возвращение кота

ЭДУАРД МАНЕ. «ОЛИМПИЯ»


Эдуард Мане. «Олимпия».


1863 г. Холст, масло. 130,5х190 см.
Музей Орсэ. Париж.


Лишь успеет Олимпия ото сна пробудиться,
Черный вестник с охапкой весны перед ней;
То посланец раба, что не может забыться,
Ночь любви обращая цветением дней.

Закари Астрюк

Для нас «Олимпия» - такая же классика, как полотна старых мастеров, поэтому современному любителю искусства не просто понять, почему вокруг этой картины, впервые показанной публике на выставке парижского Салона 1865 года, разразился скандал, какого еще не видел Париж. Дошло до того, что к произведению Мане пришлось приставить вооруженную охрану, а потом и вовсе перевесить его под потолок, чтобы трости и зонты негодующих посетителей не смогли дотянуться до полотна и повредить его.

Газеты в один голос обвиняли художника в аморальности, вульгарности и цинизме, но особенно досталось от критиков самой картине и изображенной на ней молодой женщине: «Эта брюнетка отвратительно некрасива, ее лицо глупо, кожа, как у трупа», «Это – самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, /…/, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я советую избегать подобных впечатлений». «Батиньольская прачка» (мастерская Мане находилась в квартале Батиньоль), «Венера с кошкой», «вывеска для балагана, в котором показывают бородатую женщину», «желтопузая одалиска»… Пока одни критики изощрялись в остроумии, другие писали, что «искусство, павшее столь низко, не достойно даже осуждения».



Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г.

Никакие нападки на импрессионистов (с которыми Мане был дружен, но не отождествлял себя) несравнимы с теми, что выпали на долю автора «Олимпии». В этом нет ничего странного: импрессионисты в поисках новых сюжетов и новой выразительности отошли от классических канонов, Мане преступил иную черту - он повел с классикой живой раскованный диалог.

Скандал вокруг «Олимпии» был не первым в биографии Мане. В том же1863 году, что и «Олимпию», художник написал еще одну значительную картину - «Завтрак на траве». Вдохновившись полотном из Лувра, «Сельским концертом» Джорджоне (1510), Мане по-своему переосмыслил его сюжет. Подобно мастеру эпохи Возрождения, он представил на лоне природы обнаженных дам и одетых мужчин. Но если музыканты Джорджоне облачены в ренессансные костюмы, герои Мане одеты по последней парижской моде.


Джорджоне. Сельский концерт. 1510 г.

Расположение и позы персонажей Мане позаимствовал с гравюры художника XVI века Маркантонио Раймонди "Суд Париса", выполненной по рисунку Рафаэля. Картина Мане (первоначально она называлась «Купание») была выставлена в знаменитом «Салоне отверженных» 1863 года, где демонстрировались работы, забракованные официальным жюри, и крайне шокировала публику.    

Обнаженных женщин принято было изображать только в картинах на мифологические и исторические сюжеты, поэтому полотно Мане, на котором действие перенесено в современность, сочли чуть ли не порнографическим. Не удивительно, что после этого художник с трудом решился выставить «Олимпию» на следующем Салоне в 1865 г.: ведь в этой картине он «покусился» на еще один шедевр классического искусства – картину из Лувра «Венеру Урбинскую» (1538), написанную Тицианом. В молодости Мане, как и другие художники его круга, много копировал классические полотна Лувра, в том числе (1856) и картину Тициана. Работая впоследствии над «Олимпией», он с удивительной свободой и смелостью придал новый смысл хорошо знакомой ему композиции.



Маркантонио Раймонди.
Суд Париса. Первая четв. 16 в.

Сравним картины. Полотно Тициана, которое, предположительно, должно было украшать большой сундук для свадебного приданого, воспевает брачные радости и добродетели. На обеих картинах обнаженная женщина лежит, опершись правой рукой на подушки, а левой прикрывая лоно.

Венера кокетливо склонила головку набок, Олимпия смотрит прямо на зрителя, и этот пристальный взгляд напоминает нам о другой картине - «Обнаженной махе» Франсиско Гойи (1800). Задний план обеих картин разделен на две части строгой вертикалью, спускающейся к лону женщины.



Тициан. Венера Урбинская.1538 г.

Слева – плотные темные драпировки, справа – яркие пятна: у Тициана – две служанки, занятые сундуком с нарядами, у Мане – чернокожая служанка с букетом. Этот роскошный букет (скорее всего, от поклонника) заменил в картине Мане розы (символ богини любви) в правой руке тициановской Венеры. В ногах у Венеры свернулась белая собачка, символ супружеской верности и семейного уюта, на постели Олимпии мерцает зелеными глазами черная кошка, «пришедшая» в картину из стихотворений Шарля Бодлера, друга Мане. Бодлер видел в кошке таинственное существо, перенимающее черты своего хозяина или хозяйки, и писал о котах и кошках философские стихи:

«Домашний дух иль божество,
Всех судит этот идол вещий,
И кажется, что наши вещи –
Хозяйство личное его».

Olympia_manet_cat_detail.jpg
Эдуард Мане. «Олимпия».  Фрагмент.

Жемчужные серьги в ушах и массивный браслет на правой руке Олимпии Мане позаимствовал с картины Тициана, при этом он дополнил свое полотно несколькими важными деталями. Олимпия лежит на элегантной шали с кистями, на ногах у нее - золотистые пантолеты, в волосах – экзотический цветок, на шее - бархатка с крупной жемчужиной, которая лишь подчеркивает вызывающую наготу женщины. Зрители 1860-х годов безошибочно определяли по этим атрибутам, что Олимпия – их современница, что красотка, принявшая позу Венеры Урбинской, не более чем преуспевающая парижская куртизанка.


Франсиско Гойя. Обнаженная Маха. Ок. 1800 г.

Название картины усугубляло ее «неприличие». Напомним, что одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего «Дама с камелиями» звали Олимпией. В Париже середины 19 столетия это имя какое-то время было нарицательным для «дам полусвета». Не известно в точности, в какой степени название картины было навеяно произведениями Дюма и кому – самому художнику или кому-то из его друзей - принадлежала идея переименовать «Венеру» в «Олимпию», но это название прижилось. Спустя год после создания картины поэт Закари Астрюк воспел Олимпию в поэме «Дочь острова», строки из которой, ставшие эпиграфом к этой статье, были помещены в каталоге достопамятной выставки.

Мане «оскорбил» не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан. Сегодняшнему зрителю стройная «стильная» Олимпия (для картины позировала любимая модель Мане Викторина Меран) кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Но современники Мане видели в Олимпии излишне худощавую, даже угловатую особу с неаристократическими чертами лица. На наш взгляд, ее тело на фоне бело-голубых подушек излучает живое тепло, но если мы сравним Олимпию с неестественно розовой томной Венерой, написанной преуспевающим академиком Александром Кабанелем в том же 1863 г., то лучше поймем упреки публики: натуральный цвет кожи Олимпии кажется желтым, а тело – плоским.


Александр Кабанель. Рождение Венеры.1865 г.

Мане, который раньше других французских художников увлекся японским искусством, отказался от тщательной передачи объема, от проработки цветовых нюансов. Невыраженность объема в картине Мане компенсируется, как и в японских гравюрах, доминированием линии, контура, но современникам художника картина казалась незаконченной, небрежно, даже неумело написанной. Уже через пару лет после скандала с «Олимпией» парижане, познакомившиеся на Всемирной выставке (1867) с искусством Японии, были увлечены и очарованы им, но в 1865-м году многие, в том числе и коллеги художника, не приняли нововведений Мане. Так Гюстав Курбе сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны». «Тон тела грязный, и никакой моделировки», - вторил ему поэт Теофиль Готье.

Мане решает в этой картине сложнейшие колористические задачи. Одна из них - передача оттенков черного цвета, который Мане, в отличие от импрессионистов, часто и охотно использовал, следуя примеру своего любимого художника – Диего Веласкеса. Букет в руках негритянки, распадающийся на отдельные мазки, дал искусствоведам повод говорить о том, что Мане произвел «революцию красочного пятна», утвердил ценность живописи как таковой, независимо от сюжета, и тем открыл новый путь художникам последующих десятилетий.


Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868 г.
В правом верхнем углу - репродукция «Олимпии» и японская гравюра.

Джорджоне, Тициан, Рафаэль, Гойя, Веласкес, эстетика японской гравюры и … парижане1860-х годов. В своих работах Мане точно следовал принципу, который сам же и сформулировал: «Наш долг – извлечь из нашей эпохи все, что она может нам предложить, не забывая о том, что было открыто и найдено до нас». На такое видение современности сквозь призму прошлого его вдохновил Шарль Бодлер, который был не только знаменитым поэтом, но и влиятельным художественным критиком. Настоящий мастер, по словам Бодлера, должен "чувствовать поэтический и исторический смысл современности и уметь увидеть вечное в обыденном".

Не принизить классику и не поглумиться над ней хотел Мане, а поднять современность и современника до высоких образцов, показать, что парижские франты и их подруги – такие же бесхитростные дети природы, как персонажи Джорджоне, а парижская жрица любви, гордая своей красотой и властью над сердцами, столь же прекрасна, как Венера Урбинская. «Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности», - писал Эмиль Золя, один из немногочисленных защитников автора «Олимпии».


«Олимпия» в зале музея Орсэ.

В 1870-е годы к Мане пришел долгожданный успех: известный торговец произведениями искусства Поль Дюран-Рюэль купил около тридцати работ художника. Но «Олимпию» Мане считал своим лучшим полотном и не хотел продавать. После смерти Мане (1883) картина была выставлена на аукцион, но на нее не нашлось покупателя. В 1889 г., картина вошла в экспозицию "Сто лет французского искусства", устроенную на Всемирной выставке в ознаменование столетия Великой французской революции. Образ парижской Венеры покорил сердце некоего американского мецената, и он пожелал купить картину. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли её в дар государству. Картина была включена в собрание живописи Люксембургского дворца, а в 1907 г., стараниями тогдашнего председателя Совета Министров Франции Жоржа Клемансо, она была перенесена в Лувр.

Сорок лет «Олимпия» пребывала под одной кровлей со своим прототипом – «Венерой Урбинской». В 1947 г. картина переехала в Музей импрессионизма, а в 1986 г. «Олимпия», судьба которой  началась столь несчастливо, стала гордостью и  украшением нового парижского музея Орсэ. 

Автор: Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de

Posts from This Journal by “живопись” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
он представил на лоне природы обнаженных дам и одетых
Интересно, Марина. А приходило ли кому-то в голову представить одетых дам и обнаженных мужчин? Или это было табу?
Re:Конечно, отчего же нет?

Конечно, отчего же нет? Вот Вам еще одна Венера, одетая, но с обнаженным Марсом.

Сандро Боттичелли, вторая половина 15 века. Безо всяких дресскодов, хотя чаплиных и чаплинят в ту пору хватало.


Марина, скучаю по Вашим постам. Пишите чаще, пожалуйста.
Спасибо за внимание, Алексей, но у меня посты привязаны к календарным датам, поэтому появляются неравномерно.
Огромное спасибо! Очень интересно. Опять так хочу сходить в музей Орсэ, ведь прошла там и ничего толком не разглядела. Пишите еще, пожалуйста.
А как Вам понравился новый проект "Google Art Project" ?
Арт-проект
Я пока бегло посмотрела, затея очень интересная и многообещающая. Правда, качество воспроизведения некоторых картин мне не показалось убедительным. Какая-то странная дымка или посторонний оттенок… но надо посмотреть картины в высоком разрешении, чтобы окончательно понять, что все это значит.
Марина, еще раз с большим удовольствием насладился вашим эссе.

Интересные параллели имеются с судьбой "Олимпии".

"Образ парижской Венеры покорил сердце некоего американского мецената, и он пожелал купить картину. Но друзья художника не могли допустить, чтобы шедевр Мане покинул Францию. По инициативе Клода Моне они собрали по общественной подписке 20 тысяч франков, выкупили «Олимпию» у вдовы художника и принесли её в дар государству. "

Похожая история была и со знаменитой картиной Ренуара "Большие Купальщицы".

Pierre-Auguste Renoir, French - The Large Bathers - Google Art Project.jpg

Наследники художника решили преподнести картину в дар Лувру, но чиновники целых два года не могли оформить передачу картины музею. Тут появляется один известный американский коллекционер (нетрудно догадаться, кто это был) и предлагает за картину кругленькую сумму. Так бы картина и покинула Францию, но коллекционер имел неосторожность упомянуть о сделке на публике, разразился скандал, чиновники наконец зашевелились и оформили передачу "Купальщиц" Лувру. Коллекционер больше таких ошибок не совершал, и следующая операция по покупке "Игроков" Сезанна осуществлялась в глубокой тайне, о сделке узнали только тогда, когда пароход с картиной отплыл от французских берегов и находился в международных водах.

Edited at 2015-10-08 02:34 am (UTC)
Спасибо за историю. Действительно, похоже! Американцы очень много купили хорошей европейской живописи, недаром так такие роскошные музеи)

Edited at 2015-10-08 04:57 pm (UTC)
В один такой музей мы едем на День Благодарения, можно сказать, что в филиал Эрмитажа.
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь dhyul сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь alise84 сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь archigenova сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь ekolovrat сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь jelena6 сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь dina2304 сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский ко
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь infanta_el сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь eva_k2 сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Францу
Пользователь l_g7 сослался на вашу запись в своей записи «Котоальманах "Коты через века". Выпуск "Французский кот". Часть 4» в контексте: [...] же попала на выставку Салона и, вместе с автором скандально известной картины "Олимпия" [...]
Интересно, Живой Журнал ведет статистику? Наверняка где-то подсчитано сколько раз я был на этой страничке!

Но Курбе то каков, "сравнил Олимпию с «дамой пик из колоды карт, которая только что вышла из ванны»."

Инересно, как отнеслись бы в Салоне к его собственным отдельным шедеврам, тоже повыше повесили бы? Сейчас оба художника мирно сосуществуют в Musée d'Orsay, все раздоры остались в прошлом.
У меня есть альбом по Орсэ, так там этот отдельный шедевр на всю страницу представлен)))
Гордость музея! У меня когда-то был альбом Курбе, там его очень скромно в виде маленького черно-белого квадратика пропечатали в каталоге. .