Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:

ВЫТЕГРА - РОДИНА ВЫСОКОЙ МОДЫ

Оригинал взят у archigenova в Вытегра - родина высокой моды





Недавно мой коллега и корреспондент ekolovrat написал мне письмо, в котором рассказал об удивительной судьбе и попросил помощи в поисках подробностей о жизни удивительного человека. Сведения, сообщенные им, оказались настолько потрясающими, что я отложил все дела и начал работать в архивах России, Франции, Италии и Америки. Вот что мне удалось узнать:





   Посмотрите на эту фотографию Прокудина - Горского. На ней изображена семья крестьянина-вытегора Никифора Картузова. Мальчик в шляпе - его младший сын - Кузьма.
   Обратите внимание на его шляпу!   С раннего детства Кузьма запомнил, как приезжал в  Вытегру барин - владелец нескольких пароходов и соляных промыслов, какая шляпа была на нем и на барыне. Именно тогда он спросил своего отца: " А что. тятя, ежели всех в шляпы одеть, все баре будут? Вот бы мне научиться шляпы-то делать, Вы бы с маманей у меня как баре бы ходили. Я б и бабушке бы сделал. и крестной..."
   Никифор посмеялся над словами мальчика, но заметил, что тот постоянно рисует, то веткой на земле, то углем на стенах. Посоветовался с местным священником, настоятелем церкви Кирика и Улиты, и тот сказал, что надо поискать парнишке "городскую" работу и вызвался бесплатно обучить его грамоте.
   Когда Кузьме исполнилось 12 лет, богатый вытегорский купец Порфирий  Жженов решил расширить торговлю и податься в Москву. С собой для услужения он взял Кузьму. Так мальчик попал в Москву и был очарован ее красотой и модными магазинами. А купца Жженова очаровали модистки.  Порфирий Петрович ударился в загул, быстро промотал все капиталы и очутился на Хитровке.
    Кузьма оказался предоставленным самому себе, без копейки денег и знакомых. Он подносил покупки, подзывал извозчика, побирался. Но ему неудержимо влекло на Кузнецкий мост, к модным магазинам. Владелец одной из  шляпных мастерских француз Лефевр заметил оборванца, часами стоящего перед витриной. Решив, что тот хочет обокрасть магазин, он схватил мальчишку за ухо и тут Кузьма повалился ему в ноги со словами : "Дяденька, возьмите в ученье, я все буду делать: и помои выносить, и гулять с собачкой Вашей, и барчат развлекать, только расскажите, как такая красота делается."  Лефевр растрогался и взял.
  Уже спустя год в Москве заговорили о том, что на Кузнецком работает необыкновенный юноша, почти мальчик, делающий шляпки необыкновенной красоты и благородства, в которых даже охотнорядская сиделица выглядит как княгиня. В лавку к Лефевру нередко заходили актеры МХТ, однажды там побывал и сам Антон Павлович Чехов. Он в шутку нарек Кузьму  шляпным подмастерьем Карлом Шляпентохом, не зная, что тот с благодарностью возьмем этот псевдоним и войдет под ним в историю мировой моды.
   Но Чехов не только добродушно посмеялся над юношей. Он ввел Кузьму в круг художников и костюмеров МХТ.
Вот на этой фотографии Кузьма, полуразличимый на заднем плане, присутствует при чтении чеховской "Чайки".


Популярность теперь уже Карла Шляпентоха росла. Именно в его шляпе позировала Валентину Серову княгиня Ольга Орлова.


По свидетельствам современников, она была высокомерной, довольно ограниченной женщиной, не отличавшейся ни интеллектом, ни особой красотой, ни высокими духовными качествами, и именно шляпа придала ее лицу тонкость, одухотворенность и аристократизм.
   Даже достигнув успеха и признания Кузьма никогда не забывал о своей малой родине. Он посылал родным деньги, помогал Вытегорскому епархиальному училищу, оплатил ремонт кровли в церкви Кирика и Улиты.
В 1910 году он женился на дочери Лефевра Марианне. Этот брак оказался счастливым. Трое детей супружеской пары тоже нашли свое место в индустрии высокой моды.
   С революцией, стремившеся всех одеть в кожанки и красные косынки, Кузьме оказалось не по пути. В 1919 году, он в очередной раз вспомнил добром А.П. Чехова, ему удалось выдать себя за уроженца Эстляндии и с документами на имя Карла-Густава Лефевра фон Шляпентоха уехать с семьей в Таллинн, а оттуда и в Париж.
Там он сразу окунулся в европейскую модную жизнь, начав сотрудничать с модными домами, созданными русскими эмигрантами.


На фото - княгиня Наталья Палей в шляпке от  
Карла Шляпентоха.
Постепенно к нему начинают обращаться знаменитости из кино и театра. Например, Марлен Дитрих.



Последней европейской работой Карла Шляпентоха была шляпа для обложки журнала Вог за октябрь 1939 года.


Осенью 1939 года модельер и художник переезжает в Голливуд.
Первой его работой стало консультирование фильма "Унесенные ветром". Увидев, во что одеты актеры на съемочной площадке, Кузьма Никифорович был глубоко удручен. " Нету никакого барского шику," - говорил он с горечью. "Все пух и перья! А тут не фу-фу, нужно, как в кабаре, а порода, стиль и чистая линия".
Надо сказать, что сам модельер всегда одевался строго и несколько старомодно. Он все время говорил, что ему "не к лицу и не по летам носить новомодные штучки. "Одни делают моду, другие гоняются за модными тряпками", - шутил он со своими учениками.

( Фото модельера 1939 года)
Несмотря на предвзятое отношение к европейцам, к нему прислушались, и это в огромной степени помогло успеху фильма.



Карл Шляпентох проработал в Голливуде много лет. Последним фильмом, в съемках которого он принимал участие, была легендарная "Война и мир". После того, как Юбер де Живанши отказался стать художником по костюмам  для этого фильма, продюссеры обратились к нему с просьбой о помощи. И именно он придумал шляпки для Одри Хепберн, сделавшие ее Наташей Ростовой.


Кроме этого именно ему принадлежит идея вставить в фильм романс " Гори, гори, моя звезда".
Кузьма Картузов прожил богатую творческую жизнь. Он во многом определил лицо современной высокой  моды и "большого" кино. Но он никогда не забывал о своей малой родине. В его голливудском кабинете висела ( и висит, поскольку  теперь это музей) вот эта фотография его родного города.









Subscribe
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments