохладу,
зимой защищает здания от сырости.


IMG_5913
Характерное изображение каравеллы на стене дома  в Олау


После землетрясения азулезуш стали служить оберегами: вошло в обычай помещать небольшие
трогательные панно с изображениями святых на стенах домов – люди верили, что это защитит их
жилища от стихийных бедствий.


IMG_6164
IMG_6163
Изразцовое панно "Дельфины" в Альбуфейре


IMG_6153
Изразцовое панно в Альбуфейре


IMG_6960
Улочка в горной деревне Алте. Над дверью изразец в голландском стиле.


Конечно, фабричные изразцы, выполненные по трафарету, во многом утратили очарование вручную
сделанной уникальной вещи. Можно услышать, что в 19 веке, а уж тем более в 20-м, азулежуш потеряли
право назваться искусством. Но это не так: азулежуш по сей день остаются в Португалии развивающимся
творчеством. Все жители  страны - хозяин деревенского домика, который на свой вкус украшает
цветными плитками родные стены, горожанин, который с пониманием дела выбирает яркую плитку для
балкона или кухни, художник, создающий монументальное панно на станции лиссабонского метро - на
свой лад продолжают историю этого поистине народного, жизнерадостного искусства.

О музыке португальского барокко,
времени высшего расцвета искусства азулежуш,
рассказывает сегодня archigenova

http://archigenova.livejournal.com/39947.html

IMG_5962
Tags: Алгарве, Лиссабон, Португалия, барокко, изразцы, искусство, керамика
Subscribe

Posts from This Journal “Португалия” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 189 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →