Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:
  • Music:

Искусство лангобардов: баптистерий Каллистуса и алтарь Рахиса

IMG_6864
фрагмент экспозиции Музея христианства: алтарь короля Рахиса
и баптистерий патриарха Каллистуса


ХРАМ на берегу реки Натисоне - не единственный памятник искусства лангобардов, который
можно увидеть в  итальянском городке Чивидале дель Фриули.
В Музее христианства (Museo Cristiano) при соборе Санта Мария Ассунта хранятся произведения,
благодаря которым Чивидале упоминается в каждом сколько-нибудь солидном труде по истории
средневекового искусства: баптистерий патриарха Каллистуса и алтарь короля лангобардов Рахиса.


IMG_6867
Баптистерий патриарха Каллистуса. 8 век

Мраморный баптистерий - восьмигранный крестильный бассейн с колоннами, поддерживающими
изящные арки, - был создан по заказу Каллистуса, патриарха Аквилейского, в 737 году. Ограждающие
его рельефные плиты добавлены двумя-тремя десятилетиями позднее. Одна из них носит имя
заказчика – патриарха Аквилейского Зигвальда.


IMG_6870
Баптистерий патриарха Каллистуса

Откуда в Чивидале появились патриархи? Не вдаваясь глубоко в историю церкви, упомяну лишь о
том, что Аквилейский патриархат возник в середине 6 века, когда епископ северо-итальянского
города Аквилеи прервал, из-за идейных разногласий, общение с Римом и принял сан патриарха.
Аквилейская патриархия, автономная Церковь на территории северной Италии ( в нее входили
современные области Венето и  Фриули-Венеция-Джулия, а также Словения и полуостров Истрия),
примирилась с Римом только через 150 лет, в 698 году. Но и после этого епископы Аквилеи
(к тому времени единый Аквилейский патриархат распался на два) сохранили титул патриархов.
В 730 году резиденция одного из двух патриархатов была перенесена в  Чивидале.


IMG_6873
Плита патриарха Зигвальда.

Баптистерий, так же как и храм лангобардов, овеян духом поздней античности и Византии, но
изображения символов четырех евангелистов – орла, быка, ангела и льва - на плите патриарха
Зигвальда "изобличают, - как отметил классик немецкого искусствознания Карл Вёрман, - "не
позднеримский и не византийский стиль, а северо-германский". Причем если стилизованные
изображения животных и растений органично сочетаются в искусстве лангобардов с орнаментами,
то фигуры людей с характерными "грушевидными" головами и искаженными пропорциями выдают
неумелость средневековых мастеров. И в то же время этим неуклюжим фигурам нельзя отказать
в своеобразной выразительности – в  наивных и искренних произведениях эпохи  лангобардов
европейское искусство словно заново переживает "детство".


IMG_6890
Передняя стенка алтаря короля Рахиса. "Majestas Domini". 8 век

О происхождении алтаря короля Рахиса позволяет судить дарственная надпись вдоль его
верхнего края, которая свидетельствует о том, что алтарь - дар короля Рахиса церкви в память
о его отце, герцоге Фриульском Пеммоне. Рахис царствовал очень недолго, с 744 по 749 г., но,
возможно, алтарь был создан между 737 и 744 годами, когда Рахис был герцогом Фриульским.


IMG_6865

IMG_6878
Алтарь короля Рахиса. Реконструкция окраски.

Алтарь Рахиса – простой параллелепипед, облицованный мраморными рельефными плитами, -
был  окрашен и сверкал позолотой. Это доказывают остатки краски, сохранившиеся в
углублениях рельефов. Реконструкция окраски время от времени проецируется на переднюю
часть алтаря как "слайд". Ярко окрашенный алтарь-реликварий (в нем хранились реликвии,
которые можно было видеть через окошко в задней стенке) походил на многоцветный
драгоценный ларец.


IMG_6866
Алтарь короля Рахиса. "Majestas Domini". Фрагмент.

На передней стенке алтаря в миндалевидном нимбе-мандорле (от итальянского mandorla,
«миндалина») изображен "Господь во славе" ("Majestas Domini") с херувимами. Мандорлу
поддерживают четыре ангела. На боковых сторонах алтаря изображены сцены "Поклонение
волхвов" и "Встреча Марии и Елизаветы".


IMG_6880
Алтарь короля Рахиса. Встреча Марии и Елизаветы

IMG_6877
Алтарь короля Рахиса. Поклонение волхвов.

IMG_6885
Алтарь короля Рахиса. Задняя стенка с окошком для осмотра реликвий

В музее есть еще много произведений эпохи лангобардов, в том числе мраморный трон
патриарха, но, увы, моя незаконная фотосессия была прервана ретивой служительницей,
и я, распрощавшись с Чивидале, отправилась в город Удине, о котором тоже надеюсь
когда-нибудь рассказать.


IMG_6871

IMG_6869
Фрагменты рельефов, конец 7 - начало 8 века.
Tags: Италия, Чивидале дель Фриули, искусство, лангобарды
Subscribe
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments