Соломенная шляпка

Храм лангобардов (Tempietto Langobardo) в Чивидале дель Фриули

ЧЕРТОВ МОСТ, о котором я уже рассказывала, не единственная достопримечательность Чивидале дель Фриули –
маленького города с богатой историей. Чивидале помнит и кельтов, и лангобардов.

IMG_6850

Tempietto Longobardo - храм или, точнее, храмик лангобардов, - редчайший памятник
середины 8-го века, включенный в 2011 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО -
стоит над обрывом, на скалистом берегу реки Натисоне. Храм настолько мал, что похож,
скорее, на укромное святилище. Он и  был, по предположениям археологов, построен на
основе древнего пещерного
храма. Его со всех сторон окружают, словно раковина –
жемчужину, стены  и башни монастыря Санта Мария ин Валле. Прямо из храма можно
выйти на террасу, с которой открываются виды на реку. Обстановка здесь самая
умиротворенная - уединенный сад с гроздьями зреющего винограда, розовые кусты
перед входом,журчание воды…


IMG_6799
IMG_6854

Трудно себе представить , что этот оазис тишины и покоя помнит воинственных
варваров-лангобардов, наводивших в свое время ужас на врагов. Считается, что
племя лангобардов – длиннобородых – получило свое название потому, что мужчины
носили длинные бороды, сплетенные с волосами, а женщины, чтобы воинство казалось
более многочисленным,
завязывали  волосы под подбородком и становились
похожими на бородатых мужчин.



IMG_6861

IMG_6803

Лангобарды, одно из  диких германских племен, в 5-м веке двинулись с восточных
берегов Эльбы по Ду
наю. Приняв арианское христианство (арианство  утверждало сотворённую,
а не божественную
природу Бога-Сына), он
не утратили воинственности. После нескольких удачных
завоеваний, лангобарды
в 568 г. вторглись в Италию, завоевали северную часть страны (которой
навсегда оставили свое имя - Ломбардия) и основали лангобардское княжество —
Фриульское герцогство со столицей на месте нынешнего Чивидале дель Фриули.
Когда после
трехлетней осады была завоёвана Павия, она стала
столицей королевства лангобардов.
Отныне в Павии венчались железной короной все лангобардские короли с удивительными
именами, взятыми
словно из романов-фэнтези - Бертари, Лиутпранд, Дезидерий, Агилульф,
Ротари,  Гримоальд, Аделоальд…



IMG_6847

IMG_6811

Королевство лангобардов — последнее из так называемых "варварских королевств"
на территории Западной Римской империи просуществовало недолго –  чуть больше
двух веков. За это время лангобарды отказались от арианства и перешли в ортодоксальное
христианство, подчинили себе Лигурию, Апулию, области Эмилия и Романья, остров
Корсику и другие земли, не раз всерьез угрожали Риму, но Вечный город им завоевать не
удалось.  Королевств лангобардов в 774 году было завоевано королем франков Карлом Великим.


IMG_6844

IMG_6843

В 7-м веке лангобарды стали, как это уже случалось с завоевателями-варварами, усваивать
латинский язык, обычаи и одежды местного населения, более высокую культуру завоеванных
ими народов. Италийцы не только не были уничтожены варварами, но завоевали их изнутри,
ассимилировали.
Примитивное искусство лангобардов постепенно облагородилось, впитав наследие античности
и Византии. И прекрасное подтверждение этому – храмик в Чивидале, построенный,
предположительно,в середине 8 века, на исходе существования королевства лангобардов, как
придворная капелла. Впрочем, есть мнения, что храм построен на рубеже 8 и 9 веков, когда
недолгая эпоха лангобардов уже закончилась.



IMG_6851

IMG_6832

Резьба по камню, животный и ленточный орнамент, в котором лангобарды достигли большого
мастерства, уступает в капелле место белоснежным рельефам-стукко - лепнине из
смеси обожжённого и измельчённого гипса с мраморной пудрой, мелом, известью, алебастром.



IMG_6842

IMG_6831

Виноградные гроздья, удлиненные фигуры святых мучениц, ритм складок - во всем этом
чувствуется эхо великого наследия античности и Византии, облагородившего вчерашних варваров
и сделавшего их одним из самых культурных народов тогдашней Европы.



IMG_6833

IMG_6830

Храмик с его довольно простой архитектурой тесно заполняют произведения искусства –
фрески 8-14 веков, колонны с пышными капителями из листьев, ренессансные деревянные
скамьи хора и подставки для книг, напоминающие о том, что когда-то храмик
использовался как классная комната монастырской школы.



IMG_6838

IMG_6846

Археологи и историки искусства до сих пор ведут споры о том, кто и когда украсил
построенный лангобардами храм. Чтобы увидеть произведения, бесспорно созданные
последними варварами Европы, нужно посетить
МУЗЕЙ ХРИСТИАНСТВА (Museo Cristiano)
все в том же Чивидале, куда мы и отправимся в следующий раз.


IMG_6834


                                                                                                                   

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Уютный какой храмик.)
И что примечательно, фрески средневековые, уже частично утраченные, бережно сохраняются. А я недавно, когда была в Брянске, зашла в Петропавлоскую церковь, остолбенела просто, (церковь была построена в 18 веке, росписи того же времени), все своды внутри оказались выбелены!!!((( Приходское собрание решило, что храм выглядит старо, надобно, дескать подновить. Закрасили роспись 18го века, а на новую денег не хватило, таким теперь и стоит. Одна радость, может когда нормально реставрировать соберутся, меньше слоёв чистить придётся.

Edited at 2012-11-24 04:36 pm (UTC)
Это просто святотатство, закрашивать росписи(((.
В том, что фрески частично утрачены и неотреставрированы,есть даже какая-то своя прелесть. Видно,какое все древнее, ценное. Видно, что века все вот так и стоит. Больше тысячи лет храмику)
Храмик просто очаровательный. И как всегда не перестаю восхищаться Вашим мастерством фотографа.
Спасибо, стараюсь. Условия съемки там сложные. Со вспышкой нельзя, только первый снимок удалось сделать. Темновато, окошки крошечные. Современная техника помогла.
Мне было ужасно интересно увидеть искусство лангобардов, его сохранилось совсем немного. И вообще были загадочные ребята и темные времена))))
Очень интересно и познавательно =) И, конечно, красиво =))))
И какая удивительно тонкая резьба. А виноград ведь в средневековой символике вовсе не оптимистический символ, насколько я помню, а знак страстей Господних?
Интересно,а кто эти женщины?Сперва подумала, что это жены-мироносицы.Но у четырех - короны.
Впечатляющее зрелище - интересный алтарь.
И опять эти голубые колонны.Наверное,камень в этой местности дает такой оттенок.
Спасибо,Марина.
А храмик действующий?
Есть мнение, что это Святые мученицы, из них четырех даже идентифицировали с определенными именами. Есть мнение, что это девы разумные и неразумные из притчи. Но дев было 5 разумных и 5 неразумных, а этих всего 6. кроме того, мне кажется странным неразумых дев на алтаре помещать. ОНи обычно по обе стороны главного портала.
Храмик - музей, этот провод,который спускается сверху и мешает фотографировать, связан с охраной,думаю.
Но вид у интерьера такой,будто только что кончилась служба. Все в целости-сохранности.
Монастырская церковь действует, и еще там небольшой выставочный зал в бывших монастырских помещениях.

Edited at 2012-11-24 06:26 pm (UTC)
Да уж, главное вовремя просвятить варвара...
Совершенно чудеснейший орнамент из виноградных лоз и впечетляющие скамьи, наверное из дуба...
Прекрасный репортаж!
Так просветить, чтоб он не заметил, а то сопротивляться начнет).
Мне тоже орнамент очень понравился, и скамьи, на которых, к сожалению, запрещается сидеть(
А я вот сейчас читаю про отношения Барбароссы с Андреем Боголюбским. Время более позднее, но все все запутано и интересно.
О! Как-нибудь поведаете о прочитанном? А я вот думаю, почему у лангобардов была железная корона, а не золотая или серебряная? Это, конечно оригинально, но не очень представительно)
Действительно, трудно поверит, что это дело рук варваров. Впрочем, я склонен думать, что четкой грани между культурами античности, средневековья и ренессанса не было, это все упрощения. На самом деле, после разрушения Рима начался не упадок, а трудный процесс усвоения варварами римской культуры и христианского мировоззрения, который, начиная с каролингов уже можно называть ренессансом, впрочем рассматриваемый шедевр способен еще больше расширить это понятие.
Четкой грани, конечно, нет и ,конечно, это упрощения. Целиком согласна. Но без этих упрощений, вернее, обобщений, очень трудно что-то анализировать. Все же некая периодизация должна быть,другое дело, что эта периодизация все время меняется, и границы Ренессанса все дальше отодвигаются в прошлое.
Душевное место...хоть и с боевой историей. Уютно и красиво, как будто кружевом отделан :)
Место, в котором чувствуется благодать. Тут и близость к природе играет роль.
На белое кружево действительно похожи орнаменты, а подставки для книг похожи на островерхие деревянные крыши)



Какая тонкая каменная резьба, какие складки на одежде святых мучениц! Спасибо, Марина за экскурс в мир лангобардов! Интересно, а какую роль играли многочисленный отверстия на бочарных сводах (они хорошо видны на 7ой фотографии)?
Складки совершенно византийские. Про отверстия сама думала,но не удалось пока выяснить, зачем они. По идее на этих сводах тоже должны были быть фрески, которые, очевидно не уцелели.
ХРАМ ЛАНГОБАРДОВ (TEMPIETTO LANGOBARDO) В ЧИВИДАЛЕ ДЕЛЬ ФРИУЛИ
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в записи «ХРАМ ЛАНГОБАРДОВ (TEMPIETTO LANGOBARDO) В ЧИВИДАЛЕ ДЕЛЬ ФРИУЛИ» в контексте: [...] Оригинал взят у в ХРАМ ЛАНГОБАРДОВ (TEMPIETTO LANGOBARDO) В ЧИВИДАЛЕ ДЕЛЬ ФРИУЛИ [...]