Соломенная шляпка

ЦЕНТР ПОМПИДУ В МЕЦЕ: ВЫСТАВКА "1917"

В названии выставки, которая проходила

с мая по сентябрь в Центре Помпиду Мец,

нет ни одного слова, лишь четыре цифры – 1917.



IMG_2494

Выставка целиком посвящена искусству 1917-го года и тому, как отражалось
в искусстве главное событие года. Этим событием организаторы выставки сочли не
Октябрьский переворот, как можно подумать, а Первую мировую войну.

Выставку можно было бы назвать и по-другому: «1917 – Война и мир», 1917 –
искусство в контексте истории», или «1917 – история в контексте искусства»,

или «1917 – музы и пушки».


IMG_2491
Единственное произведение на выставке, не относящееся к 1917 году -
инсталляция
"Дань уважения", составленная из предметов военной поры.
Автор -
французский художник  Жак Лебель. 2012 год.


IMG_2392

Страшные реалии Первой мировой.

IMG_2394   IMG_2429

IMG_2448
Неизвестный автор. Италия. Металлический орел с мощными
когтями - словно воплощение войны.


На этой необъятной, с трудом обозримой за один день выставке, занимающей
два этажа Центра Помпиду в Метце, собрано более 1000 экспонатов
из музеев Европы и США. Картины, скульптуры, рисунки, плакаты, офорты, афиши,
макеты декораций, театральный занавес, фотографии и кинофрагменты соседствуют
с подлинными предметами военных лет – гипсовыми масками изуродованных ранениями
лиц, протезами, противогазами, реалиями военного времени и военного быта. Рядом
с полотнами крупнейших мастеров можно увидеть работы безвестных и самодеятельных
художников.

IMG_2397

На переднем плане - скульптура Осипа Цадкина.

IMG_2395


Разнородный материал выставки очень сложно организован. Зритель то приближается к
«линии фронта» и видит войну глазами очевидцев, то уходит в «тыл», где инвалиды
залечивают раны, где оплакивают погибших, и где, как ни в чем не бывало, кипит
культурная жизнь: ставятся спектакли, издаются книги,
открываются выставки, живописцы
работают в своих мастерских. Здесь идет борьба, но уже не народов, а творческих идей.
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Директор и куратор вывставки Лоран
ле Бон с этим не согласен. Он считает, что "искусство подпитывается трудностями и
экономическими спадами".

1917 год был для искусства годом бурного, революционного развития: авангардисты
ниспровергают привычные формы, шокируют публику, бросают вызов классикам...
А многие классики 19-го столетия еще живы и работают так, будто вокруг не рушится мир.
Но эта мирная панорама воспринимается зрителями в свете увиденного там, в окопах,
среди руин. Отсвет войны падает на все, что было создано в 1917 году. Посетители
выставки постоянно балансируют между двумя мирами – миром разрушения и миром
созидания, которые оказываются роковым образом связанными: искусство то отталкивает
войну, закрывая глаза на ее уродство, то вплотную всматривается в ее чудовищный лик,
спеша его запечатлеть.


В 1917 году произошло многое: в январе в Цюрихе открылась первая выставка дадаистов,
в феврале в Росси произошла революция, а в апреле Ленин вернулся из Цюриха в
Петроград. В сентябре умер Эдгар Дега, 2 ноября декларация Бальфура дала «зеленый
свет» созданию еврейского государства в Палестине,   а несколькими днями позже в
России свершился октябрьский переворот. 17 ноября умер Огюст Роден, 9 декабря войска
генерала Алленби заняли Иерусалим. И наконец, 11 декабря было заключено
Брест-Литовское перемирие. И все это – один год в жизни Европы, одна страница в
истории искусства... Срез жизни, срез истории, срез творчества – все  переплелось
на выставке, создавая многогранный портрет одного года –1917.


IMG_2459
Раздел выставки, посвященный инвалидам.

IMG_2399


IMG_2401



А В ЭТО ВРЕМЯ...
... расцветает благородное  искусство скульптуры. 

Живые тела калечила  война, но бронзовые были прекрасны...

IMG_2431


IMG_2418    IMG_2398
Марк Гертлер. Акробаты.
Антуан Бурдель. Портрет Мадлен Шарно.


IMG_2413
Вильгельм Лембрук. Сидящий юноша.



А В ЭТО ВРЕМЯ...
...война уродует не только тела, но и лица...


IMG_2403
Маски для защиты лица смогли защитить не всех солдат...

IMG_2407


IMG_2433

IMG_2434

Лицевые ранения: рисунки, гипсовые слепки, киносюжет.

IMG_2396
Может быть, Ганс Рихтер и Рауль Хаусманн видели эти маски,
прежде чем создали свои работы?



А В ЭТО ВРЕМЯ...
... художники, как и во все века, пишут прекрасных обнаженных женщин...


IMG_2501
Огюст Ренуар. Спящая одалиска.

IMG_2504

Роман Брукс. Плачущая Венера.

IMG_2505
Амедео Модильяни. Обнаженная на белой подушке.
Эту картину Модильяни показал на своей первой персональной
выставке в Париже в 1917 году.


IMG_2516

Кес Ван Донген. Ваза с цветами.


А В ЭТО ВРЕМЯ...
...солдаты идут в атаку

IMG_2461
Альбин
Эггер-Ленц. Сверная Франция в 1917 году. 

IMG_2405

Солдатские противогазы.

IMG_2404
Жюль Эмиль Цинг. Маски.


IMG_2474
Кристофер Ричард Невинсон. Путь к славе.


IMG_2464

Верден... Это название часто встречается на плакатах 1917 года. В "Верденской мясорубке"  -
битве под Верденом, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года и которую называют
"френцузским Сталинградом", Германия и Франция потеряли около миллиона человек.
Среди погибших был и мой любимый художник Франц Марк...
Мец расположен совсем недалеко от Вердена.


IMG_2482
Феликс Валлотон  (был официальным фронтовым художником) .
Верден. Поле боя.
IMG_2427
Пьер Боннар побывал на войне как  фронтовой художник.
Вот один из его этюдов. 


IMG_2423
Mathurin Meheut  тоже видел войну своими глазами.


IMG_2425
Джон Нэш (волонтер британской армии). Лес в Оппи.



А В ЭТО ВРЕМЯ...

.
.. 77летний Клод Моне, несмотря на близость фронта, не захотел покинуть
свой цветущий рай - Жаверни. Он
продолжает писать кувшинки.

IMG_2458
Зал Клода Моне


04[1]
Клод Моне в 1917 году. Автопортрет.

47-летний Анри Матисс переживает, что по возрасту
уже не годится для фронта.
IMG_2519
Анри Матисс. Три сестры.


1917 - год рождения сюрреализма.
Марсель Дюшан шокирует публику и выставляет свой скандальный "Фонтан"


IMG_2488

...Джорджо де Кирико пишет  метафизические пейзажи.

IMG_2497
Джорджо де Кирико. Метафизический город.


IMG_2411
Ддорджо де Кирико. Одиночество.


...погружается в свои странные фантазии Пауль Клее.


IMG_2476
Пауль Клее. Звезда рыбаков.


...художники с российскими корнями смотрят в прошлое и в будущее.

IMG_2507
Марк Шагал. Еврейское кладбище.


IMG_2509
Аристарх Лентулов. Деревенская церковь.
IMG_2495
Алексей фон Явленский. Мистическая голова.

IMG_2439Василий Кандинский. Абстракция


IMG_2440

IMG_2457
Залы  с работами русских авангардистов - Василия Кандинского, Михаила Лирионова,
Любови Поповой, Александра Родченко.


Революционная тема на выставке не представлена: осмысление революции пришло позднее, в 1918 году.
Организаторы выставки хотели, впрочем, выписать из России один потрясающий экспонат - броневик, с
которого Ленин произнес свою знаменитую октябрьскую  речь, но посчитали, сколько это будет стоить,
и отказались от затеи).

Зато на выставке представлен другой грандиозный экспонат, тоже отчасти связанный с Россией -
занавес к балету "Парад", который Пикассо
создал по заказу Сергея Дягилева. Балет был
поставлен по либретто Жана Кокто на музыку Эрика Сати. Вступительный текст к программе написал
Гийом Аполлинер. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже. Парижский Центр
Помпиду приобрел занавес в 1955 году, но из-за его огромного размера (10 х16 метров, вес 45 кг),
занавес трудно экспонировать. За все эти годы его показывали публике всего 10 раз. Собственно,
возможность показать занавес публике в новом центре Помпиду в Метце  стала одной из
побудительных причин устроить выставку "1917". 


1-5
Пабло Пикассо. Занавес к балету "Парад".


IMG_2451
Переписка гениев. Открытки, посланные Пабло Пикассо и Эриком Сати Жану Кокто. 

IMG_2453
Русский балет покоряет Париж...



IMG_2455

Пабло Пикассо и русский хореограф Леонид Мясин
гуляют по развалинам Помпей.



А В ЭТО ВРЕМЯ...

.... художники вглядываются в солдатские лица...
грозный 1917 год  продолжается...

07[1]
Отто Дикс. Автопортрет солдата Дикса.

IMG_2393
Крылатая богиня Победы  и юный герой
на картине неизвестного художника.

IMG_2472

Люсьен Жона. Клянусь отомстить за отца!


IMG_2435



promo marinagra февраль 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Какая выставка! Гениальная идея показать всё то,чем жил мир на протяжении этого знакового для нас года. И знаете,- на фоне военных экспонатов совсем по другому у меня воспринимается то, что должно нести в душу гармонию и мир.
Буду думать над этим. Пока в голове полный хаос.
Интересно, а с какими чувствами Вы вышли из центра Помпиду после просмотра?

Извините пожалуйста,но наверное, правильнее:Огюст Ренуар. "Спящая одалиСКа".
Рада, что Вам понравилось)
Я оттуда даже не вышла, а выползла без сил - такая гигантская выставка, и столько необычных впечатлений. И прежде всего связанных с "военной" частью экспозиции. Если бы "войну" оттуда убрать, то "Мир" сразу поблек бы, притом, что хороших работ много. Была бы просто еще одна качественная выставка.
И еще я все думала, какая страшная была война. Для нас Вторая мировая ее затмила, а она ведь была тоже жуткая, очень кровопролитная...
Идея исчерпывающе представить один год действительно замечательная, и ее можно реализовать и по отношению к другим датам.
Спасибо за поправку, я с этим постом что-то умаялась и все время нахожу, что еще поправить. Переход ЖЖ на новую форму записи приводит к тому, что новая еще не работает как следует, а старая уже не работает(

Марина, спасибо большое, Вы превзошли самое себя! И выставка потрясающая, и пост Ваш замечательный - глаза открылись! Совсем другой взгляд на время и на людей в нем. Спасибо, спасибо!

Сейчас еще раз посмотрела, спокойнее и подробнее. Представляю, сколько труда вложили Вы в этот пост. Не говоря уже о том, что удивительно удачные фотографии получились, но надо же было их так выстроить, сопроводить такими комментариями, чтобы рассказ о выставке сам превратился в произведение искусства!
За "Плачущую Венеру - особая благодарность!

И ма-а-аленькая блошка - Маски для защиты лица смогли защититЬ не всех солдат...

Спасибо, действительно,пост получился сложный. Но уж очень хотелось этот уникальный материал представить достойно. Фотографий много, все невозможно разместить, на два поста разбивать не хотелось, вот я и возилась, чтобы передать впечатление. Потому что из этого разнородного материала складывается единое впечатление,и нельзя было его превращать в хаос.
Блошки принимаются, сейчас поправлю. Я то и дело сама что-то нахожу, открываю - убираю блошек, закрываю...
Спасибо. Просто потрясающий материал. Буду долго читать и показывать абитуриентам и студентам.
Жалко, что такие масштабные выставки проходят, и ничего
не остается, кроме каталога. Да еще в Метце,до которого мало кто добирается(.
Ваш пост, Марина, мне опять напоминает настоящую добротную прекрасную экскурсию!

У нас все-таки с 1917-ым своя первая жесткая ассоциация. А вообще интересная идея - показать искусство одного года такого непростого периода.

Больше всего мне бы хотелось увидеть Занавес Пикассо!
Ну да, мы даже как-то не думаем, чем жила в это время Европа. 1917 - это для нас революция, что ж еще?
Занавес потрясающий. Но сфотогарфировать зал, чтобы было полное впечатление, без вспышки и штатива невозможно. Говорят, что его может так и оставят в Метце. В Париже места нет).
Оставить занавес в Метце - правильное, мудрое решение: и Париж не обеднеет, и Метц очень обогатится.
Уж конечно лучше, чем держать в запаснике.
Метц наверняка обогатится. Чтобы как следует посмотреть такую выставку гигантскую, люди приезжают с ночевкой - отель,кафе,покупки, парковка. Все способствует развитию города, как и было задумано)
Война - очень тяжелая вещь. Тем более, война такого масштаба, которую скорее можно назвать катастрофой...
И все-таки, как многообразна жизнь - просто удивительно
Вот-вот! В тылу европейская жизнь как-то вполне плодотворно
продолжалась. Обычно, когда смотришь на год создания картины - 1915 1916 1917 - не думаешь,что в это время шла война...

Edited at 2012-09-27 07:04 pm (UTC)
Впрочем, как и литература может похвастаться, что эти годы были вполне плодотворны...
Какая потрясающая идею - ЖИЗНЬ сквозь призму одного года. Смешение ВОЙНЫ и МИРА усиливают трагичность войны во много раз. И как хорошо, Марина, что Вы так подробно рассказали о выставке.:)

Девочкой я видела дальнюю родственницу - тетю Тоню - во время войны она была, совсем еще девчонкой, в партизанском отряде (жила на Орловщине). Ее лицо было очень сильно изуродованно. Очень добрая. Я ее любила. Замуж так и не вышла.
я в возрасте 10 лет попала во время путешествия с родителями на пароходе по Волго-Балтийскому каналу на Валаам. Там был в монастыре приют для инвалидов войны. Страшное зрелище - скопище беспомощных покалеченных людей, до которых никому нет дела - запечатлелось на всю жизнь. Их просто убрали с глаз долой. Когда на выставке увидела раздел про инвалидов, вспомнились эти несчастные.
Я читала про ссылку инвалидов на Валаам. Даже в каком-то рассказе был такой факт. Ужасно.
Это рассказ какого-то из хороших советских писателей, не припомню чей. О женщине.которая с мужем поехала в путешествие и попала на Валаам, и среди инвалидов встретила своего довоенного возлюбленного.
Точно! .Похоже, я читала его в "Юности". Возлюбленный был без ног. В конце рассказа женщина прыгнула в воду, когда отплывала на туристическом теплоходе от Валаама.
МНОГОВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ ВИТРАЖЕЙ В СОБОРЕ СЕНТ-ЭТЬЕН В МЕ
Пользователь sergej_manit сослался на вашу запись в записи «МНОГОВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ ВИТРАЖЕЙ В СОБОРЕ СЕНТ-ЭТЬЕН В МЕЦЕ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО МАРКА ШАГАЛА » в контексте: [...] проходящие в нем грандиозные ВЫСТАВКИ [...]
Центр Помпиду в Меце
Пользователь philologist сослался на вашу запись в записи «Центр Помпиду в Меце» в контексте: [...] размеров. В этом я в свое время убедилась,  посетив ВЫСТАВКУ ПОД НАЗВАНИЕМ "1917" [...]
Центр Помпиду в Меце
Пользователь nichren сослался на вашу запись в своей записи «Центр Помпиду в Меце» в контексте: [...] размеров. В этом я в свое время убедилась,  посетив ВЫСТАВКУ ПОД НАЗВАНИЕМ "1917" [...]