Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:

ГЕРМАНИЯ: ФОНАРИКИ СВЯТОГО МАРТИНА

11 ноября в Германии проходит
праздник фонариков Святого Мартина –

Laternenumzug


В сырой осенний вечер не очень хочется выходить из дому, однако если вы, не испугавшись непогоды,
отправитесь 11 ноября, в день святого Мартина (
Martinstag), на позднюю прогулку, то увидите прелестное
зрелище – праздник фонариков
Laternenumzug (Martinsumzug). По темным улицам словно текут светящиеся
ручейки – это спешат к месту встречи дети с зажженными самодельными фонариками. Каких только
фонариков тут нет! Цилиндры, шары, кубы, тыквы, домики, фантастические головы, птицы, рыбы,
звериные морды...

Ребята заранее готовятся к празднику: сами мастерят фонарики, разрисовывают их, обклеивают звездочками
и полумесяцами. Часто фонарики украшают силуэты всадника в плаще и фигурки гусей - напоминание
об эпизодах из жизни святого Мартина.


Св. Мартин, епископ Турский (Martin von Tours, 316 – 397 гг.) родился в семье римского легионера и получил
свое имя в честь бога войны Марса. В ранней юности он, по воле отца, тоже стал легионером и служил в
провинции Галлии, на территории нынешней Франции.

Однажды холодным зимним днем юный Мартин в красном солдатском плаще, опоясанный мечом, въезжал
в ворота города Амьена. Вдруг его окликнул жалкий замерзший нищий и попросил милостыню. У Мартина
не оказалось денег и он, не долго думая и не обращая внимания на насмешки товарищей, разрубил мечом
свой красный плащ и отдал половину нищему. (Весь плащ солдат никак не мог отдать бедняге – ведь это
была часть его военной формы.)

Этот благородный поступок определил всю дальнейшую жизнь юноши: согласно легенде, под личиной нищего
скрывался сам Иисус, той же ночью явившийся Мартину во сне. Мартин оставил военную службу, принял
христианство, прославился добрыми делами и за свое благочестие был избран епископом города Тура.
ата его погребения – 11 ноября – и отмечается как день Св. Мартина, покровителя воинов, ткачей,
нищенствующих.



Трогательная и поучительная притча о солдате и нищем вдохновляла художников и скульпторов Средневековья
и Возрождения, а остатки знаменитого плаща почитались как священная реликвия и хранились при дворе
французских королей в особой часовне, которую называли капеллой (от латинского „
cappa“ – плащ). Так,
благодаря плащу Св. Мартина, появились в европейских языках слова: капелла, капеллан, капельмейстер.

Сценку, в которой Мартин разрубает плащ (die Mantelteilung),   разыгрывают дети во время своего
праздничного шествия. Ребятишки с зажженными фонариками собираются на лесной опушке или на
поляне в парке, поют хором песни о своих чудесных фонариках и о святом Мартине (
Martinslieder):
«Laterne, Laterne!
Sonne, Mond und Sterne.»
(Фонарики, фонарики!
Солнце, луна и звезды.)


Один из ребят -   в плаще, с мечом, на коне (это может быть и настоящий пони, и деревянная лошадка, и
самоделка из папье-маше) - изображает славного воина Мартина, другой – нищего. После представления
зрителей ждет угощение: детский пунш, булки в виде рожка (
Martinshoernhen), сладкие булочки в форме
гусей или человечков.


С гусями связана особая история. Когда народ захотел избрать Мартина епископом города Тура, он, считая
себя недостойным этой чести, спрятался от своих почитателей в птичнике, предназначенном для гусей. Но гуси, обнаружив, что их жилище занято, подняли такой шум, что Мартин был без труда найден и тут же
провозглашен епископом:

Als der heilge Sankt Martin
will der Bischofsehr entfliehn.
Sitzt er in dem Gaensestall
niemand findt ihn ueberall,
bis der Gaense gross Geschrei
seine Sucher ruft herbei.

(Когда Святой Мартин хотел избежать епископства, он спрятался в птичнике, и никто не мог его найти,
пока гуси не закричали и не помогли поискам).


Эта легенда, скорее похожая на анекдот, чем на эпизод из жития святого, очень полюбилась народу:
ведь Мартин предстает здесь скромным, не чуждым сомнений человеком. Историки, однако, считают,
что обычай в день Св. Мартина подавать на стол жареного или фаршированного гуся объясняется не
этой довольно поздней легендой, а причинами вполне практическими. В старину считалось, что со дня
Св. Мартина начинается зима: к этому времени завершались работы на полях, домашних животных и
птиц размещали в стойлах и птичниках, а поскольку кормить их всю зиму было накладно, да и места
не хватало, часть животных, и особенно много гусей, забивали. Именно поэтому застолья в день
Св. Мартина были столь обильны, а традиционным блюдом стал гусь -
Martinsgans.

Martinstag был очень важной для крестьян датой: начинался новый финансовый год, заключались
сделки и договоры, выплачивались долги и проценты (причем в виде «процентов» часто отдавали
все тех же гусей), работники получали жалованье и могли поменять хозяев. Память об этих обычаях
сохранили народные пословицы и приметы:

„ St. Martin ist ein harter Mann
für den, der nicht bezahlen kann.“

(Св. Мартин суров к тем, кто не может заплатить.)
„Ist St. Martin trueb, wird der Winter lieb.
Ist St. Martin hell, wird er kalt für aell.
(Если Св. Мартин сумрачен - быть теплой зиме,
если в день Св. Мартина ясно, зимой придется померзнуть.)



Ну а как родились обычаи зажигать фонарики и устраивать детский карнавал? Впервые дети
с фонариками вышли на улицы в Эрфурте, и зажжены были эти фонарики в память о Мартине
Лютере, причем не 11 ноября, а 10-го, в день рождения реформатора. Дело в том, что в протестантских
общинах Тюрингии
Martinstag приобрел новое содержание как день памяти Лютера. Вскоре красивый
обычай зажигать фонарики распространился не только на протестантские, но и на католические
области Германии. 

Так возник милый детский праздник, и каждый год ребята с удовольствием разыгрывают в теплом
свете разноцветных фонариков добрый спектакль и лакомятся сдобными гусями с глазками-изюминками.

Автор: Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de

Tags: Германия, Святой Мартин, праздник фонариков, праздники в Европе
Subscribe
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments