Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:

Путешествия по СССР. Крым. Часть 3. "Скит смиренный и кельи древние в скале"


Ущелье Мариам-Дере
Здесь и далее фото 1966 года


Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Осмотрев Бахчисарайский дворец, мой отец Анатолий Сирота (turnepsik) отправился пешком к развалинам Успенского пещерного монастыря, а оттуда в крепость Чуфут-Кале. В наши дни это вполне цивилизованные, посещаемые места: монастырь восстановлен, Чуфут-Кале входит в состав Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника. Но в 1966 году, когда состоялось это путешествие, здесь был безлюдный и заброшенный край с каменистыми заросшими тропами. Так что сама идея отправиться в одиночестве в Чуфут-Кале была, по тем временам, довольно экстравагантной.

Я видел мертвый город: ямы
Былых темниц, глухие храмы.
Безмолвный холм Чуфуткалэ...
Небес я видел блеск блаженный,
Кремнистый путь, и скит смиренный,
И кельи древние в скале.


писал Владимир Набоков в стихотворении "Крым" (1920) об этих местах.
"Кремнистый путь" – это ущелье Мариам-дере, по которому идет дорога к пещерному Успенскому монастырю. С обеих сторон глубокого ущелья поднимаются отвесные скалы высотой до 140 метров. Живописное, романтичное и небезопасное место! Почему именно здесь был основан монастырь, врезанный в каменный утес?

"Скит смиренный"

Историки объясняют основание монастыря так: в 754 году византийские императоры наложили запрет на почитание икон. Тысячи икон были сожжены, не согласные с политикой иконоборчества священнослужители жестоко преследовались, монастыри разрушались. Христиане, не желающие отказаться от икон, искали убежище в иных краях. Бежавшие в Крым византийские монахи основали несколько пещерных монастырей. Крутые скалы служили монастырям укрытием, пещеры в мягком известняке нетрудно было расширить и использовать как храмы и кельи. Самый значительный из крымских пещерных монастырей - Успенский - основан, предположительно, в 8-9 веках.


Успенский монастырь

Легенда же повествует о том, что однажды некий пастух увидел высоко на скале икону Богоматери и горящую перед ней свечу. Икону с почестями перенесли в селение, но утром она вновь оказалась на том же самом месте на скале. Тогда люди поняли, что Богоматери угодно, чтобы ее икона находилась именно здесь. Они высекли в скале храм и перенесли туда икону. Явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм, а впоследствии и монастырь, посвятили этому событию, а ущелье получило имя Марии - Мариам-дере. В праздник Успения в монастырь стекались верующие со всего Крыма.


Наскальная роспись в  Успенском монастыре

Место, где, по легенде, пастуху явилась икона, был отмечено наскальным изображением Богоматери с младенцем на руках (Одигиртия) и, по обе стороны от нее, фигурами семи херсонесских мучеников. Интересно, что на фото 1966 года, которое мы представляем, Богоматерь изображена во весь рост,  а явившаяся, согласно легенде, на скале икона была поясной, так же как изображение, которое находится на стене сейчас. Очевидно, в 1960-е годы еще сохранились остатки росписи середины XIX в. При восстановлении монастыря она была закрашена современной росписью.

Успенский монастырь был центром религиозной жизни православного Крыма. Именно здесь митрополит Игнатий в 1778 году призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства. (Это переселение было связано с противостоянием Российской империи Крымскому ханству и с общим упадком христианства в Крыму.) Россия выделила переселенцам средства и земли, и они двинулись с Крымского полуострова к Азовскому морю, где основали город Мариуполь. Впереди вереницы подвод переселенцы несли ту самую икону из Успенского монастыря, найденную, по преданию, на скале. (По другим сведениям, икону перевозили в большой бочке с зерном, чтобы уберечь ее от похищения.)


Успенский монастырь

В истории монастыря периоды процветания перемежались с трудными временами. До утверждения в Крыму советской власти на территории обители было два пещерных храма - Успенский и евангелиста Марка, еще три церкви, братские корпуса, дома для настоятеля и паломников, фонтаны и фруктовый сад с часовней, старинный водопровод. В монастыре было более 60 монахов и послушников. Монашеские кельи были вырублены в скале. "Пещеры сообщаются между собою посредством легкой галереи, тянущейся на большом расстоянии вдоль обрывистого края горы, и служат кельями инокам. Дорога пролегает в глубоком овраге, а к кельям ведут лестницы, высоченные в утёсе", - так описывал монастырь Географическо-статистический словарь Российской империи в 1852 году.


Успенский монастырь

В 1921 году монахов обвинили в заговоре против советской власти и расстреляли, монастырь закрыли, его имущество разграбили, на территории разместили трудовую колонию. Крымское землетрясение 1927 года разрушило многие постройки на крутом утесе. В годы Великой Отечественной войны в уцелевших помещениях монастыря находился военный госпиталь. В 1993 году, когда монастырь был возвращен церкви, началось его восстановление, и сегодня это действующий мужской монастырь.

"Ямы былых темниц"

От монастыря путь лежит к древней крепости Чуфут-Кале. Плато Бурунчак, на котором расположена крепость, выглядит неприступным: со всех сторон, кроме восточной, оно круто обрывается вниз. И хотя высота плато отнюдь не заоблачная – около 580 метров, перед путником открывается впечатляющее зрелище. Вот как описал саму крепость и путь к ней польский поэт Адам Мицкевич, который побывал в Чуфут-Кале в 1820-е годы: "Чуфут-Кале — местечко, расположенное на высокой голой скале. Домики, на краю пропасти стоящие, похожи на гнёзда ласточек. Тропинка, по которой надобно взбираться на гору, для путника затруднительна и опасна: она висит над бездною. Если взглянуть вниз из окна одного из тех домиков, то взор падает в глубину неизмеримую".

Чуфут-Кале -  многослойный архитектурный комплекс, сменивший несколько названий и ставший домом для нескольких народов. Находки археологов подтверждают, что плато Бурунчак было заселено еще в неолите, не менее 7 тысяч лет назад.Как считают историки, византийцы построили крепость на границе своих владений в 6-7 веках. До наших дней сохранились фрагменты крепостных стен и ворот, жилых построек и более ста пещер, которые служили хранилищами и… темницами. Чуфут-Кале – наиболее сохранившийся среди пещерных городов Крыма.


Пещерный город

В письменных источниках город-крепость на плато впервые упоминается в 13 веке под тюркским названием Кырк-Ор (сорок крепостей). В 13-14 веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от Золотой Орды. Предположительно оно было основано аланами. Аланы - народ иранского происхождения, принявшие христианство союзники Византии, которые мигрировали в Крым.Кырк-Ор быстро исламизировался, надежную крепость заселили страдавшие от монгольских набегов татары. В 14 веке Кырк-Ор становится главным городом Золотой Орды в Крыму и самой мощной крымской крепостью.

Кырк-Ором управляли предки легендарной Джанике, дочери Тохтамыша, хана Золотой Орды из династии, восходившей к самому Чингисхану. С 1420 года Джанике-ханым, оставшись старшей в роду Тохтамыша, правила в Кырк-Оре. Она вела сложную политическую игру, поддерживая не своих родичей, а крымского хана Хаджи Герея, который претендовал на независимость от Орды и власть в Крыму. Джанике видела в нём своего преемника на крымском престоле. (Напомним, то это был период распада Золотой Орды на самостоятельные ханства, одним из которых стало Крымское.)

Когда Джанике-ханым в 1437 году умерла, крымские ханы воздвигли дюрбе (мавзолей), где похоронили её с титулом Великой Государыни. Мавзолей - строгий восьмигранник под черепичной крышей -  прекрасно сохранился. К мавзолею примыкает покрытый резьбой портал с массивной глубокой аркой. Мраморное надгробие украшено арабской надписью: «Это — гробница Великой Государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года».


Мавзолей дочери Тохтмыша Джанике-ханым. 15 век.

Желание Джанике осуществилось: в середине 15 века Кырк-Ор становится резиденцией крымских ханов. Первый крымский хан, основатель династии Гиреев Хаджи-Гирей превратил старую часть города в свою крепость. Предшествующие сооружения были полностью разобраны, материалы из них использовались при обновлении стен. Крепость была надежным убежищем в период борьбы крымских ханов с Золотой Ордой. Когда после распада Золотой Орды Крымское ханство обрело самостоятельность и заметно усилилось, значение Кырк-Ора как крепости упало. В начале 16 века хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу — Бахчисарай.


Вид на долину от мавзолея Джанике-ханым

С конца 15 века название "Чуфут-Кале" наводило ужас: это была одна из самых страшных темниц крымских ханов. Старый город на плато стал местом заточения знатных пленников (незнатных продавали в рабство) в уже упомянутых пещерах. Здесь содержали только ценных узников: послов с целью «надавить» на пославших их государей, именитых военнопленных, чтобы получить за них хороший выкуп или выгодно обменять. Всего один печальный пример. В 1661 году попавший в плен боярин, воевода Василий Борисович Шереметев был заключён в крепость. В плену он провёл двадцать с лишним лет, за это время сменилось четыре хана!

Боярин в отчаянии писал царю Алексею Михайловичу о невыносимых условиях своего заключения: "Кайдалы на мне больше полпуда, четыре года заперт я в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно, и свет вижу, и ветер проходит только в то окно. На дворе из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе, и от духу и от нужи и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, а от головных болезней вижу мало, а от кайдалов обезножил, да и оглодел". Только в 1681 году, после заключения Бахчисарайского мирного договора между Россией и Крымским ханством, Шереметев был освобожден за выкуп, причем через год несчастный боярин, потерявший в плену здоровье, умер.

Почему же эта  много повидавшая крепость получила название  Чуфут-Кале?
Об этом - в следующем посте.
Продолженie будетъ!

Все слайды сделаны моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1966 году фотоаппаратом ";Киев" на цветной обращаемой пленке, производство ГДР, проявлены самостоятельно в домашних условиях. Слайды отсканированы мною в 2020 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

Путешествия по СССР. Крым. Часть 1. Генуэзцы в Крыму.
Путешествия по СССР. Крым. Часть 2. Я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий  дворец

Полезные источники
Татьяна Михайловна Фадеева. Тайны горного Крыма
http://www.e-reading.club/chapter.php/1021310/26/tatyana-fadeeva-tayny-gornogo-kryma.html
Живой журнал vittasim. Свято-Успенский мужской монастырь
https://vittasim.livejournal.com/252149.html
Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
https://www.liveinternet.ru/users/margareetta/post242973961

Tags: Крым, архитектура, история семьи, путешествия по СССР, слайды
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия по СССР” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments