Соломенная шляпка

ОБУВЬ В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

В замечательном и содержательном журнале zalgalina появился пост,

за который я ей очень благодарна, о Еврейском Доме в городе Черновцы
и об истории евреев в Черновцах.С этим городом в нашей семье многое
связано, я несколько раз бывала в Черновцах в юные годы.
Спасибо, Галина!

Рассказ о Еврейском Доме в Черновцах можно прочитать
в журнале zalgalina вот здесь: http://zalgalina.livejournal.com/43093.html
Один редкий экспонат, который сфотографировала Галина, стал темой моего
 поста. Это халица-ботинок. Когда-то я составляла небольшой текст
о роли обуви в еврейской традиции. Но видеть настоящий халица-ботинок мне
не приходилось.



f94

Еврейский сапожник. Варшава, фото 1927 г.

Обувь всегда была очень важна для евреев. Талмуд утверждает: «Человек должен продать крышу
своего дома, чтобы купить себе обувь». Мудрец Рабби Акива учил своего сына Иешуа никогда не
ходить босиком.
Каббалисты описывают наше тело как «ботинок для души». Точно так же, как
ботинок защищает ногу от грязи, наша душа нуждается в защите на протяжении ее земной жизни.

В Торе несколько раз упоминаются наалаим - сандалии с деревянной или кожаной подошвой,
которые завязывались вокруг икры шнурками, веревками или ремешками. В «Песне Песней»
сказано: «Как прекрасны ноги твои в сандалиях...» Помимо наалаим в древнем Израиле носили
и плетеную обувь, которую изготавливали из веревок или ремешков. Позднее появились
деревянные или кожаные башмаки и сапоги, однако основной обувью оставались сандалии -
совсем простые у бедняков, украшенные золотыми шнурами и драгоценными камнями у знати.

Ходить босиком считалось неприличным, но в определенные моменты было запрещено носить
обувь. Так при входе в Иерусалимский Храм, во избежание внесения нечистоты, всем следовало
разуться, и священники вели службу босиком. В Талмудическую эпоху следовало разуваться
при вступлении на Храмовую гору. Босиком или в особой обуви ходили те, на кого был
наложен херем – отлучение. Ученому, знатоку Талмуда воспрещалось ходить в заплатанной обуви.

7a

Еврейский сапожник и подмастерья. Гравюра 1770 г.

Среди хасидов поныне существует традиция снимать обувь, приходя на могилу цадиков, -
святых людей. Эта традиция объясняется    словами из книги "Шмот" (Исход),   которые  
услышал Моисей,   когда Всевышний явился ему из горящего куста: «Сними свою обувь,
ибо земля, на которой ты стоишь, свята».

Кожаная обувь в еврейской традиции считается знаком достатка, телесного комфорта,
чувственного наслаждения, поэтому в день траура по разрушенному Иерусалимском
у храму 9 ава, а также в Судный день Йом-Киппур носить кожаную обувь запрещается.
Кроме того, обувь из натуральной кожи не надевают в дни траура и поста потому, что
она напоминает о невольном грехе человечества – убийстве и причинении страданий
животным.

Udovin_016

Соломон Юдовин . Сапожник.
Из цикла «Былое».1926 г.

Обычаи, связанные с обувь играют важную роль во время траура по умершему
родственнику. Во время шивы (семи дней траура) скорбящие не надевают кожаную
обувь. Если скорбящий по родственнику должен выйти из дома, он может надеть
кожаную обувь, но должен снять ее, придя обратно. При этом в кожаную обувь кладется
маленький камушек, чтобы тот, кто ее носит, не забывал о своей скорби.

1395

Обряд халица в Голландии. Гравюра начала 18 века.


Из всех еврейских традиций, связанных с обувью, самая   необычная называется    халица.
В книге «Дварим» (Второзаконие) говорится, что если женатый человек
умирает
бездетным, имея неженатого брата, брат должен жениться на овдовевшей невестке,
чтобы продолжить имя покойного.

Упоминание этого обычая мы встречаем в «Мегилат Рут» (Книга Руфь). Наоми говорит своей
невестке Рут, что одна должна пойти ночью в амбар, лечь рядом с Боазом и снять его обувь.
Однако брат умершего может отпустить невестку, чтобы она вышла замуж за кого-то другого.
Эта церемония, которая считалась весьма унизительной для мужчины,   и называется халица.
Вдова и брат умершего приходят в еврейский суд Бет Дин. Брат умершего надевает на правую
ногу так называемый халица-ботинок. Это специальная обувь, сделанная из кожи кошерного
животного, состоящая из двух частей, соединенных кожаным шнурком.

1394
Выкройка традиционного халица-ботинка


Мужчина выставляет вперед ногу в зашнурованном ботинке. Вдова объявляет, что брат ее
умершего мужа отказывается на ней жениться, и он это подтверждает. После этого вдова
нагибается, правой рукой развязывает шнурки ботинка, снимает его с ноги мужчины и
отбрасывает через плечо, затем плюет на пол и произносит на иврите: «Так поступают с
человеком, который не созидает дома брату своему, и нарекут ему имя в Израиле: дом
разутого». Слова «дом разутого» все присутствующие повторяют трижды. После этого судьи
произносят формулу, освобождающую брата умершего от обязанности жениться на вдове.

Так самая обычная вещь – обувь - связана в еврейской традиции со святостью и с набожностью,
с выражением скорби и с осуждением.



IMG_0342

Халица-ботинок. Экспонат Музея истории евреев в России.Москва

Posts from This Journal by “еврейская история и культура” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Надо же как интересно! Спасибо!
Сама удивляюсь) Надо ж такие обычаи придумать)))) Ботинками швыряются)))
То же самое воскликнула я: надо же как интересно!
А про Халицу я видела один фильм. Там как раз все очень хорошо описывается)))
Где ж такие фильмы показывают?
А я вот фильма не видела, ботинок живьем не видела,однако пишу)
Ничегошеньки не знала! Спасибо)
Невероятно! Совершенно новый для меня обычай! И какой интересный! Спасибо большое!!!
). Я как себе все это представлю))))) Несчастный брат покойного(((((
Судя по этому посту можно только себе представить, сколько интересного можно рассказать о каждом экспонате музея.
Задумалась - а как в православии? В Евангелии есть глава о женитьбе брата на вдове.Но такой обуви нет - это точно!Да и вообще не могу вспомнить какие-либо подобные обряды.
Мой муж был крещен католиком,и был абсолютно не религиозный.Но на католическое Рождество,когда я накрывала на стол, всегда напоминал, чтобы я по дскатерть положила какую-нибудь высушенную траву.Потому что у них дома,а вырос он в селе,всегда под Рождественскую скатерть клали сено. Вот - вспомнила обычай.
Спасибо,Марина за Ваши добрые слова в адрес моего журнала.
Апостол Павел, говоря о вдовстве, исходит из того, что брак не прерывается смертью и «любовь никогда не перестает» (I Kop 13, 8), следовательно второй брак для вдовы совершенно не обязателен, он возможен, но не более того. И на родственников со стороны мжа возлагается не обязанность жениться, а обязанность материально поддерживать.
Спасибо! Ничего такого не знала раньше! Теперь - знаю:)
Об этом обычае нечасто пишут. Уж очень он архаический.)
Сколько мудрости: "наше тело как «ботинок для души»". Столько нового узнала. Спасибо, Марина!
Какие интересные традиции. Большое спасибо за такую познавательную статью!

Скажите, а что сказано по поводу нахождения в доме? Дома тоже положено носить обувь или можно находиться в носках или босиком?

Насколько авторитетен рабби Акива и его мнение, ведь по легенде он даже потомок гоев?
Да вроде нет никаких запретов на хождение в доме в обуви или без.
Рабби Акива очень авторитетен, легенда такая мне неизвестна)
Марина, спасибо большое за ваши статьи, с удовольствием читаю!
Добавила вас в друзья, чтобы не потерять)
Как здорово, у вас даже выкройка здесь есть ))
Лариса