Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Category:

Барселона Антонио Гауди: утро в парке Гуэль

IMG_0913
10 июня 1926 года в Барселоне умер Антонио Гауди. За три дня до этого 73-летний архитектор попал под трамвай и его, плохо одетого, неопрятного, поместили в больницу для бедных. Когда друзья, наконец, нашли Гауди, спасти его жизнь было уже невозможно. Гауди вовсе не был бедняком или неудачником – первый архитектор Барселоны, строитель собора Саграда Фамилия, он попросту не обращал внимания ни на что, кроме своей работы. Как он выглядит, сколько ему заплатили – все это было не то чтобы второстепенно, а вообще не важно.

IMG_0946

IMG_1009

Прогулочный виадук парка Гуэль. Колонны подобны древесным стволам.

Каждый подлинный художник живет в своем мире, но Гауди был погружен в мир своего творчества полностью. Законы этого мира диктовала ему  одна лишь природа. В парке Гуэль  шероховатые колонны подобны стволам, их капители - древесным кронам, а скамья изгибается, как змеиный хвост или набегающая на берег волна.

IMG_0932
IMG_0925
IMG_0924

Арки из необработанного камня напоминают естественные гроты

Можно ли вообще назвать Гауди архитектором? Кажется, что он не строил, а лепил, не конструировал, а растил свои произведения, словно живые существа. Искусство для Гауди было единым, неделимым на эпохи, стили, жанры.  Где кончается в  парке Гуэль архитектура и начинается скульптура?   Или это и вовсе не архитектура и не скульптура, а объемная живопись? Лоскутный ковер, в котором лоскутками служат керамические осколки... Наклонно стоящие античные колонны рядом со сказочными  разноцветными шпилями…


IMG_0945IMG_0927
Скамьи подобны нагромождениям камней

Парк Парк Гуэль в его нынешнем виде родился из коммерческой неудачи – по заказу предпринимателя Эусеби Гуэля Гауди должен был создать город-сад, застроенный десятками красивых вилл. По разным причинам – отдалённость земельного участка   от центра Барселоны, экономический кризис,   необычность идеи и новизна архитектуры, участки не были раскуплены. Гауди не построил и трети того, что замышлял, но созданного им оказалось довольно, чтобы парк Гуэль стал самым необычным местом в богатой красотами Барселоне.


IMG_0930IMG_0916IMG_0947
Вилла, в которой жил  Антонио Гауди, ныне музей Гауди

В этом году исполняется сто лет с тех пор, как работы в парке были закончены, но понятие времени к этому ансамблю неприменимо так же, как к вечно строящемуся собору Саграда Фамилиа. Особенно это чувствуется ранним утром, когда в парк еще не набежали толпы туристов, и он выглядит так же, как в те дни, когда в одном из двух построенных для образца коттеджей, жил Антонио Гауди.


IMG_0963

Храм" с дорическими колоннами, в котором предполагалось открыть торговый павильон

Я приглашаю вас пройтись по утреннему парку Гуэль, заглядывая в книгу Петра Вайля "Гений места".
Мне кажется, Вайль нашел для Гпауди самые верные слова – не логические, а поэтические.


IMG_0967
IMG_0966

Потолок Дорического храма украшают мозаичные медальоны из черепков и осколков цветного стекла

"Архитектура как скульптура, зодчество как ваяние - вот что такое Гауди".

IMG_0957IMG_0964

IMG_096186 наклонных колонн Дорического храма

"Павильоны в виде холмов, гроты и пещеры, фигуры диковинных нестрашных монстров, каменные
пальмы.Целый лес колонн, где бетонные деревья стоят, как пьяная компания, и начинает
кружиться голова…"


IMG_0988IMG_0952
Знаменитая  мозаичная игуана встречает посетителей у входа в парк Гуэль

""В природе нет прямых линий", "природа не бывает одноцветной", - любил повторять Гауди.
Оттого у него все так плавно и пестро - весенний ландшафт, что ли, в котором лишь угадывается
жесткая готическая основа."

IMG_0955IMG_0950

Вид на домик привратника


"Плавность, гладкость, обтекаемость, отсутствие прямых линий и острых углов, яркие цвета и
аппликации - все, что характерно для архитектуры арт-нуво,   - Гауди   словно   одухотворил:
его   дома не воспринимаются конструкциями."



IMG_1007
Карниз Дорического храма: львиные головы и  спинка змееподобной скамьи


IMG_1004IMG_0994

Змееподобная скамья

"Длинная волна одной вьющейся на сотни метров скамьи с мозаикой
из разноцветного битого стекла,
абсолютно разная в разное время дня и при смене погоды."


IMG_0980
IMG_0998
IMG_0976
"Архитектура, - говорил Гауди, - есть распределение света".


IMG_0996IMG_0992

IMG_0995
Шпиль вентиляционной башенки  с пятиконечным объемным крестом

"Все, что делал Гауди, так или иначе окрашено его глубокой набожностью.
Даже экологический
принцип использования отходов - на украшение шли битые бутылки, каменная крошка, осколки
керамики: в природе лишнего не бывает."


IMG_0993

IMG_0979
IMG_0981

IMG_0984

"Гений на краю безумия, он шел извилистым путем по волнистой грани. Но любой идущий вслед
за ним обречен с этой грани сорваться, оказавшись даже не безумцем, а глупцом, который вызвался
тягаться - нет, не с Гауди, а с его заказчиком. С тем, на кого работал творец Барселоны. Как-то к нему
в очередной раз пристали с упреками за медлительность. "Мой клиент не торопится", - сказал Гауди."

IMG_1006
IMG_1005
IMG_0977
IMG_0972
Коллажи из  керамических осколков на спинке скамьи

Tags: Антонио Гауди, Барселона, Испания, Каталония, архитектура, изразцы, керамика, сады и парки
Subscribe
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →