Кажется, нужно быть просто безумцем, чтобы повернуться спиной ко всем красотам Венеции,
оставив "недосмотренные" музеи, храмы, палаццо (а кто, скажите, может утверждать, что он
видел в Венеции все?), и отправиться на водном автобусе "вапоретто" на островок Бурано. Чем
же после красот Венеции может поразить нас этот островок, на котором жили испокон веков
рыбаки да кружевницы?
А вот и остров Бурано. Над невысокими домиками видна "падающая" колокольня.
На площадь, названную в честь уроженца острова композитора Бальдассаре Галуппи,
выходят самые представительные фасады Бурано. Музыку Галуппи можно послушать здесь:
http://archigenova.livejournal.com/29026.html
Слева - памятник Бальдассаре Галуппи на площади Галуппи в Бурано
И все-таки отправиться на Бурано стоит, тем более, что это совсем недалеко – всего в 11
километрах от Венеции. От пристани Сан Марко до Бурано можно доплыть минут за тридцать-сорок.
Бурано - не самый маленький из островов Венецианской лагуны, но все же он очень мал: здесь живут
около 3 000 человек, несколько улиц-каналов Бурано можно обойти за полчаса. Тех, кто ищет на
Бурано архитектурных красот, ждет разочарование: самый красивый, да что там, единственный
дворец островка, Палаццо Падеста, расположенный на опять же единственной большой площади,
носящей имя композитора Галутти, выглядит скромнее самого скромного венецианского палаццо.
Единственная церковь Сан-Мартино, в которой, впрочем, есть картина Тьеполо (а есть ли в Венеции
храм без хорошей картины?) более всего знаменит своей "падающей", подобно пизанской башне,
52-метровой колокольней-кампаниллой.
Нет, то, ради чего мы приехали на Бурано и архитектурой-то назвать трудно – вдоль каналов с узкими набережными тянутся простые, проще некуда, незатейливые двух- или трехэтажные домики. Но как же они живописны! Окрашенные в немыслимо яркие, сочные цвета, они напоминают разбросанные у воды игрушечные кубики, детский рисунок или декорацию к веселому мультфильму. Каждый уголок Бурано – узкие, как коридоры, улочки, похожие на комнаты дворики, каналы с горбатыми мостиками, - сюжет для живописного полотна. Вывешенное из окон, как это водится в Италии, белье, отражения в воде каналов, разноцветные лодки, горшки с цветами на карнизах – все это добавляет ярких пятен в радужный городской пейзаж.
Кажется, что улицы Бурано декорировал дизайнер с хорошим вкусом: развесил белые
простыни, чтобы оттенить насыщенный цвет стен, раскрыл зонтики и натянул тенты над
столиками кафе и плавучими магазинчиками –лодками, с которых торгуют свежей рыбой,
овощами и фруктами.
Считается, что ярко окрашивать дома начали на острове для того, чтобы рыбакам, которые
возвращаются ночью с уловом, легче было издалека увидеть свое жилище и направить к нему
лодку. Сейчас эта традиция заботливо поддерживается – островитян, которые пренебрегают
окраской домов, городские власти могут оштрафовать. При этом цвет краски для домика жители
выбирают по утвержденному каталогу.
Веселую пестроту островка оттеняет белизна знаменитых венецианских кружев, которые с 15 столетия плетут на Бурано. Есть красивая легенда, объясняющая, почему именно на Бурано женщины занялось кружевоплетением – девушка хотела повторить узор ажурной водоросли, которую нашел в море ее возлюбленный, рыбак, и сплела первое кружево. Более прозаическое объяснение – женщинам острова приходилось постоянно ремонтировать сети, и рыбачки с ловкими пальцами стали проворными кружевницами.
Венецианское кружево выглядит очень сложным и замысловатым, но говорят, что его исполнение под силу даже начинающим, потому что простая техника позволяет скрыть небольшие погрешности. Кружево плетется из крепких и тонких белых ниток с помощью простой швейной иголки. Контуры будущей композиции – пейзажи, фигуры людей и животных, растения, корзины с цветами, гондолы – наносят на пергамент, после чего кружевница заполняет контуры так называемым венецианским швом.
Венецианские кружева знавали разные времена – в 16 столетии на островке была создана школа кружевниц под патронажем герцогини Маросины Маросини, в которой трудились 130 мастериц. Кружева плели не только островитянки с Бурано, но и монахини в монастырях Венецианской лагуны. Венецианские кружева ценились в Европе буквально на вес золота, украшали костюмы особ королевской крови. Так на коронации Ричарда III 22 июня 1483 года его супруга королева Анна была одета в плащ, богато отделанный венецианскими кружевами, а костюм Людовика
XIV в день его коронации 14 мая 1643 украшал воротник, над которым венецианские кружевницы трудились два года.
Секреты кружевоплетения охраняли почти так же строго, как тайны изготовления венецианского стекла на острове Мурано. Тем не менее, есть версия, что в 1665 году французы переманили нескольких кружевниц с Бурано. И хотя Венецианской республике удалось вернуть кружевниц обратно, изменницы успели научить француженок хитростям кружевоплетения.
Во второй половине 17 столетия венецианские кружева вступают в жесткую конкуренцию с французскими, кроме того, высокие пошлины ставят старинный промысел под угрозу. К концу существования Венецианской республики (1797) число кружевниц уменьшилось, импорт прекратился, кружевоплетение стало семейным делом островитянок.
Венецианское кружево возродилось во многом благодаря обрушившемуся на рыбацкий остров несчастью. В 1872 году лагуна вымерзла из-а сильных морозов, рыболовство стало невозможным. Решение графини Адрианы Марчелло вновь наладить на острове кружевоплетение было спасительным для экономики острова. Нашли последних старушек-кружевниц и на острове вновь открылась школа кружевоплетения. В 1875 году в ней были уже более ста учениц,
среди них - дворянки и особы королевской крови.
Графиня Марчелло умерла в 1893 году, и ее дело продолжил сын. Школа процветала до 1930-х годов, но затем производство кружев пошло на убыль, и в 1970 году уникальная школа кружевниц была закрыта. Сейчас об истории венецианского кружева можно узнать в музее кружева, расположенном рядом с бывшем дворцом Подесты. Кружева плетут, как и в давние времена, дома; большинство кружевниц немолоды, в шутку их можно назвать "бурановскими бабушками".
Причины угасания промысла прозаичны: очень высокая стоимость изделий, очень трудоемкая работа. Чтобы сплести большую скатерть тонкой работы, десять кружевниц должны трудиться три года! Не удивительно, что драгоценные венецианские кружева вытесняются машинными. Среди бесчисленных магазинчиков Бурано, торгующих кружевами, есть и дорогие салоны, и не вызывающие доверия лавочки, где туристам под видом венецианских кружев предлагают подделки.
И все же трудно поверить, что это промысел исчезнет! Жакеты, воротники, шали, зонтики, веера, сумочки, скатерти, салфетки, кружевные хлебницы для булочек, постельное белье, приданое для младенцев, настенные панно, закладки… В бурановских кружевах столько разнообразия, вкуса, фантазии, но как найти всей этой красоте место в повседневной жизни, в современном доме, в модном гардеробе? Мало кто может позволить себе купить работы венецианских кружевниц, большинство туристов ограничиваются небольшими сувенирами. Вот и я купила… что? ну конечно же, белоснежного кружевного котенка! ))))
Музыку уроженеца острова Бурано
композитора Бальдассаре Галуппи
можно послушать у archigenova
http://archigenova.livejournal.com/29026.html
Journal information