Соломенная шляпка

Искусство лангобардов: баптистерий Каллистуса и алтарь Рахиса

IMG_6864
фрагмент экспозиции Музея христианства: алтарь короля Рахиса
и баптистерий патриарха Каллистуса


ХРАМ на берегу реки Натисоне - не единственный памятник искусства лангобардов, который
можно увидеть в  итальянском городке Чивидале дель Фриули.
В Музее христианства (Museo Cristiano) при соборе Санта Мария Ассунта хранятся произведения,
благодаря которым Чивидале упоминается в каждом сколько-нибудь солидном труде по истории
средневекового искусства: баптистерий патриарха Каллистуса и алтарь короля лангобардов Рахиса.


IMG_6867
Баптистерий патриарха Каллистуса. 8 век

Мраморный баптистерий - восьмигранный крестильный бассейн с колоннами, поддерживающими
изящные арки, - был создан по заказу Каллистуса, патриарха Аквилейского, в 737 году. Ограждающие
его рельефные плиты добавлены двумя-тремя десятилетиями позднее. Одна из них носит имя
заказчика – патриарха Аквилейского Зигвальда.


IMG_6870
Баптистерий патриарха Каллистуса

Откуда в Чивидале появились патриархи? Не вдаваясь глубоко в историю церкви, упомяну лишь о
том, что Аквилейский патриархат возник в середине 6 века, когда епископ северо-итальянского
города Аквилеи прервал, из-за идейных разногласий, общение с Римом и принял сан патриарха.
Аквилейская патриархия, автономная Церковь на территории северной Италии ( в нее входили
современные области Венето и  Фриули-Венеция-Джулия, а также Словения и полуостров Истрия),
примирилась с Римом только через 150 лет, в 698 году. Но и после этого епископы Аквилеи
(к тому времени единый Аквилейский патриархат распался на два) сохранили титул патриархов.
В 730 году резиденция одного из двух патриархатов была перенесена в  Чивидале.


IMG_6873
Плита патриарха Зигвальда.

Баптистерий, так же как и храм лангобардов, овеян духом поздней античности и Византии, но
изображения символов четырех евангелистов – орла, быка, ангела и льва - на плите патриарха
Зигвальда "изобличают, - как отметил классик немецкого искусствознания Карл Вёрман, - "не
позднеримский и не византийский стиль, а северо-германский". Причем если стилизованные
изображения животных и растений органично сочетаются в искусстве лангобардов с орнаментами,
то фигуры людей с характерными "грушевидными" головами и искаженными пропорциями выдают
неумелость средневековых мастеров. И в то же время этим неуклюжим фигурам нельзя отказать
в своеобразной выразительности – в  наивных и искренних произведениях эпохи  лангобардов
европейское искусство словно заново переживает "детство".


IMG_6890
Передняя стенка алтаря короля Рахиса. "Majestas Domini". 8 век

О происхождении алтаря короля Рахиса позволяет судить дарственная надпись вдоль его
верхнего края, которая свидетельствует о том, что алтарь - дар короля Рахиса церкви в память
о его отце, герцоге Фриульском Пеммоне. Рахис царствовал очень недолго, с 744 по 749 г., но,
возможно, алтарь был создан между 737 и 744 годами, когда Рахис был герцогом Фриульским.


IMG_6865

IMG_6878
Алтарь короля Рахиса. Реконструкция окраски.

Алтарь Рахиса – простой параллелепипед, облицованный мраморными рельефными плитами, -
был  окрашен и сверкал позолотой. Это доказывают остатки краски, сохранившиеся в
углублениях рельефов. Реконструкция окраски время от времени проецируется на переднюю
часть алтаря как "слайд". Ярко окрашенный алтарь-реликварий (в нем хранились реликвии,
которые можно было видеть через окошко в задней стенке) походил на многоцветный
драгоценный ларец.


IMG_6866
Алтарь короля Рахиса. "Majestas Domini". Фрагмент.

На передней стенке алтаря в миндалевидном нимбе-мандорле (от итальянского mandorla,
«миндалина») изображен "Господь во славе" ("Majestas Domini") с херувимами. Мандорлу
поддерживают четыре ангела. На боковых сторонах алтаря изображены сцены "Поклонение
волхвов" и "Встреча Марии и Елизаветы".


IMG_6880
Алтарь короля Рахиса. Встреча Марии и Елизаветы

IMG_6877
Алтарь короля Рахиса. Поклонение волхвов.

IMG_6885
Алтарь короля Рахиса. Задняя стенка с окошком для осмотра реликвий

В музее есть еще много произведений эпохи лангобардов, в том числе мраморный трон
патриарха, но, увы, моя незаконная фотосессия была прервана ретивой служительницей,
и я, распрощавшись с Чивидале, отправилась в город Удине, о котором тоже надеюсь
когда-нибудь рассказать.


IMG_6871

IMG_6869
Фрагменты рельефов, конец 7 - начало 8 века.
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
ИСКУССТВО ЛАНГОБАРДОВ: БАПТИСТЕРИЙ КАЛЛИСТУСА И АЛТАР
Пользователь televisore сослался на вашу запись в записи «ИСКУССТВО ЛАНГОБАРДОВ: БАПТИСТЕРИЙ КАЛЛИСТУСА И АЛТАРЬ РАХИСА » в контексте: [...] нал взят у в ИСКУССТВО ЛАНГОБАРДОВ: БАПТИСТЕРИЙ КАЛЛИСТУСА И АЛТАРЬ РАХИСА [...]