Соломенная шляпка

"Ренессансный островок" в Нюрнберге: дом Тухеров и зал Хирсфогеля

IMG_7868

Надо ли заново строить полностью разрушенные памятники архитектуры? В Германии считают, что надо.
С каждым годом "новых старых" памятников становится в этой стране все больше.

2 января 1945 года Нюрнберг был на 90 процентов разрушен воздушными бомбардировками союзников,
поэтому турист не может не озадачиться
вопросом: каким образом уцелели музейные ценности и
убранство храмов? Сколько лет этим башням и стенам – пятьсот или пятьдесят, сто или… десять?


IMG_7812

IMG_7808


Уголки  старого Нюрнберга

Конечно, полностью восстановить разрушенный город невозможно. В

историческом центре Нюрнберга множество ничем не примечательных

современных зданий, улиц, кварталов, среди которых разбросаны фрагменты

старого города, чудом сохранившиеся, отреставрированные или заново

построенные. Один из таких фрагментов с некоторых пор называют

"ренессансным островком": на этом "островке", чуть в стороне от старого

центра, стоит дом, или, если перевести буквально, маленький дворец

Тухеров (Tucherschloesschen) и рядом с ним, в саду, домик с залом

Хирсфогеля (Hirsvogelsaal).

IMG_7849

IMG_7852

Дом Тухеров. Вид с улицы.

Благородные нюрнбержцы из рода Тухер фон Зимельсдорф были богатыми

купцами. Их портреты писал в 1499 году сам Альбрехт Дюрер, их дом в

Нюрнберге, построенный в 1533-44 годах, похож на маленький

замок.

Посмотрим на южный фасад дома Тухеров, выходящий на улицу.

О сходстве с ренессансными замками Франции должны напоминать три

башенки, венчающие постройку. Эркер-фонарик - деталь местной

архитектуры. Такие эркеры в Нюрнберге называют "хёрляйн".

IMG_7818

IMG_7816

Парадный  вход в дом Тухеров

Главный вход, с двумя арками, разделенными колонной тосканского

ордена (элегантное напоминание об Италии!) находится во внутреннем

дворе дома.


IMG_7836
IMG_7822


Дом Тухеров. Вид со стороны сада.

Северный фасад, обращенный к разбитому за домом ренессансному

саду, наряднее южного и еще ближе к прототипу – французскому замку.

Восстановление сада стоило не малых трудов, ландшафтных дизайнеров

отбирали по конкурсу! Летом садик, наверное, очень хорош, да и зимой

в нем есть какая-то скромная прелесть.

IMG_7838

IMG_7840
IMG_7841


Интерьеры дома Тухеров.

Внутри дома достоверно воссоздана обстановка богатых жилых покоев

16 столетия. Итальянская и немецкая мебель, посуда, гобелены, картины,

разные мелочи, цветы в вазе, фрукты на столе… Кажется, хозяева лишь

на минутку вышли из этих комнат. И действительно, иногда в доме появляется

"хозяйка" – актриса в старинном костюме, изображающая Катарину Тухер.

Она встречает гостей и проводит экскурсии в форме мини-спектакля.


IMG_7843

IMG_7847


Интерьеры дома Тухеров.

Дом Тухеров был сильно разрушен в 1945 году, но к счастью, все ценные

предметы, так же как экспонаты других городских музеев и церковное

убранство, были предусмотрительно спрятаны в надежном убежище. В 1960-е

годы дом был восстановлен, и музей открылся вновь. Кстати, дом до сих пор

принадлежит потомкам Тухеров.

IMG_7835

IMG_7834
Зал Хирсфогеля

С 2000 года в музейный комплекс входит ближний сосед и ровесник дома

Тухеров, зал Хирсфогеля,построенный в 1534 году. Этот зал нюрнбергский

патриций Линхард Хирсфогель подарил невесте на свадьбу. Зал примыкал

к дому Хирсфогеля и предназначался для концертов и праздников.

Дух
античности и образы итальянского Ренессанса вдохновляли архитектора

Петера Флётнера. Деревянные панели, великолепный камин, бюсты

двенадцати римских императоров,потолочная картина "Падение Фаэтона" –

такого интерьера в Нюрнберге, да и вообще в Германии, еще не видели.


IMG_7830

Интерьер зала Хирсфогеля

Бюсты императоров были расположены в хронологическом порядке, начиная

с Юлия Цезаря и заканчивая Домицианом, под каждым бюстом - картина на

сюжет из жизни императора. Созданная учеником Альбрехта Дюрера Георгом

Пенчем роспись "Падение Фаэтона", состоящая из двадцати холстов, стала
одной из первых потолочных картин с оптическими иллюзиями
в Северной Европе.


IMG_7828


Интерьер зала Хирсфогеля

Сюжет картины оказался пророческим: миф о падении беспечного Фаэтона,

которого Зевс низверг с небес на землю, трактовался в те времена как

предостережение от излишнего самомнения и гордыни. Заказчик постройки,

расточительный Линхард Хирсфогель, подобно Фаэтону, пал с высот благополучия

в бездну финансовой несостоятельности, его брак расстроился, молодая жена

вернулись домой в Аугсбург, и мужу не удалось погасить долги с помощью ее

приданого.

IMG_7831


Фрагмент потолочной картины "Падение Фаэтона".

Не повезло и дому Хирсфогеля: он был до основания разрушен бомбардировкой

1945 года. В путеводителях, выпущенных до 2000 года, вы не найдете упоминаний

о нем. Дом Хирсфогеля восстанавливать не стали, а зал построили заново в 150

метрах от того места, где он находился раньше. И надо сказать, что в ансамбле с

домом Тухеров он смотрится очень неплохо, будто всегда там стоял. В зале на 60

мест, как и было когда-то задумано амбициозным заказчиком, проходят праздники

и концерты.


IMG_7837


Зал Хирсфогеля на новом месте

Интерьер зала, который, по мнению многих историков искусства, был "самым строгим

и самым прекрасным произведением немецкого ренессанса", восстановили по

возможности близко к оригиналу. Насколько точно удалось воспроизвести убранство

зала? Судя по репликам искусствоведов, зал восстановлен с максимальной бережностью

и тактом, но, увы, утрачены и воскрешению не подлежат очень многие детали

интерьера. Даже бюсты римских императоров, которые были во время войны спрятаны,

так и не нашлись, и современным художникам пришлось заново создавать их по
античным образцам. То, что мы видим сейчас, уступает утерянному оригиналу, но если
об этом не думать, зал очень хорош! В этом "новоделе", пожалуй, удалось передать
главное – дух немецкого ренессанса.

IMG_7845


Остается добавить, что на восстановление "ренессансного островка" в Нюрнберге

было потрачено 5,3 миллиона немецких марок, то есть около 2, 65 миллионов

евро, и что большая часть этой суммы - пожертвования банков и прочих состоятельных
спонсоров. А это лишь один, и далеко не самый крупный, из "новоявленных"

памятников архитектуры, появившихся на туристической карте Германии в

последние десятилетия.

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
НЮРНБЕРГ
Пользователь bydda_krishna сослался на вашу запись в записи «НЮРНБЕРГ» в контексте: [...] Оригинал взят у в "РЕНЕССАНСНЫЙ ОСТРОВОК" В НЮРНБЕРГЕ: ДОМ ТУХЕРОВ И ЗАЛ ХИРСФОГЕЛЕЙ [...]
Марина! Здания и интерьеры необыкновенно красивы. Спасибо Вам большое за фотографии. Наверно, Германия может себе позволить такие траты. Вероятно, это оправдано. Ведь проблем там, думаю, достаточно, но все же - основные проблемы так или иначе решены. Это я сравниваю с Россией:)
Рада, что вам понравилось. В Германии не то что денег больше, они по другому распределяются. Я посмотрела этот список спонсоров - впечатляет. Местные фирмы и банки считают своим долгом сделать крупные пожертвования на реставрацию. Просто даже неприлично не присоединиться. И эти деньги обычно не разворовываются, а идут по назначению. В итоге - и реставрация делается, и фирмы подтверждают этими жестами свою солидность и улучшают свой имидж. Вкладывая деньги, они тоже выигрывают).
Я спешила, и, к сожалению, пропустила зал "история реставрации". Обычно в таких залах много фотографий "до и после" и обязательно сведения о благотворителях.
Государство в одиночку не потянуло бы восстановление сотен памятников.

Edited at 2013-01-22 02:37 pm (UTC)
Пока в Нюрнберге не был, но по фоткам мне там очень понравился фонтан! Там столько фигур! Оригинальных и смелых! ))
В Нюрнберге много интересных старинных фонтанов, больших и малых, современных интересных статуй и небольших памятников. Если есть время, очень неплохо их все найти и осмотреть. Вы наверное о фонтане на рыночной площади говорите?
Увы! Она уже до войны была ветхая, от хранения в скатанном виде она вся осыпалась.((((((
Удивительные интерьеры: пышные, но без излишней помпезности,при этом по-итальянски много воздуха и света.
Чувствуется, что все это построено уже ПОСЛЕ Дюрера в ЕГО городе)
Еще один аргумент в споре о том, надо ли восстанавливать разрушенное. Помню еще давно, когда в Москве только восстановили Казанский собор, была дискуссия о том, нужен ли Москве этот "новодел". О том, что до восстановления собора на этом месте были общественные туалеты, дискутирующие очень быстро забыли. Их волновало, что современные кирпичи отличаются по химическому составу от тех, которые делали в семнадцатом веке.
Нужно просто принять неизбежность каких-то неточностей и неизбежных потерь. Если есть документы, которые делают восстановление возможным, конечно, стоит восстанавливать. Тем более крупные здания, котыоре создают силуэт города и связаны с его историей.
Но скепсис и фырканье в моде(((
Любовалась на прекрасные фотографии, но было очень грустно. Вот читаю сейчас про белорусские города и практически о каждом можно встретить такую фразу "В Могилёве сохранилось относительно немного достопримечательностей (большинство было взорвано в послевоенное время)" (с). Вместо того, чтобы восстанавливать то, что пережило войну, все старательно разрушали. Уничтожали память о польском периоде, католичестве, вообще всех связях с Западом.
А о том, чтобы сейчас восстановить взорванное, нет уже и речи, наверное(((
Удовольствие - определяющее слово.
У Вас классные экскурсии. Хороши и фото, и тексты.)
Стараюсь, стараюсь)))Спасибо.
фотография меня все больше увлекает).
Иногда не фотография становится иллюстрацией тексту, а текст - подписью к фотографии),
Мне кажется, что Очень Правильно - восстанавливать утерянные во время войны шедевры архитектуры. И пусть стены новые, история все равно в них отражается. Ковровые бомбардировки уничтожили Нюрнберг, но, благодаря политике сохранения памятников, у меня была возможность полюбоваться и на домик Дюрера, и на крепость, и на фахверковые дома и послушать орган в Фроенкирхе. А вот дворец
Тухеров и зал Хирсфогеля я не помню. Благодаря Вашему прекрасному рассказу и прекрасным фотографиям я узнала еще один уголок Нюрнберга.
) а я, представьте, как раз думала о Вас, когда делала пост.
Что Вы были в Нюрнберге, но этого комплекса, наверняка, еще не видели.
Ну что тут скажешь...Как раз после просмотра "Нюрнбергского процесса"...Только руками разведешь.
Рядом - Острог.Древнейший город.Кое-что,конечно,осталось. И кое-как подновляют. Но сердце болит,когда вижу,как старинные дома идут под снос. А какая там была синагога!И что теперь?
С другой стороны - Славута - бывшая резиденция богатейших польских князей - Сангушко.Конечно,камня на каине не осталось.А в 1965 (!)году все их склепы из костела вынесли и неизвестно куда выбросили.

Спасибо,Марина.Браво,Германия!
Это еще небольшой скромный объект. Восстановили из руин резиденцию епископов в Вюрцбурге, Золотой зал ратуши в Аугсбурге, резиденцию баварских курфюрстов в Мюнхене и много всякого прочего. Очень жалко и Острог, и Славуту. Одни названия этих городов - сгусток истории...
Очень красиво.
Глядя на то, что получилось в результате стараний людей, я тоже начинаю думать, что заново строить полностью разрушенные памятники архитектуры порой нужно...
Безусловно возмутительный фальшак. И такое по всей Германии.
"РЕНЕССАНСНЫЙ ОСТРОВОК" В НЮРНБЕРГЕ: ДОМ ТУХЕРОВ
Пользователь oletta_mariposa сослался на вашу запись в записи «"РЕНЕССАНСНЫЙ ОСТРОВОК" В НЮРНБЕРГЕ: ДОМ ТУХЕРОВ И ЗАЛ ХИРСФОГЕЛЯ» в контексте: [...] Оригинал взят у в "РЕНЕССАНСНЫЙ ОСТРОВОК" В НЮРНБЕРГЕ: ДОМ ТУХЕРОВ И ЗАЛ ХИРСФОГЕЛЯ [...]
НЮРНБЕРГ. Возрождение из руин.
Пользователь habanerra сослался на вашу запись в записи «НЮРНБЕРГ. Возрождение из руин.» в контексте: [...] Оригинал взят у в "РЕНЕССАНСНЫЙ ОСТРОВОК" В НЮРНБЕРГЕ: ДОМ ТУХЕРОВ И ЗАЛ ХИРСФОГЕЛЯ [...]
Ренессансный островок в Нюрнберге: дом Тухеров и зал
Пользователь buulik сослался на вашу запись в записи «Ренессансный островок в Нюрнберге: дом Тухеров и зал Хирсфогеля» в контексте: [...] нал взят у в "РЕНЕССАНСНЫЙ ОСТРОВОК" В НЮРНБЕРГЕ: ДОМ ТУХЕРОВ И ЗАЛ ХИРСФОГЕЛЯ [...]