Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:

Минареты Стамбула

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
 (Женский портрет).   1993

IMG_0068


У путешествий в нетуристический сезон – с ноября по март – есть свои плюсы. Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные,  не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густая листва.   Как хороши в сочетании с изысканным узором веток   купола,
шпили, а в Стамбуле – минареты,   настолько тонкие, что их можно уподобить древесным стволам.

IMG_0077


IMG_9736
"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.

IMG_9730
IMG_9728

Впрочем, у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минареты вызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


IMG_9918
IMG_9913

Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через  без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью. Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского  собора.

IMG_9754


Но давайте   не будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
 500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни к современному исламу
и перенесемся в Османскую империю   16-17 веков, государство, по тем временам,  
очень веротерпимое.   



IMG_0404

IMG_0415
Мечеть Сулеймание. 1557 г . Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому – мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога. В европейской части города находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) – район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромными мечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.


Panorama2

Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.


Красиво! Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее,
инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


IMG_9783

Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог  с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглись у воды, взобрались на
 холмы. Их приземистые монохромные тела (вся красота и яркость внутри!) были бы совсем
 неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественных вертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.


IMG_9779

IMG_9800



Посмотрим же на минареты без предвзятости – они очень стройны, изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты –
круглые, иногда с ложбинками-каннелюрами, очень узкие, с заострённым конусообразным
завершением.  Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
 другом призм.


IMG_0155

Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.)  на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов – от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетей возносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.


IMG_9903
IMG_9921
Минарет Голубой мечети  (1616 г .) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву. Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет, а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.

IMG_0417

IMG_9887aIMG_9890
IMG_9889
Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочет возвести золотые ("алтын") минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" – шесть. Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлось возвести еще один – седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.


IMG_9885

Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.


О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него  пока сквозь струи фонтана.

IMG_9896
Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Так четыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.



IMG_0400Мечеть Сулеймание (1557 г .) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны – подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

IMG_0427

IMG_0424

Голубая мечеть Султанахмет  с  ночной подсветкой

Tags: Стамбул, Турция, архитектура, искусство ислама, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo marinagra february 28, 2015 07:47 238
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

Recent Posts from This Journal