Соломенная шляпка

Падуя: Базилика Св. Антония и памятник Гаттамелате

Сан Антонио (1195 – 1231) - самый почитаемый святой в Италии, покровитель детей, бедняков,
путешественников,автор очень популярной в Италии молитвы  «
Si quaeris» – «Если ты потерял»,
безошибочно помогающей находить утерянные предметы. «Слишком много милости, святой Антоний!» –
говорят итальянцы, когда получают больше, чем желают. Его называют «Отцом науки, Светом Италии,
Учителем жизни, Солнцем Падуи». Между тем в Падуе Антоний Падуанский (не будем путать его
с другим святым - Антонием Великим) жил совсем недолго – два последних года - и был
похоронен в этом городе. Выходец из семьи знатного лиссабонского рыцаря, в миру носивший
имя Фернандо, он стал монахом-францисканцем и прожил хоть и короткую (всего 36 лет!), но
славную, деятельную и полезную жизнь, прославившись множеством добрых дел и необычайным
красноречием.



К базилике ведет оживленная улица Via del Santo

Антоний был погребен в Падуе и  канонизирован почти сразу же после смерти, в 1232 году,
а в 1235 году над скромной капеллой, в которой находилась гробница, падуанцы начала возводить
грандиозный храм. Он бы построен за 66 лет – по тем временам довольно быстро, но, как водится,
еще долго достраивался и украшался.



На подходе к храму расположились нищие, на площади много детей и монахов-францисканцев

Базилика Святого Антония – сооружение совершенно уникальное, поражающее своими гигантскими
размерами, сложностью планировки (многочисленные пристройки скрыли первоначальный строгий
костяк романской базилики), и эклектичностью архитектуры. Огромные византийские купола
напоминают о соборе Сан-Марко в Венеции, в то время как окружающие их колоколенки, похожие
на мусульманские минареты, делают храм похожим на мечеть.







К базилике примыкает несколько внутренних дворов.



Мы приехали в Падую в воскресное утро, в соборе шла месса, и увидеть алтарь, скульптурное
убранство которого создал Донателло, нам не удалось. Зато интерьер храма мы осматривали
под дивное пение.
Фотографировать в базилике запрещено, но я, попросив прощения у Св. Атония,
все же сделала украдкой несколько снимков без вспышки.




Гробница Сан Антонио.
Слева внизу - фотографии исцеленных и их благодарственные письма.






В соборе погребен еще один знаменитый житель Падуи – Эразмо да Нарни (1370-1443),
кондотьер по прозвищу Гаттамелата, что в переводе означает медовая, т.е. сладкоречивая,
льстивая кошка. (Гатта – кошка, мелата – нектар).
Ученик не то мясника, не то булочника,
он стал, благодаря своей смелости и хитрости, выдающимся кондотьером (
наемным
военачальником),
был на службе у римских пап, а в 1437 году сделался правителем Падуи.

Имя кондотьера вошло в историю искусств – без упоминания конной статуи Гаттамелаты,
выполненной Донателло в 1453 году и установленной перед базиликой Св. Антония, не обходится
не одна искусствоведческая книга. Это не только великолепная работа великого скульптура,
но и первый гражданский монумент эпохи Возрождения.
Прообразом памятника стала бронзовая
конная статуя римского императора Марка Аврелия (
II в. н.э.) .Донателло с точностью воссоздает
военное одеяние древнеримского полководца или императора.


Впервые я увидела Гаттамелату Донателло на фотографии в книжке Н.А. Дмитриевой «Краткая история
искусств», потом – в зале слепков и копий ГМИИ им. Пушкина. И вот теперь встретилась с оригиналом.
Честно говоря, рассмотреть статую непросто – девятиметровый постамент высоко возносит ее над
площадью. Подойдешь поближе – пропорции искажаются, отойдешь – не разглядеть деталей. Разве
что на экране фотокамеры увеличенная статуя предстает во всей красе. Черная фигура всадника на
фоне громады кирпично-красного собора смотрится великолепно, истинный подарок фотографу.


Так соединились в истории искусств и нашли вечный покой в храме Падуи двое красноречивых
мужей - чистый душой Святой Антоний и хитрец-кондотьер Гаттамелата. Как не вспомнить
булгаковское: помянут тебя, помянут и меня. Ты уж, Антоний, не забудь меня, сына булочника...


Святой Антоний, покровитель путешественников, помог и нам. Мы уехали из Падуи до того, как в городе
начали ощущаться подземные толчки – отголоски очередного землетрясения в районе Модены. Уже в
вернувшись в Германию, я с удивлением прочитала в интернете, что один из куполов базилики треснул
вследствие первого землетрясения и что в храм уже несколько дней не допускают паломников и
туристов. Надо же! А мы там были....


Recent Posts from This Journal

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Меня сбил с толку широченный фасад.
Да, это беда. Потому что такие сценки очень оживляют рассказ. А у меня еще одна беда - стесняюсь фотографировать людей, но фотографирую и при этом спешу - в результате - много фотографий запарываю.
Людей снимать тоже стесняюсь. Но если уж снимать - то "не целясь", быстро и много. Авось что-то получится.)))) А потом спасает мощный зум при съемках людей и животных. Можно издалека снимать с увеличением. Или потом вырезать из снимка нужный кусок и увеличить.
Вот взять этого нищего - он снят издалека с большим увеличением.
А монах и ребенок вырезаны из снимка и увеличены.
Я тоже пользуюсь этими приемами: быстро, издалека, вырезаю кусочки. Еще фотографирую с живота, пользуясь тем, что у меня поворачивается монитор.:)