Соломенная шляпка

Падуя: Базилика Св. Антония и памятник Гаттамелате

Сан Антонио (1195 – 1231) - самый почитаемый святой в Италии, покровитель детей, бедняков,
путешественников,автор очень популярной в Италии молитвы  «
Si quaeris» – «Если ты потерял»,
безошибочно помогающей находить утерянные предметы. «Слишком много милости, святой Антоний!» –
говорят итальянцы, когда получают больше, чем желают. Его называют «Отцом науки, Светом Италии,
Учителем жизни, Солнцем Падуи». Между тем в Падуе Антоний Падуанский (не будем путать его
с другим святым - Антонием Великим) жил совсем недолго – два последних года - и был
похоронен в этом городе. Выходец из семьи знатного лиссабонского рыцаря, в миру носивший
имя Фернандо, он стал монахом-францисканцем и прожил хоть и короткую (всего 36 лет!), но
славную, деятельную и полезную жизнь, прославившись множеством добрых дел и необычайным
красноречием.



К базилике ведет оживленная улица Via del Santo

Антоний был погребен в Падуе и  канонизирован почти сразу же после смерти, в 1232 году,
а в 1235 году над скромной капеллой, в которой находилась гробница, падуанцы начала возводить
грандиозный храм. Он бы построен за 66 лет – по тем временам довольно быстро, но, как водится,
еще долго достраивался и украшался.



На подходе к храму расположились нищие, на площади много детей и монахов-францисканцев

Базилика Святого Антония – сооружение совершенно уникальное, поражающее своими гигантскими
размерами, сложностью планировки (многочисленные пристройки скрыли первоначальный строгий
костяк романской базилики), и эклектичностью архитектуры. Огромные византийские купола
напоминают о соборе Сан-Марко в Венеции, в то время как окружающие их колоколенки, похожие
на мусульманские минареты, делают храм похожим на мечеть.







К базилике примыкает несколько внутренних дворов.



Мы приехали в Падую в воскресное утро, в соборе шла месса, и увидеть алтарь, скульптурное
убранство которого создал Донателло, нам не удалось. Зато интерьер храма мы осматривали
под дивное пение.
Фотографировать в базилике запрещено, но я, попросив прощения у Св. Атония,
все же сделала украдкой несколько снимков без вспышки.




Гробница Сан Антонио.
Слева внизу - фотографии исцеленных и их благодарственные письма.






В соборе погребен еще один знаменитый житель Падуи – Эразмо да Нарни (1370-1443),
кондотьер по прозвищу Гаттамелата, что в переводе означает медовая, т.е. сладкоречивая,
льстивая кошка. (Гатта – кошка, мелата – нектар).
Ученик не то мясника, не то булочника,
он стал, благодаря своей смелости и хитрости, выдающимся кондотьером (
наемным
военачальником),
был на службе у римских пап, а в 1437 году сделался правителем Падуи.

Имя кондотьера вошло в историю искусств – без упоминания конной статуи Гаттамелаты,
выполненной Донателло в 1453 году и установленной перед базиликой Св. Антония, не обходится
не одна искусствоведческая книга. Это не только великолепная работа великого скульптура,
но и первый гражданский монумент эпохи Возрождения.
Прообразом памятника стала бронзовая
конная статуя римского императора Марка Аврелия (
II в. н.э.) .Донателло с точностью воссоздает
военное одеяние древнеримского полководца или императора.


Впервые я увидела Гаттамелату Донателло на фотографии в книжке Н.А. Дмитриевой «Краткая история
искусств», потом – в зале слепков и копий ГМИИ им. Пушкина. И вот теперь встретилась с оригиналом.
Честно говоря, рассмотреть статую непросто – девятиметровый постамент высоко возносит ее над
площадью. Подойдешь поближе – пропорции искажаются, отойдешь – не разглядеть деталей. Разве
что на экране фотокамеры увеличенная статуя предстает во всей красе. Черная фигура всадника на
фоне громады кирпично-красного собора смотрится великолепно, истинный подарок фотографу.


Так соединились в истории искусств и нашли вечный покой в храме Падуи двое красноречивых
мужей - чистый душой Святой Антоний и хитрец-кондотьер Гаттамелата. Как не вспомнить
булгаковское: помянут тебя, помянут и меня. Ты уж, Антоний, не забудь меня, сына булочника...


Святой Антоний, покровитель путешественников, помог и нам. Мы уехали из Падуи до того, как в городе
начали ощущаться подземные толчки – отголоски очередного землетрясения в районе Модены. Уже в
вернувшись в Германию, я с удивлением прочитала в интернете, что один из куполов базилики треснул
вследствие первого землетрясения и что в храм уже несколько дней не допускают паломников и
туристов. Надо же! А мы там были....


Recent Posts from This Journal

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Этот архитектурный шедевр иллюстрирует процесс освоения итальянцами византийского наследия после создания Латинской империи. Основу структуры составляет византийское пятиглавие, адаптированное к схеме романской базилики. Скорее всего, прототипом был не собор Сан-Марко, а его собственный прототип - церковь Апостолов в Константинополе.
Соглашусь. Хотя Сан Марко к моменту строительства Сан Антонио уже давненько был построен (даже со времен его перестройки после пожара прошло уже 100 лет), это был византийский прототип, так же как византийские иконы были прототипом для русских.
Вообще интересно - только когда находишься внутри каждого из соборов, ощущаешь, насколько Сан Марко ближе к романике, чем Сан Антонио. Снаружи богатый декор Сан Марко скрывает его простую древнюю и довольно тяжеловесную конструкцию.
По-видимому, Сан-Марко строили греческие мастера, но считается, что это копия константинопольской церкви, разрушенной турками. Базилика в Падуе - безусловно, творчество местных последователей ромеев, вдохновленных первоисточником, и своеобразно его интерпретировавших.