возвращение кота

Путешествия по СССР. Абхазия. Часть 2. Кавказская Ривьера - потерянный рай.


Набережная в Гагре. Здесь и далее фото 1984 года

Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Мы осматриваем курорты Абхазии в 1984 году. Первую часть рассказа об Абхазии можно прочитать здесь.

ГАГРА
«… Я переведен в ужасный климат Абхазии. Есть на берегу Чёрного моря, в Абхазии, впадина между огромных гор. Туда не залетает ветер; жар там от раскаленных скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу", - писал в 1836 году сосланный на Кавказ декабрист Александр Бестужев-Марлинский издателям журнала «Московский телеграф». Другое письмо, графу А. Бенкендорфу, он заключает словами: "Для меня, полуживого, Гагры будут неизбежным гробом".


Набережная в Гагре

Да-да, все это о Гагре, той самой Гагре, которая олицетворяла для советских людей красоты не виданных ими знаменитых европейских курортов. Собственно, именно таков был замысел основателя курорта, доброго гения Гагры принца Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932): Гагра должна была стать российским ответом Ницце и Монте-Карло. Как писал в своей абхазской эпопее "Сандро из Чегема" Фазиль Искандер, "для создания кавказской Ривьеры принц Ольденбургский выдвинул весьма действенный аргумент, заключавшийся в том, что русские богачи будут ездить в Гагры вместо того, чтобы прокучивать свои деньги в настоящей средиземноморской Ницце". (То, что русских богачей впоследствии заменили трудящиеся СССР, чего и представить себе не мог принц Ольденбургский, сути не меняет).


Набережная в Гагре. Слева курортная поликлиника

Велики и многочисленны заслуги Александра Петровича Ольденбургского, правнука императора Павла I, перед отечеством, об этом написано много. Одна из этих заслуг - превращение захолустной Гагры в первый на Кавказском побережье климатический курорт (как тогда выражались, климатическую станцию). Благодаря щедрой поддержке императора Николая Второго, которого принц сумел зажечь своими идеями, и умелому деятельному руководству, побережье неузнаваемо изменилось в сказочно короткий срок. Весной 1901 года принц Ольденбургский впервые приехал в Гагру, а 9 января 1903 года состоялось торжественное открытие климатической станции в ресторане "Гагрипш". Иллюстрированный журнал "Нива" за 1906 год восторженно рапортует, что "необитаемое еще в 1901 году место бывшего когда-то укрепления уже в начале 1903 года превратилось в превосходный живописный курорт".


Курортная поликлиника на набережной в Гагре

Как описывает Фазиль Искандер, выросли на диком побережье дворцы и виллы, на месте болота был разбит огромный "парк с насаждениями", как он именовался, появились порт, электростанция, больница, гостиницы и, наконец, гордость принца, рабочая столовая с двумя отделениями: для мусульманских и христианских рабочих. Добавим к этому телеграф, водопровод, узкоколейную железную дорогу, водолечебницу. Гагра, которую ограждают от ветров вплотную подступающие к морю горы, - одно из самых тёплых мест на Черноморском побережье Кавказа. В приморском парке прижились пробковые дубы, самшиты, агавы, пальмы, азалии, цитрусовые, кипарисы…


Приморский  парк в Гагре


Близ парка, на склоне горы Мамзышха принц Ольденбурский выстроил для себя похожий на фантастическую крепость замок (архитектор - мастер петербургского модерна Григорий Ипполитович Люцедарский). Центром курортной жизни стали ресторан "Гагрипш" и две соседствующие с ним гостиницы. Одна из них "временно" носила странное название "Временная", пока при Советах ее не переименовали в "Гагрипш".


Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре


Многие историки Гагры считают, хотя и без веских подтверждений, что оба здания - ресторан и гостиница "Временная" - были куплены принцем Ольденбургским на парижской Всемирной выставке 1900 года, привезены на Кавказ в разобранном виде и сложены в Гагре, причем без единого гвоздя. Эти собранные с волшебной скоростью постройки из дерева и особого материала дерево-бетона (смесь цемента с заполнителем из щепы и стружек, облицованная толстым картоном) - превосходные образцы раннего модерна. Все тот же автор статьи о Гагре в журнале "Нива" упоминает "прилепившиеся к горам новейшей причудливой архитектуры постройки" и далее отмечает: "самое главное и самое красивое в стиле moderne здание – это, так называемая "временная" гостиница – трехэтажное сооружение из дерева и бетона".


Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

Курортная идиллия на Кавказской Ривьере, воплощенная мечта принца Ольденбургского, длилась недолго - до Октябрьского переворота. Осенью 1917 года принц эмигрировал во Францию и остаток своих дней прожил на берегах Атлантики, на  курорте Биарриц. Его дворец в Гагре и построенные им гостиницы стали санаториями для советской элиты, а сама Гагра – "всесоюзной здравницей".


Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

Отец, который, напомню, побывал вслед за мной в Гагре в 1984 году, особенно ценил модерн. Он вспоминает: "Интересом к этому стилю меня «заразил» мой московский друг Александр Сергеевич Бернштейн. Саша – он был на несколько лет моложе меня – принадлежал к семье потомственных  интеллигентов. (Его мать Татьяна Сергеевна была среди первых советских кандидатов наук, назначенных по списку, утвержденному Луначарским. Защищать диссертации в то время было невозможно: еще не существовало Ученых советов. Татьяна Сергеевна помнила, как во время Февральской революции она и ее подруга - две гимназистки в широкополых шляпах - прижимались к стене московского дома, когда по улице шла толпа с красными бантами, и кто-то выкрикнул: «Хорошо бы этих девиц пощупать!»)
Так вот, в годы, когда здания в стиле модерн, которые сейчас экскурсоводы показывают туристам, еще не считались "серьезными" архитектурными памятниками и были на периферии внимания историков архитектуры, Саша повсюду выискивал и фотографировал модерн. Свои фотографии он наклеивал в альбомы. Эти альбомы постепенно складывались в настоящую энциклопедию русского модерна.



Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

Для меня было особым удовольствием фотографировать текучий кружевной декор "Временной" гостиницы, потому что я увидел в этом странном здании главное, с моей точки зрения, свойство стиля модерн - живописность. Архитектура модерна утратила характерную для предшествующих стилей симметричность: эстетическое впечатление, как и в живописи, создается в модерне интуитивно и не может быть выражено в словесных формулировках. Знаменитый ресторан "Гульрипш" с часами меня, очевидно, не вдохновил: его изображение было на десятках открыток, поэтому фотографировать было не интересно. То ли дело набережная и парк с огромными пальмами…"


Гостиница "Временная" ("Гагрипш") в Гагре

В 1984 году, когда были  сделаны эти слайды, гостиница уже заметно обветшала, ее собирались закрыть на реставрацию. Как вспоминает режиссер фильма "Зимний вечер в Гаграх" Карен Шахназаров, в 1985 году, когда в "Гагрипше" проходили съемки нескольких эпизодов, здание было уже полностью расселено для проведения реставрации.


Уголок старой Гагры

Увы, реставрация так и не началась… Пока собирались, сооружение из легких непрочных материалов непоправимо разрушилось от сильных ливней и его разобрали, оставив, как особую ценность, только фасад. В 1992 году началась грузино-абхазская война, и, хотя фасад не пострадал от боевых действий, местные жители в послевоенные годы попросту разобрали его на дрова и строительные материалы. От прекрасного уникального здания остался ныне лишь каменный фундамент. Ресторан с часами уцелел, дворец принца Ольденбургского был сильно разрушен, но отреставрировать его еще возможно. Говорят, реставрация уже идет, но чрезвычайно вяло.


Уголок старой Гагры



Набережная в Гагре


ГУЛЬРИПШ

Не один только принц Ольденбургский стремился создать на Кавказе курорт европейского уровня. Почти в то же самое время (как писали в заставках немого кино "а в это время…") в Сухуме развернул свою благородную деятельность Николай Николаевич Смецкий (1852-1931). Потомок богатых костромских помещиков и вологодских промышленников, Смецкий приехал на Кавказ в 1889 году для поправки здоровья жены. Супруги направлялись в Батуми, но, к счастью для Абхазии, решили по дороге заглянуть в Сухум.


Курортный парк в Гульрипше




Окруженный малярийными болотами маленький неблагоустроенный городок отличался великолепным климатом. Целительное сочетание морского и горного воздуха давно уже заметили местные врачи. Смецкий влюбился в Абхазию – в эту, как он говорил "естественную оранжерею". Осушение болот, благоустройство побережья, создание курорта стало делом его жизни. «Нам показалась привлекательной мысль приложить свои силы и средства к этой дикой, мощной по природным данным стране и способствовать приобщению ее к русской культуре", - писал Николай Николаевич.


Гульрипш. Справа Красный корпус санатория

Новый курорт строился не так быстро, как Гагра, но очень основательно. В 1892 году Смецкий скупил обширные участки на берегу моря близ Сухума, построил для себя виллу, начал высаживать субтропические растения (в основанном им Сухумском дендрарии было собрано около 850 видов растений!). Еще один огромный субтропический парк он основал, тоже на купленной им земле, в 1895 году в Гульрипше, поселке в 12 километрах юго-восточнее Сухума. А в 1900 году, когда болота и их спутница лихорадка отступили, Смецкий начинает строить в Гульрипше санаторий для больных туберкулезом. Весной 1901 года, в первый свой приезд в Гагру, имение Смецкого посетил принц Ольдербургский.


Белый корпус санатория в Гульрипше

В 1902 году на высоте 120 метров над уровнем моря, среди парка был открыт так называемый Белый корпус санатория. Второй корпус санатория – Красный - был построен в 1913 году (автором проекта был видный архитектор неоклассицизма и модерна Иван Сергеевич Кузнецов). Оба четырехэтажных здания в стиле неоклассицизма, обращенные пышными фасадами к морю, возвышались над экзотическими зарослями, как сказочные дворцы. В глазах современников они действительно были, по выражению одного из участников приемной комиссии, «настоящими дворцами гигиены». Внутри все было оборудовано по последнему слову медицины, разумеется, имелись электрическая станция, водопровод, канализация.


Красный корпус санатория в Гульрипше


Красный корпус санатория

Еще один санаторий для туберкулезных больных с 8-месячным сезонным лечением Смецкий возвел прямо на берегу моря в примыкающем к Гульрипшу местечке Агудзера. В итоге к 1913 году Смецкий построил три санатория, в общей сложности на 600 мест, окружающие их парки занимали площадь 240 га. На постройку Белого и Красного санаториев в Гульрипше он истратил три миллиона рублей, на санаторий в Агудзере — 2 миллиона.


Курортный парк в Гульрипше

Санаторий в Агудзере сгорел во время гражданской войны, а в марте 1921 года, когда в Абхазии окончательно установилась советская власть, Смецкий добровольно передал свои санатории новому правительству с просьбой сохранить их как здравницы для легочных больных. Советская власть уважила просьбу Смецкого. Санаторию в Гульрипше (корпуса назывались Гульрипш 1 и Гульрипш 2) в 1921 году было присвоено имя Ленина. Николаю Николаевичу с женой выделили для жилья нижний этаж сторожки при их бывшей вилле. Во время сбора мандаринов там же размещались поденные рабочие. Смецкий стал персональным пенсионером – пенсию в 50 рублей ему выхлопотал Максим Горький.


Курортный парк в Гульрипше

Десятки лет, вплоть до грузино-абхазской войны, санаторий использовали по прямому назначению. Во время военных действий парки были разорены, но корпуса пострадали мало, несмотря на то, что в Красном корпусе располагался штаб грузинской армии. Катастрофа наступила позднее, когда оба добротных каменных здания были попросту разобраны местным населением на стройматериалы. Все пошло в ход - кровля, оконные рамы, двери, полы, камень, кирпич, металл… Стоящие среди беспорядочно разросшихся джунглей руины  уже не подлежат реставрации. Разве что в Абхазию приедет новый меценат и захочет выстроить "дворцы гигиены" заново.

А что же Сухум? В 1984 году он был живописно-обветшалым южным городком с милыми старыми дачами в зарослях цветущих бугенвиллей. Несколькими видами старого Сухума и пляжа в Агудзере мы заканчиваем рассказ об Абхазии.


На берегу озера Рица


Сухумская улочка


Одна из многочисленных старых дач в Сухуме




Балкон сухумской дачи


Балкон сухумской дачи

Unbenannt-20a.jpg
Эвкалиптовая  аллея в Агудзере

Unbenannt-20.jpg
Берег моря в Агудзере

Все слайды сделаны моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1984 году фотоаппаратом "Киев" на цветной обращаемой пленке, производство ГДР. Слайды отсканированы мною в 2019 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

Интересные источники:
О строительстве  и разрушении   гостиницы "Временная": https://spupper.livejournal.com/20973.html
О строительстве и  разрушении санаториев Смецкого: http://www.apsnylife.ru/syuzhety/99-syuzhety/1736-puteshestvie-po-ostankam-dvortsa-knyazya-smetskogo

Продолженiе будетъ! Мы остаемся на черноморском побережье и отправляемся в Крым!

Posts from This Journal by “путешествия по СССР” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
надо же...

Я был в Сухуми один раз в 1987. Это был город-помойка, загаженный до чрезвычайности. Дельфины кувыркались в невообразимых кучах мусора среди размокших деревянных и картонных ящиков. Канализационные ручьи стекали с гор в море открытым способом. Я попытался искупаться и даже залез в воду, но пляж был весь изрезан сточными канавами. На набережной царила живописнейшая разруха. До обезянника я не добрался, отсоветовали. Сказали, чтобы не огорчаться. На обратную дорогу добрый начальник аэропорта посадил в аэробус ИЛ-86 дополнительно 12 пассажиров, экипаж был в шоке. Но вкус хинкали я запомнил на всю жизнь
В Гагре примерно в это время, в 84м было вполне славно. Ну, по советским меркам. Разруха с тех пор значительно усугубилась(.
Марина, спасибо огромное вам с папой за прекрасные репортажи!
Красиво и, как всегда, сочно рассказано, дорогая Тигра, спасибо! Я был в Гаграх всего один день в подростковую пору, но запомнил буйство природы и чудовищной остроты шашлык с кинзой, приятно гасимый грушевым соком... Какие же вы молодцы с АМ! Мои приветы.
Прередам-передам приветы! АМ. читает комменты. А шашлыки были знатные, и кофе вкусный, и все прочее.
Фотографии совершенно роскошные. Очень интересный рассказ.
Марина, спасибо!
Спасибо, Ира, за добрые слова! Благосклонный читатель - это очень приятно!
Насколько прекрасные фотографии, настолько печальные мысли они вызывают. Такую красоту потеряли!

Потеряны не только все эти здания, потерян труд, который в них был вложен. А ведь можно было сделать из Гагр российскую Ниццу, все условия для этого были.
Без сомнения. Побережье Абхазии производило невероятное впечатление на людей, впервые видевших южную природу. Но после странствий по миру понимаешь, что это действительно сокровище, сравнимое с самыми прекрасными курортами.
Деревянное здание на набережной это курортная поликлиника. В 2002-м я еще застала ее живописные развалины, там внутри даже какие-то матрацы валялись. Сейчас ее нет. Кое-что восстанавливается, кое-что строится новое. Гагра довольно быстро осовременивается.
Спасибо, мне как раз не удалось найти, что это за здание.
Добрый день, Марина! Как всегда, с большим удовольствием прочла ваш репортаж. Очень интересно, особенно про модерн. Люблю этот стиль))
Привет-привет! Вы не одиноки в любви к модерну! Папа во всех странах гоняется за модерном, и я не отстаю).
Спасибо вам и папе за эти фото! Они чудесны и уникальны своим сюжетом и качеством.
Единственное, о чём можно сожалеть, что папин интерес в Гагре тогда ограничился только этими видами.

Между прочим, два фото с подписью "уголок старого Сухума" как раз-таки есть уголок Старой Гагры. Это домик, который сейчас в сети модно называть дачей некоей Розалии Федюшиной. Правда в старых гагринских газетах эта фамилия упоминается, хотя и часто, но исключительно в мужском роде.

И ещё, в первой части есть фото, подписанное "Старая Гагра". Это тоже дореволюционная дача, которая находится на одной линии со дворцом Ольденбургского, недалеко от "дачи Федюшиной" (на верхней дороге, как я её называю). http://gagraved.ru/publ/gagrinskie_fotoprogulki/globalnyj_razdel/1_v_labirintakh_starogo_zamka/2-1-0-19

Кстати, строго говоря, "Кавказская Ривьера" - это больше относится к сочинскому курортному месту с одноимённым названием. В современные принцу годы газеты писали о Гагринской Климатической станции, как о Новой Ривьере или Русской Ривьере. Видимо, чтобы не путать с соседями. Ну сути это, конечно, не меняет.

Позвольте, в качестве так сказать алаверды, вставить несколько ваших фото в свой рассказ о гостинице, а также добавить их в "фотоколлекцию Гагроведа" на указанном выше сайте. Авторство и ссылки, конечно, обязательно будут указаны.
Уважаемый Гагровед! ) Спасибо за уточнения, поправлю! Папа записывал инфу о сюжете на рамочке слайда, возможно, что-то перепуталось. Конечно, позволяем со ссылкой взять наши фото в Ваш рассказ о гостинице. Ваш рассказ наиболее полный и богато иллюстрированный из всех, которые я нашла. Почему папа не запечатлел дворец Ольденбургского - не знаю, трудно уже вспомнить. Он в те годы придерживался мнения, что гораздо интереснее делать художественные авторские снимки, чем просто фиксировать памятник архитектуры.
Кто же мог предполагать, что памятники эти будут разрушены! И кто же мог предполагать, что через 35 лет слайды обретут новую цифровую жизнь.
Потерянный рай
Как это все ужасно... Ужасно что не сохраняем, не ценим, то что нам досталось от предков. Разрушить такую красоту.
И несмотря на все, какие дивные фотографии улочек, цветников во дворах... Марина , спасибо Вам за эту работу, и отцу тоже привет и спасибо!
Re: Потерянный рай
Да, Маша, но тут немного другое - все эти российские благодетели и строители кавказской Ривьеры были для местного населения чужими, и наверное эти прекрасные здания не вызывают в основной массе абхазского народа никаких чувств. Хотя при этом есть абхазские краеведы, есть книжечки и сайты, где собраны фото старых сухумских дач, истории их владельцев. Это очевидно интересует только немногочисленную местную интеллигенцию, которая не может ни реставрацию организовать, ни препятствовать разрушению.
Потерянный рай
И тем не менее, пока существовали эти работающие санатории- наверное и обслуживающие рабочие места существовали...
Re: Потерянный рай
Да, и врачи были и физиотерапевты и все прочие. Я была в Гагре в санатории в 1985 году - мне случайно досталась путевка), там были отличные минеральные ванны, действительно помогают! Но ко времени грузино-абхазской войны их уже похоже позакрывали. Вроде сейчас есть новые, как говорится, "здравницы", но атмосферу курорта уже не вернешь. фотографии современных Гагр выглядят ужасающе антиэстетично.
Спасибо. Какие потрясающие фотографии и какой рассказ ..но ужас ведь, что же мы потеряли... Как же все жаль.
Я была когда-то в Сочи..а в Гаграх нет...и даже не знала что там было такое. Совершенно новый для меня пласт знаний. Спасибо и вам и вашему папе. Очень здорово и нужно .
Да, Катя, это невосполнимая потеря! Деревянный модерн в Гагре! Когда шла грузино-абхазская война у меня эта набережная перед глазами стояла. просто не представимо, что в месте, которое было таким идиллически-прекрасным, идут военные действия. Но разруха оказалась для архитектуры еще губительнее войны. За добрые слова спасибо сердечное!
Спасибо, Мариночка, за очень интересный и подробный рассказ! Прекрасное путешествие по замечательным и живописным местам, по красивому городу... Смотрю и получаю массу удовольствия, разглядывая чудесные фотографии. Природа просто великолепна, всё утопает в зелени, в чУдных цветах. Ах, какая красота!!
Красивейшие места, что и говорить. Одних пальм десяток видов - высокие и приземистые, и форма листьев у всех разная. Очень все было ухожено и красиво. Даже не верится, что все это так было.(
Именно такие художественные снимки и передают особую атмосферу этих курортов, а вовсе не фотографии достопримечательностей!
Во всём - прекрасный вкус и чувство стиля фотографа, и спасибо за прекрасный рассказ о том, что было...
Спасибо Галина за добрые слова! Папа именно к этому всегда стремился....
Ох, какое великолепие! Просто дух захватывает!