Питер Брейгель Старший

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ. ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

5 сентября 1569 года, четыреста сорок четыре
года назад, умер Питер Брейгель Старший.
Великий художник прошлого, он стал
нашим современником,  мудрым
собеседником
людей 21 века.


Городов вавилонские башни,
Возгордясь, возносим снова,
А Бог города на пашни
Рушит, мешая слово.

В. Маяковский     

Что такое Вавилонская башня – символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету.

065_67{C}{C}
Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э.

Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа». Глава 11 начинается с рассказа о башне, однако с 10-го стиха возобновляется прерванная тема родословной: «вот родословие Сима».

25nave_s
Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в капелле Палатина. Палермо, Сицилия. 1140-70 гг.

Драматичная, полная концентрированной динамики легенда о вавилонском столпотворении словно разрывает спокойное эпическое повествование, кажется более современной, чем последующий и предшествующий ей текст. Однако это впечатление обманчиво: исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.    

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты – ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине. Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре высотой 21метр был для своего времени поистине грандиозной постройкой. Возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

3nave08s Строительство Вавилонской башни.
Мозаика  собора в  Монреале, Сицилия. 1180-е гг.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал     в свою державу пленников – почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них - зиккурат Этеменанки («Дом основания неба и земли»), посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи.

IMG_1582Строительство Вавилонской башни.
Мозаика в соборе Сан-Марко, Венеция.
Кон.12-нач.13 вв.


Историки и археологи собрали достаточно доказательств, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменанки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни. Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

2bedfor3Мастер "Часослова Бедфорда". Франция.
Миниатюра "Вавилонская башня". 1423-30 гг. 

В европейском искусстве Средневековья и Ренессанса мы не найдем значительных произведений на интересующий нас сюжет: в основном это мозаики и книжные миниатюры - жанровые сценки, интересные сегодняшнему зрителю как зарисовки средневекового быта. Тщательно, с милой наивностью изображают художники причудливую башню и старательных строителей.

20babel
Герард Хоренбоут. Нидерланды.
"Вавилонская башня" из Бревиария Гримани. 1510-е гг.

Достойного интерпретатора сказание о Вавилонской башне получило лишь на исходе эпохи Возрождения, в середине XVI в., когда библейский сюжет привлек внимание Питера Брейгеля Старшего. О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Исследователи его творчества «вычисляют» биографию мастера, изучая косвенные свидетельства, вглядываясь в каждую деталь его картин.

Valckenborch_tower-babelЛукас ван Фалькенборх. Нидерланды.
Вавилонская башня. 1568 г.

Работы Брейгеля на библейские темы говорят о многом: он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них – сказание о Вавилонской башне.

ztower_bНеизвестный немецкий художник. Вавилонская башня. 1590 г.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!),   принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио? Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше – малая   (60х74см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая   (114х155см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене. Одни искусствоведы весьма остроумно доказывают, что роттердамская картина предшествовала венской, другие не менее убедительно утверждают, что сначала была создана венская. Во всяком случае, Брейгель вновь обратился к теме Вавилонской башни примерно через десять лет после возвращения из Италии: большая картина написана в 1563 г., малая – несколько раньше или чуть позднее.

25babel2
Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня.  Ок. 1563 г.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились   итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.


___1_~1Римский Колизей.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении   с окружающим пейзажем – городом, гаванью,   холмами – представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию.

Но нет гармонии и в самой башне. Похоже, что строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд? Даже в нижних ярусах соседние ячейки отличаются друг от друга, и чем выше башня, тем заметнее разнобой. А на заоблачной вершине царит полный хаос. В трактовке Брейгеля, Господне наказание – смешение языков – настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было   присуще строителям, но все же не мешало работе, пока не достигло какого-то критического предела.

26babel2Питер Брейгель Старший. «Малая» Вавилонская башня. Фрагмент..

Вавилонская башня на этой картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность. Еще копошатся тут и там муравьишки-люди,   еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины – безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.

01babel

Питер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. 1563 г.

Обратимся теперь к большой   «Вавилонской башне». В центре картины - все тот же ступенчатый конус со множеством входов. Облик башни существенно не изменился: мы снова видим разнокалиберные арки и окна, архитектурную несуразицу на вершине. Как и на малой картине, слева от башни раскинулся город, справа – порт. Однако эта башня вполне соразмерна пейзажу. Ее громада вырастает из прибрежной скалы, она высится над равниной, словно гора, но ведь гора, какой бы высокой она ни была, остается частью привычного земного ландшафта.

03babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Башня отнюдь не выглядит заброшенной – напротив, здесь кипит работа! Повсюду деловито снуют люди, подвозятся материалы, вращаются колеса строительных машин, тут и там расставлены лестницы, на уступах башни примостились сарайчики-времянки. С удивительной точностью и истинным знанием дела изображает Брейгель современную ему строительную технику.

Картина полна движения: живет город у подножия башни, бурлит порт. На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки...        

05babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня.
Фрагмент. Царь Нимрод со свитой.

Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией, тонким мастером которой был Брейгель. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением. Да и как может быть иначе: ведь он - сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв.

06babelПитер Брейгель Старший. «Большая» Вавилонская башня. Фрагмент.

Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа
явно зашла в тупик. Но заметим – стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были
быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести "башню высотою до небес", люди занялись более
конкретным и посильным делом – решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности,
к повседневности.     

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу,
и смешение языков им не помеха. Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».

Автор: Марина Аграновская
Источник:http://www.maranat.de
Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 71, август 2003,
в журнале "Введенская сторона" (Старая Русса), № 4, 2012

promo marinagra февраль 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Спасибо за интересную статью! Взаимопонимание - вечно актуальная тема.
Да, поэтому Брейгель вечно современен)

Edited at 2013-09-05 06:31 pm (UTC)
Приходишь вечером с работы, а тут - новый пост. Прямо подарок. Вспомнился миф о Сизифе в интерпретации Камю - смысл в том, чтобы упорно строить несмотря ни на что.
А у меня два выходных по случаю еврейского НГ! Выходные плавно перетекают в уикенд. Была на выставке Макса Эрнста, его знаменитый "Тайный город" очень похож на Вавилонскую башню.
Очень интересный пост! Как прекрасны мозаики Сицилии-сочетание и характер цветов радует глаз. Интересно,что красный цвет там - почти коричневый,а не алый,который бы "выпирал". Почему-то подбор цветов в наших церквях иной,оставляет ощущение пестроты,мишурности.
Я думаю,печальный опыт возведения башни излагался иудеями,с точки зрения которых вавилоняне - заклятые враги, разрушившие Иудейское царство, поэтому и не могли быть показаны в Библии успешными строителями (но возвести в то время на высоту 90м-восхищающий феномен!).
Вы очень верно подметили,что художники (сами - творцы) сочувственно относились к строителям башни.
А есть ли произведения,показывающие момент ее разрушения?
мозаики вообще сдержаннее по цвету, чем фрески. Но если сравнивать не современные произведения, а старые фрески и мозаики в русских церквях, они вполне гармоничны.
Насчет разрушения башни - хороший вопрос, не припомню таких произведений. Но ведь она не была разрушена непосредственно Богом - он вмешал языки и строители перестали понимать друг друга. и строительство заглохло. Так что история с глубоким смыслом. Разрушение на интеллектуальном уровне, так сказать)
Да, грандиозное сооружение, пусть и не получилось, но попробовать стоило))
Параллель между строительством Вавилонской башни и возведением человеческой цивилизации очень интересна. Пожелаем нам удачи в этом нелёгком деле!))
Да, удачи нам всем, независимо от того, на каком этаже башни мы обосновались)
Милая Тигра! Блестящий текст! Я ведь тоже этим как-бы занят: возвожу свои АэроГЭС до небес... И также богооставлен. :)
Спасибо Львенок! Ну-ну, не так мрачно, ты из тех, кто стремится к высотам)
Долгострой мирового масштаба.. А ведь наверное так и есть- сколько существует человечество, столько длится ремонт на нижних этажах, а верхние как были, так и остаются незаконченными и перекошенными, да и работа там не особо кипит..
Спасибо, отличная статья!
Спасибо, Ольга, я думаю, что есть народы, которые устремятся к верхним этажам в своих попытках познания и переустройства мира, а есть более конкретные, которые работают на нижних и обустраивают повседневную теперешнюю жизнь, без особы мыслей о будущем. Голландцы именно таковы)
Никогда не задумывалась о философской стороне этого сюжета - строить, созидать свой Мир, свою жизнь, но не для себя, а для всех - не смотря на всевозможные препоны; несмотря на непонимание тех, кто и для кого создает; несмотря на невозможность дойти до конца. И как, с течением времени, меняется представление о невозможности дойти до донца: от малого до бесконечного.
Сюжет очень глубокий, а уж когда за него берется такой глубокомысленный художник, как Брейгель! Получается притча на все времена)
Очень интересно, и финал статьи понравился! Вспомнился Маркес "Сто лет одиночества" книгу дописал - и все закончилось. Но в все-таки в этом бесконечном процессе важно стараться и хотеть ну как бы "закончить", делать все для этого, и тогда все будет хорошо, мне кажется.)
) Живой журнал - это тоже что-то вроде Вавилонской башни. А а уж Википедия - точно. Один построил, другой разрушил))))
Ах,Марина,как твой пост кстати.Я тут начала строить себе грандиозные планы, так как нашла хороших людей,куда можно отвозить маму на время моих поездок.Но моя Вавилонская башня разрушилась в одну минуту.Вчера мама упала - и перелом шейки бедра.Пока еще я не осознала всей этой беды. Вот - и в журнал к тебе заглянула, и с интересом прочитала.Ведь жить как-то нужно.И строя для себя Вавилонские башни,наверное,не стОит думать о том,чем это обычно заканчивается...
Спасибо,Мариночка.Пост - супер.
Действительно, большая беда, которая так часто подстерегает пожилых людей. Желаю тебе справиться и с этим, Галя, что же делать(((((( Ты такая мужественная и оптимистичная, держись!
Марина, прекрасный пост, почему то пропустил его. Особенно понравились предтечи Брейгеля, как образ Вавилонской башни представлялся каждому художнику. В целом статья с анализом темы маленький шедевр.

P.S. Пока суд да дело, нарезаю круги вокруг Базеля, сначала хотели остановиться на одну ночь, но теперь уже видно, что нужно как минимум два дня, включая экскурсию на трамвайчике, не Лиссабон конечно, но должно быть тоже ничего.
обижаете! Базель - мой любимый город! Да, в Базеле тоже есть трамвайчик. Зелененький, драммли вроде его зовут)
А Вы сами или с экскурсией?

Edited at 2013-10-02 04:54 pm (UTC)