Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:

ВЫСТАВКА «ЧЕРНОБЫЛЬ: ЭКСПЕДИЦИЯ В ЗАТЕРЯННЫЙ МИР»

Во Фрайбурге, в Augustinermuseum проходит выставка,
  приуроченная к 25-летию Чернобыльской катастрофы.
  Но ее тема – не взрыв атомного реактора, а жизнь
   Полесья до катастрофы.





В фокусе выставки «Чернобыль. Экспедиция в  затерянный мир» культура Полесья,
края, где несколько веков жили бок о бок украинцы и евреи.


Спасти от забвения исчезающие культуры Полесья и рассказать о них в Германии –
такова цель этой уникальной экспозиции, созданной
фрайбургским Augustinermuseum
в содружестве с Этнографическим музеем Львова (города-побратима Фрайбурга), Центром
изучения истории и культуры восточноевропейского еврейства в Киеве и  Институтом рукописей
Национальной библиотеки Украины  в Киеве.



Так выглядит улица современного Чернобыля

Первый зал посвящен культуре и быту полесских деревень. 


Полесские рушники 

Экспонаты - народные костюмы примерно 1900 года, платки, рушники и ковры,
рыболовные сети, охотничьи капканы, деревянные плуги и бороны - уводят нас в прошлое,
в чрезвычайно простую жизнь, которой жило здесь сельское население еще в 20-м столетии.








Крупноформатные ландшафтные панорамы переносят посетителей выставки
в сегодняшнее Полесье.


Так выглядят сегодня заброшенные деревни Полесья


Кладбище кораблей на реке Припять

Панорамы затерянного мира дополняют фотографии 1990-х годов.




Парадный красный угол      
                                                                         ***

Вторая часть выставки - презентация Чернобыля как «штетла», типичного еврейского
местечка. В 1765 г. в Чернобыле жили 696 евреев, в 1854 году -  уже 4 000, притом что
христианское население города составляло 2 000 человек. В Чернобыле было пять
синагог. С конца 18 столетия Чернобыль был важным центром хасидизма,  Видные
династии хасидов – ученых и мудрецов-цадиков – происходили из Чернобыля.


Фаянсовый светильник-ханукия второй половины 19 в.  -
самый запоминающийся экспонат выставки.



Более традиционный металлический светильник-ханукия


Мизрах

Мизрах - на иврите означает "восток". Так называют декоративную табличку,
которой украшают и отмечают восточную, обращенную к Иерусалиму, стену
синагоги или жилого дома.
На мизрахе, сделанном из резной бумаги и аппликаций,
обычно начертаны слова «От восхода солнца до захода прославляется имя
Господне» (Псалом 113, в христианской традиции 112).



Мизрах

Мизрах изобилует симолами: древо познания с райскими птицами - символ рая, двуглавый
орёл с короной - символ Божественной власти, голуби – самосовершенствование, олени -
символ праведной веры и Богопочитания.



Кетер Тора - навершие в виде короны  для свитка Торы


Яд - указка для чтения Торы

Поскольку священный свиток нельзя трогать руками, при чтении
Торы пользуются указками в форме кисти руки (яд - на иврите рука)
из дерева, серебра, слоновой кости.


Столик для свитка Торы

{C}

Аист - символ истинного праведника, который способен победить зло, представленное
в образе змеи. Аист со змеей в клюве символизирует победу праведности
над злыми силами.



Столик для свитка Торы


Рэйзэлэ - прорезная картинка из бумаги
-

 Восточноевропейские евреи позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей
и  называли эти произведения прикладного искусства «рэйзэлэ» - на идише «розочка».
У евреев искусство вырезания из бумаги не было занятием преимущественно женским, как это было,
например, у украинцев. Как  ни странно, по традиции,  рэйзэлэ делали, главным образом, мужчины или
юноши - учащиеся религиозных школ (ешив), нередко в перерываx между изучением священных книг.
Работа над прорезной картиной была одновременно и способом размышления над содержанием
сакрального текста. Поэтому в рэйзэлэ, как правило, нет ничего случайного.Каждая деталь
глубоко символична. Представленная на выставке прорезная картинка довольно проста,
есть гораздо более замысловатые и тонкие работы.


Декоративная тарелка


Это и произведение искусства, и еда - фигурный хлеб

Такой хлеб  подавали к столу  на свадьбах и других семейных торжествах.


Пасхальная посуда: блюдо для мацы и пасхальная тарелка


Крышка от блюда для рыбы


Испанская работа - шпанише арбет

"Шпанише арбет" называли восточноевропейские евреи золотое шитье.


Станок для "испанской работы"



Шитая золотом кипа

История еврейского Чернобыля закончилась задолго до катастрофы 1986 года.
В годы Второй мировой войны евреи Чернобыля были полностью
уничтожены нацистами.  

Tags: Германия, Украина, Чернобыль, выставка, еврейская история и культура, музей
Subscribe
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments