Соломенная шляпка

ВЫСТАВКА «ЧЕРНОБЫЛЬ: ЭКСПЕДИЦИЯ В ЗАТЕРЯННЫЙ МИР»

Во Фрайбурге, в Augustinermuseum проходит выставка,
  приуроченная к 25-летию Чернобыльской катастрофы.
  Но ее тема – не взрыв атомного реактора, а жизнь
   Полесья до катастрофы.





В фокусе выставки «Чернобыль. Экспедиция в  затерянный мир» культура Полесья,
края, где несколько веков жили бок о бок украинцы и евреи.


Спасти от забвения исчезающие культуры Полесья и рассказать о них в Германии –
такова цель этой уникальной экспозиции, созданной
фрайбургским Augustinermuseum
в содружестве с Этнографическим музеем Львова (города-побратима Фрайбурга), Центром
изучения истории и культуры восточноевропейского еврейства в Киеве и  Институтом рукописей
Национальной библиотеки Украины  в Киеве.



Так выглядит улица современного Чернобыля

Первый зал посвящен культуре и быту полесских деревень. 


Полесские рушники 

Экспонаты - народные костюмы примерно 1900 года, платки, рушники и ковры,
рыболовные сети, охотничьи капканы, деревянные плуги и бороны - уводят нас в прошлое,
в чрезвычайно простую жизнь, которой жило здесь сельское население еще в 20-м столетии.








Крупноформатные ландшафтные панорамы переносят посетителей выставки
в сегодняшнее Полесье.


Так выглядят сегодня заброшенные деревни Полесья


Кладбище кораблей на реке Припять

Панорамы затерянного мира дополняют фотографии 1990-х годов.




Парадный красный угол      
                                                                         ***

Вторая часть выставки - презентация Чернобыля как «штетла», типичного еврейского
местечка. В 1765 г. в Чернобыле жили 696 евреев, в 1854 году -  уже 4 000, притом что
христианское население города составляло 2 000 человек. В Чернобыле было пять
синагог. С конца 18 столетия Чернобыль был важным центром хасидизма,  Видные
династии хасидов – ученых и мудрецов-цадиков – происходили из Чернобыля.


Фаянсовый светильник-ханукия второй половины 19 в.  -
самый запоминающийся экспонат выставки.



Более традиционный металлический светильник-ханукия


Мизрах

Мизрах - на иврите означает "восток". Так называют декоративную табличку,
которой украшают и отмечают восточную, обращенную к Иерусалиму, стену
синагоги или жилого дома.
На мизрахе, сделанном из резной бумаги и аппликаций,
обычно начертаны слова «От восхода солнца до захода прославляется имя
Господне» (Псалом 113, в христианской традиции 112).



Мизрах

Мизрах изобилует симолами: древо познания с райскими птицами - символ рая, двуглавый
орёл с короной - символ Божественной власти, голуби – самосовершенствование, олени -
символ праведной веры и Богопочитания.



Кетер Тора - навершие в виде короны  для свитка Торы


Яд - указка для чтения Торы

Поскольку священный свиток нельзя трогать руками, при чтении
Торы пользуются указками в форме кисти руки (яд - на иврите рука)
из дерева, серебра, слоновой кости.


Столик для свитка Торы

{C}

Аист - символ истинного праведника, который способен победить зло, представленное
в образе змеи. Аист со змеей в клюве символизирует победу праведности
над злыми силами.



Столик для свитка Торы


Рэйзэлэ - прорезная картинка из бумаги
-

 Восточноевропейские евреи позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей
и  называли эти произведения прикладного искусства «рэйзэлэ» - на идише «розочка».
У евреев искусство вырезания из бумаги не было занятием преимущественно женским, как это было,
например, у украинцев. Как  ни странно, по традиции,  рэйзэлэ делали, главным образом, мужчины или
юноши - учащиеся религиозных школ (ешив), нередко в перерываx между изучением священных книг.
Работа над прорезной картиной была одновременно и способом размышления над содержанием
сакрального текста. Поэтому в рэйзэлэ, как правило, нет ничего случайного.Каждая деталь
глубоко символична. Представленная на выставке прорезная картинка довольно проста,
есть гораздо более замысловатые и тонкие работы.


Декоративная тарелка


Это и произведение искусства, и еда - фигурный хлеб

Такой хлеб  подавали к столу  на свадьбах и других семейных торжествах.


Пасхальная посуда: блюдо для мацы и пасхальная тарелка


Крышка от блюда для рыбы


Испанская работа - шпанише арбет

"Шпанише арбет" называли восточноевропейские евреи золотое шитье.


Станок для "испанской работы"



Шитая золотом кипа

История еврейского Чернобыля закончилась задолго до катастрофы 1986 года.
В годы Второй мировой войны евреи Чернобыля были полностью
уничтожены нацистами.  

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Я и не знал, что когда-то Чернобыль был еврррейским местечком.
Выставка очень интеррресная, и Ваш рррассказ тоже, спасибо! =)
Только попугаев не нашлось в Полесье,
Пришлось без попугаев этот пост повесить)
А ведь полещуки это совершенно отдельная этнографическая группа: со своим говором, со своими обычаями, отличными от украинских. Там еще и поляки жили, но их всех отправили в Казахстан.
Судя по экспонатам, довольно глухие места и замкнутый мир.
Прикладное искусство попроще, чем исконно украинское.
После катастрофы был десяток экспедиций, на выставке висит список деревень (кстати, названия очень странные, не похожи на украинские), в которых побывали экспедиции. Правда, не совсем понятно, как можно использовать их находки, если там все облучено.

Спасибо, Маринущка! Еще одна неизвестная страница жизни раскрыта Вами для нас.

И для меня неизвестная, Натальюшка, так что открываем вместе)
От Ровно до Киева чуть больше 300 км.
Про Чернобыль знаю не понаслышке,но такую подачу вижу впервые.
Интересно,демонстрировалась ли эта экспозиция у нас? Живу в небольшом городке рядом с Ровно.У нас вообще нет никакой культурной жизни.Только у Вас и узнала и увидела интереснейшие факты.
Вообще, тема жизни евреев в Украине абсолютно у нас не раскрыта, а ведь и Полесье и Подолье - веками жили бок о бок.Как ни горько об этом писать, но вывезли, убили, выжили,переселили...Но,Слава Богу, в последнее время хоть стали появляться памятные знаки на месте расстрелов.
Спасибо,Марина!
Я как раз думала о Вас и о Вашей маме-вышивальщице)
Я еще в советские времена слышала от коллег-искусствоведов, что в запасниках этнографического музея Львова очень много еврейского искусства, это результаты еще дореволюционных экспедиций. но это все в СССР не выставлялось в экспозицию по понятным причинам.
О жизни евреев на Украине есть научные труды, а вот в музеях и на выставках эта тем действительно слабо представлена.
У немцев выставка вызвала большой интерес - жизнь Полесья для них совершенная экзотика. фотография бабушки на фоне Красного угла обошла все газеты.
Дорогой соавтор, позвольте поздравить Вас с чудным праздником - предвестником весны.
О, Арчи, спасибо, я тронута! В прекрасной Генуе уже, наверное, цветут мимозы)
Поздравляю, так сказать, с праздничком. Оно,конечно, не русское дело с шоколадками бегать, но я тута посмотрел на Бесогона в телевизоре, да подумал: мы все ж-таки в Вытегре не такие серые, Западу не так боимся. Так что с Валентиновым днем, нас от этого не убудет.
Спасибо, дорогой Еремей! Как приятно получить поздравление от настоящего патриота из самой Вытегры)
Спасибо, Марина! Как всегда, очень познавательно и интересно. Как жаль, что со временем исчезают целые миры.
На второй фотографии, здание слева - Чернобыльская синагога. До аварии там размещался военкомат. Во время Ликвидации - гауптвахта.
Спасибо большое за это ценное дополнение. Вы как-то связаны с этими краями?
Интереснейшая выставка и фотографии, Марина. Кусочек совершенно забытой истории.

Очень трогательные тряпичные куколки, ведь когда-то кто-то с ними играл. Настраивает все это на весьма философский лад, что-то после нас останется... Биты и байты в интернете?
Останется больше, чем от какой-либо другой эпохи! у нас же куколки не тряпочные, а пластиковые)))