Соломенная шляпка

Брайзах на Рейне - мост в Европу


Мостом в Европу называют в Германии Брайзах на Рейне (Breisach am Rhein) - небольшой городок
в предгорьях южного Шварцвальда, у подножия покрытых виноградниками склонов гор Туниберг и
Кайзерштуль.
Расположенный между Фрайбургом и Кольмаром, Страсбургом и Базелем, Брайзах
заслужил еще одно название – «маленький город с большой историей».
9 июня 1950 г.  впервые
на европейском континенте в Брайзахе  было проведено историческое  голосование: жители
города высказались за строительство объединенной Европы.


Фонтан Европы в центре Брайзаха

В 369 г. здесь обосновались римляне, однако вскоре их вытеснили германцы. В конце 12 века герцог
Бертольд
V фон Цэринген построил на высоком скалистом плато над Рейном неприступную крепость.
Судя по старинным гравюрам, средневековый Брайзах, с его мощными крепостными стенами,
высокими башнями и стройными церковными шпилями, был чудо как красив.


Собор Св. Стефана (вид с востока)

Значение этого города, ставшего единственной рейнской гаванью на всем пространстве между Базелем
и Страсбургом, было очень велико, но, увы, удачное расположение принесло ему не только выгоды.
Брайзах всегда находился в центре драматических событий европейской истории: он несколько раз
подвергался осаде, менял свою территориальную принадлежность, разрушался (особенно сильно в
17 и 18 веках во время Тридцатилетней войны и Великой Французской революции).






Дорога к храму

Не случайно именно в Брайзахе, этом многострадальном пограничном городе, в 1950 г. впервые на
нашем континенте было проведено историческое голосование: жители города высказались за
строительство объединенной Европы. В память   об этом событии на площади
Марктплатц в 1962 г.
был сооружен фонтан Европы – Europabrunnen
.




Виды с горы Мюнстерберг

Главная достопримечательность Брайзаха - соборе Св. Стефана
(St. Stephansmuenster). Подъезжая
к городу, вы уже издалека увидите собор, эффектно возвышающийся на крутой горе Мюнстерберг.
Его стены буквально вырастают из скалы, как ее естественное продолжение.Время не исказило
художественный замысел древних строителей этого храма. Ничто не мешает нам воспринимать его
архитектуру, как это, к сожалению, часто бывает со средневековыми соборами,которые прежде,
возвышаясь над низкой городской застройкой,определяли силуэт города и царили над ландшафтом,
а нынче зажаты со всех сторон высокими современными зданиями, и рассмотреть их как следует
можно, пожалуй, только с вертолета.





Скульптура "Похищение Европы" на соборной площади

Неспешно поднимаясь по романтической улочке Мюнстербергштрассе,мы с каждым шагом словно
удаляемся от повседневной суеты и настраиваемся на возвышенный лад. Вокруг только грубо
отесанный серый камень крепостных стен, средневековые башни, живописно вьющиеся растения,
брусчатка мостовой, горы вдали и собор,который с каждым поворотом дороги предстает перед нами
в новом ракурсе, и его силуэт на фоне неба кажется все более внушительным.



Вид на собор с севера

И вот мы на соборной площади
Muensterplatz. В ясный солнечный день на западе перед вами предстанут
долина Рейна и горная цепь Вогезы
, на востоке – панорама Шварцвальда. Но, к сожалению,и долину
Рейна, и Шварцвальд обычно скрывает дымка.



Хор - примыкающая к алтарю часть собора

Собор Св. Стефана строился без малого 300 лет, с 1200 г. до конца 15 века, поэтому в его архитектуре
соседствуют монументальный романский стиль и утонченная поздняя готика. Этот характерный
для архитектуры многих средневековых соборов переход от романского стиля к готике особенно заметен
при взгляде на башни храма: возведенная в первую очередь северная башня - романская, меж
тем как более поздняя южная – готическая. В готическом стиле выдержаны также хор (примыкающая
к алтарю восточная часть храма) и западная часть собора.



Алтарь собора Св. Стефана

Произведения искусства, украшающие интерьер собора Св. Стефана,сделали бы честь любому городу.
Резной деревянный алтарь собора   выполнен мастером    с инициалами
H.L. (предположительно – Hans
Loi или Hans Liefrink) в 1523-26 гг. Легенда гласит, что когда городские старейшины попросили великого
художника Альбрехта Дюрера помочь создателям алтаря советами, тот ответил: «Брайзах не нуждается
в советах со стороны. В городе есть большой мастер, Ханс Лифринк,которого я высоко ценю как своего
друга и ученика». Молодой резчик создал алтарь дивной красоты, и в награду за искусную работу
художнику было разрешено взять в жены девушку, родители которой долго отказывали ему.



Коронование Марии. Центральная часть алтаря собора Св. Стефана

Историки искусства сомневаются в достоверности этой легенды, но высочайшая художественная
ценность алтаря ни у кого не вызывает сомнений. Его центральная часть изображает сцену коронования
Девы Марии: Бог-отец и Иисус держат над ее головой украшенную цветами и музицирующими
ангелами корону. Чтобы оценить виртуозное мастерство резчика, легко и естественно сочетающего
готическую экспрессию с реалистической достоверностью деталей, сравните нежные кисти рук
Марии, энергичные сильные руки Христа и узловатые старческие руки Бога-отца.


Пределла алтаря с изображением четырех евангелистов.

На правой створке алтаря запечатлены Св. Стефан, патрон собора, а рядом с ним Св. Лаврентий,
на левой створке - покровители города, Св. Протасий и Гервасий.

   

Очень изящен резной позднеготический леттнер из желтого песчаника (1490-1500) - ажурная
стенка, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Перед леттнером на
возвышении стоит богато украшенный серебряный реликварий (1496) – ларец, в котором хранятся
мощи святых.



Позднеготический леттнер собора

В соборе находится и ценное произведение настенной живописи – «Страшный Суд» работы знаменитого
художника из Кольмара Мартина Шонгауэра. Это последняя работа мастера, над которой он,
переселившись в Брайзах, трудился до самой смерти, с 1488 по 1491 гг.


Трудно поверить, что хранящийся в Кольмаре шедевр Шонгауэра «Мария в беседке из роз» -  
умиротворенная, излучающая благоговение перед красотой мира картина - и полная драматизма и
беспокойного движения сцена Страшного Суда выполнены одним автором.




Приятным завершением путешествия может стать прогулка на пароходике по Рейну.
Правда, Рейн в районе Брайзаха разделяется на рукава и выглядит не слишком внушительно.

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Мне кажется, я его видела. Мы у Киевской садились на кораблик по Москве-реке и проходили мимо чего-то такого водного и невообразимого. Там еще вода подкрашена вроде. Крутой фонтан! Куда там Брайзаху))))
Действительно похож. Кудри Лотмана и рога быка))))