возвращение кота

Из жизни кариатид



На Акрополе
Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой асимметричностью и идеальной связью со сложным рельефом предвосхищает зодчество Нового времени. Мы не знаем имени скульптора, изваявшего фигуры шести кариатид, девушек-колонн, которые поддерживают перекрытия южного портика храма. Не знаем и назначение этого портика: ведь портик – это оформленный колоннадой вход в здание, а в портике кариатид парадного входа как такового нет, только небольшое отверстие сбоку и малозаметный проем в стене храма.
Однако нам точно известно время постройки храма. Строительство началось в 421 году до н. э., когда после десяти лет Пелопонесской войны Афины заключили недолговечный мир со Спартой, и закончилось в 406 году до н.э., когда губительная для Афин война близилась к концу. Эрехтейон стал последним значительным храмом Древней Греции.


Вид на портик кариатид с юго-востока

Мы знаем, почему храм, посвящённый богам Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею, был возведен именно здесь – на неровной северо-западной оконечности Акрополя, почти над обрывом. На этом месте, по преданию, поспорили за обладание Аттикой Афина и Посейдон. Рядом с храмом росло оливковое дерево, дар Афины, а в самом храме бил ключ солёной воды, дар Посейдона. В Эрехтейоне хранилась величайшая реликвия афинян - деревянная статуя Афины, упавшая с неба, а в пещере под храмом обитала священная змея богини.


Вид на портик кариатид с запада. Священная олива Афины

Мотив кариатид встречался в греческой архитектуре и прежде. До наших дней сохранились предшественницы кариатид Эрехтейона, которые украшали фасады двух сокровищниц 6 века до н.э. на Священной дороге в Дельфах.


Кариатида из сокровищницы сифносцев в Дельфах. Ок. 525 г. до н.э.
 Дельфы, музей


Почему девушки-колонны зовутся кариатидами? Ведь женские статуи Древней Греции называют "коры" (в переводе "девы"). Слово "кариатида" ввел в обиход Витрувий, римский архитектор и ученый 1 века н.э. Он связывает название "кариатида" с историей о женщинах из греческой области Кария. Карийцы заключили союз с врагами греков персами, были разгромлены греками, и в знак памяти о позоре Карии появились кариатиды - колонны в виде карийских женщин, несущих тяжесть архитектурных перекрытий.


Вид на портик кариатид с запада

Эта легенда, которую экскурсоводы с удовольствием рассказывают туристам, вызывает, несмотря на авторитет Витрувия, сомнение у историков, но название уже прочно укоренилось. Наиболее правдоподобной представляется иная версия: девушки – жрицы богини Афины. Это подтверждает находка, сделанная в Италии в 1952 году. На раскопках виллы императора Адриана в Тиволи обнаружили хорошо сохранившиеся, с уцелевшими руками, копии кариатид Эрехтейона. Выяснилось, что одной рукой девушки слегка придерживали край одежды, в другой был сосуд для жертвенных возлияний.


Вид на портик кариатид с запада


Высота кариатид – 2, 3 метра, высота цоколя, на котором они стоят, – 2,6 метра. Но по контрасту с высокой протяженной стеной храма фигуры девушек кажутся почти соразмерными человеческому росту.
Шестеро девушек стоят, слегка согнув одну ногу в колене. Три правые и три левые фигуры зеркально отражают друг друга: фигуры справа переносят вес на левую ногу, фигуры слева - на правую. Очевидно, положение не сохранившихся рук статуй тоже было зеркальным. Складки тонких одежд лежат у каждой кариатиды немного по-другому. У девушек красивые сложные прически, спускающаяся вдоль спины тяжелая волна волос укрепляет шею, которая иначе казалась бы слишком хрупкой.


Вид на портик кариатид с юго-запада

Словно драгоценность на белом атласе, выделяется портик кариатид на фоне гладкого мрамора южного фасада Эрехтейона. Стройные, величавые, сильные, и в то же время женственные, девушки держатся свободно и прямо, не склоняя головы под своей ношей, словно не ощущая ее тяжести. Кажется, что кариатиды вот-вот сделают шаг и двинуться в торжественной процессии к стоящему напротив Парфенону.


Вид на портик кариатид с юга

Процессия – ключевое слово для всего ансамбля Акрополя. Самой важной и красочной частью Панафинейских игр - празднества в античных Афинах, проводившегося в честь покровительницы города богини Афины, было торжественное шествие горожан на Акрополь. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с натянутым вместо паруса великолепным пеплосом, новым одеянием для статуи Афины, пребывающей в Эрехтейоне. (Есть версия, что кариатиды – девушки-жрицы из благородных семей, выткавшие пеплос). Проходя вдоль стен Парфенона, участники панафинейского шествия видели рельеф с изображением такой же процессии. Среди фигур на рельефе - гордые девы в ниспадающих одеждах, словно двойники кариатид Эрехтейона.


Панафинейская процессия. Водоносы. Фрагмент фриза  Парфенона. 443-438 гг. до н.э.
Афины, Новый музей Акрополя


С ансамблем Акрополя кариатид роднит не только их скульптурная, но и архитектурная сущность. Откуда бы мы ни смотрели на портик кариатид, мы обязательно увидим несколько колонн западного, восточного или северного фасада храма. Перекличка колонн и колоннообразных фигур – одно из очарований Эрехтейона. В своем единообразии и компактности, тела в струящихся одеждах с вертикальными складками уподобляются античным колоннам с углублениями-каннелюрами. Не будем, впрочем, забывать, что, скорее всего, кариатиды, как и другие скульптуры и рельефы Акрополя, были ярко окрашены. Сходство девушек с колоннами, возможно, меньше проявлялось, чем сейчас.


ВИд на портик кариатид с юго-востока

Самый прекрасный вид на портик кариатид открывается, если близко подойти к крайним с запада статуям. Не видно туристов, шелестит листьями олива Афины, фигуры кариатид вырисовываются на фоне неба, под холмом расстилается белый город и на миг кажется, что это те самые античные Афины и что за две с лишним тысячи лет почти ничего не изменилось…



В музеях
Увы! Город уже не тот, новое дерево посажено на месте древней оливы Афины в 1920-е годы, и самое главное – кариатиды тоже не те. В течение веков Эрехтейон, как и весь ансамбль Акрополя, пережил много бедствий. В 5 веке н.э. византийцы превратили храм в церковь, разбили статуи на восточном фасаде, а пространство между кариатидами заложили камнем. В начале 11 века Византию потеснили рыцари-крестоносцы. Афины стали центром герцогства афинского, и перестроенный Эрехтейон вошел в состав герцогского дворца. Позднее Афины снова отошли к Византии, павшей под натиском турок, которые хозяйничали на Акрополе с 1458 года. В Эрехтейоне расположился гарем коменданта крепости. Новые завоеватели не стали уничтожать статуи, но, согласно запрету Корана на изображение людей, стесали им лица (к счастью, не очень старательно). Эрехтейон, хотя ему был нанесен большой ущерб, чудом уцелел в 1687 году, когда Афины осаждали венецианцы и в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, попал снаряд.


Подлинники кариатид в  Новом музее Акрополя

Опасность несли кариатидам не только захватчики, но и коллекционеры. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, знаток и собиратель произведений античности, получил от турецкого султана разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями» и отправил несравненной ценности собрание выломанных на Акрополе скульптур в Британию. Среди этих сокровищ была кариатида Эрехтейона (вторая с запада). Коллекционер вывез бы все шесть, но при попытке выломать следующую кариатиду (заднюю с востока), возникли трудности. Любитель античности приказал распилить статую, а когда это не удалось, просто бросил остатки разрушенной кариатиды. Увезенная лордом Элджином кариатида до сих пор находится в Британском музее вместе с другими мраморами Акрополя, несмотря на все попытки Греции вернуть сокровища.



Свои действия лорд Элджин мотивировал тем, что он спасает шедевры античности, которым в Греции грозит разрушение. И его доводы можно было отчасти обосновать: Эрехтейон снова пострадал в 1820-е годы, во время греко-турецкой освободительной войны, когда, среди прочих разрушений, упала вторая с востока кариатида.



После получения Грецией независимости в 1833 году началась реставрация архитектурного комплекса Акрополя, которая длится по сей день. Британский музей сначала прислал слепок с кариатиды, увезенной лордом Элджином, а потом более качественную копию из искусственного камня.
В 20 веке главным врагом кариатид и других скульптур Акрополя стала агрессивная окружающая среда. Во время очередной реставрации Эрехтейона в начале 1980-х годов все кариатиды были заменены копиями и перенесены в музей Акрополя, который открылся на холме в 1865 году, неоднократно расширялся, но все равно не мог вместить находки археологов и оставшиеся в Греции оригиналы скульптур.



В конце 2008 года газеты писали об удивительном событии в мире искусства: кариатиды Эрехтейона покидают Акрополь! Статуи с великими предосторожностями перенесли в открытый, наконец, у подножия холма Новый музей Акрополя, грандиозный, суперсовременный и рассчитанный на то, чтобы принять когда-нибудь обратно все вывезенные в Англию произведения.



Такова двойная жизнь кариатид. На Акрополе, открытые солнцу и ветру, стоят шесть искусных копий. В идеальной музейной атмосфере, в лучах искусственного света посетителей встречают пять подлинников. Кариатиды расположены в том же порядке, что и на холме. Вместо одной – пропуск, одна – почти разрушена. А в далёкой Англии в зале Британского музея стоит их одинокая сестра. Встретятся ли они? Возможно, газеты когда-нибудь напишут об этой сенсации: кариатида Эрехтейона возвращается домой в Грецию…



В веках
Кариатиды в мировом искусстве – тема для обширных и увлекательных исследований. Археологи нашли статуи кариатид, охраняющих гробницы эпохи эллинизма (конец 4 в. до н. э. – конец 1 в. до н.э.), на территории Греции, современной Болгарии и Ливии. Древние римляне помещали фигуры кариатид по углам саркофагов.



Кариатида и атлант. Жилой дом в Сан Себастьяне, Испания.  Конец  19 века.

В Средние века интерес к античности угас, и кариатиды на время сошли со сцены, но начиная с эпохи Возрождения они неизменно вдохновляют архитекторов и оформителей интерьеров. Каждый человек, кто хоть немного путешествовал, наверняка вспомнит увиденных им кариатид: возможно, это были павильоны Лувра или луврский зал кариатид, дворец Сан-Суси в Потсдаме, галерея австрийского парламента в Вене, галерея магазина Sinkel в Утрехте, Бельведер в Петергофе, где почти повторен портик Эрехтейона, дом в Денежном переулке в Москве, дача "Милос" в Феодосии …


Кариатида и атлант. Жилой дом в Карловых Варах, Чехия. Последняя треть 19 века.

В каждом европейском городе, где есть старая застройка, вы найдете десятки домов с кариатидами. В основном это будут пышные здания второй половины 19 века, когда архитекторам дозволялось смешивать разные стили. Кариатиды украшают фонари и городские фонтаны, в исторических интерьерах мы наверняка увидим камины, канделябры, мебель с кариатидами.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Карловых Варах, Чехия. Последняя треть  19 века.

В последние десятилетия архитекторы нечасто используют мотив кариатид, но каждая такая работа значительна и полна смысла. Три бронзовые кариатиды поддерживают карниз здания Верховного суда в Варшаве (конец 20 века). Фигуры многократно отражаются в воде и в зеркальных стенах здания, словно тени бессмертных кариатид Эрехтейона выступают из глубины веков.

Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 8, 2018 год

Posts from This Journal by “Греция” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Здорово! Марина - молодец!

Когда я был на Акрополе, новый музей только строился, а старый - это был какой-то позор. Неудивительно, что англичане имели основания не отдавать статуи. Но и сейчас они вряд ли когда-нибудь их отдадут: это же будет прецедент, и в итоге Британский музей придется просто закрывать... А за ним Эрмитаж, Лувр, Метрополитен и так далее по списку.
Спасибо, Андрей! Новый музей изумительный, при этом четко видно в экспозиции скульптур того же Парфенона, что утрачено, что увезено (копия из гипса) , где подлинник. Все вместе составляет по возможности полную реконструкцию. Да, уж, наверное так все и останется, как сложилось исторически. А не то надо будет ездить в музеи исключительно в Афины и в Каир)
А я как раз на днях в Грецию собралась. :))
Но до Афин не доберусь, буду на острове.
На островах хорошо, и есть что посмотреть. Приятного путешествия)
Спасибо за просвещение. Так подробно о кариатидах не знала. Просто, едучи в троллейбусах, смотрела по сторонам.
Очень интересно! Замечательный получился рассказ, Марина! Такой экскурс в историю!
А кариатид действительно можно встретить на старинных зданиях. Точно помню, что в Вене видела, а ещё в Праге и Хельсинки. И, конечно же, в Санкт-Петербурге.
Спасибо). Кариатид море, если их фотографировать в путешествиях целенаправленно, можно сделать красивейшую подборку.
Сколько спокойного достоинства и понимания своей силы!
Сущность женская - нести свой груз ни на что не жалуясь и ни о чем не жалея, шаг за шагом...
Удивительная соразмерность Эрехтейона. Как древние умудрялись сочетать в своих храмах несочетаемое - легкость и мощь, стройность и основательность! И кариатиды, которые связали Землю и Небо, и, наверное, примирили их противоречие...
Спасибо, Марина!
Риточка, греки были великие мастера иллюзий. Они специально слегка наклоняли колонны, делали между ними неравные расстояния, выгибали колонны и плиты, учитывая оптические искажения, поэтому храмы кажутся более стройными, ровными, чем если бы все было по циркулю строго.
Представляешь, как выглядели кариатиды, когда у них были лица и они были ярко раскрашены...
Какой замечательный рассказ! Я о многом и не знал. Спасибо.
Какие великолепные кариатиды и сам рассказ о них. Но Бог мой, кому пришло в голову запретить изображения людей, какой в этом смысл? Очень грустно, что лица не сохранились. Я подозреваю, что кариатиды не вывезли из за того, что без них обрушились бы остатки храма. Достаточно удалить две из них и в результате получим роденовские упавшие кариатиды.



Edited at 2018-08-07 02:12 am (UTC)
Спасибо, Володя! В голову пришло евреям, что подтверждает одна из 10 заповедей "не сотвори себе кумира", Так во времена пророка Моисея, лично следившего за порядком в этой сфере, боролись с многобожием. Так что смысл глубокий. А мусульмане уже позаимствовали. Портик - ну и обрушился бы. А лорд Элджин вряд ли дорожил этим портиком. Без кариатид он ему был не интересен).
Греческие кариатиды прекрасны и величественны! Марина, Вам удалось очень красиво их сфотографировать.
Как всегда, много интересных деталей. Зацепило, что "в Эрехтейоне расположился гарем коменданта крепости"...
Спасибо, Галина) На воздухе фотографировать одно удовольствие. Храм огражден, люди, которых там толпы, не мешают. А вот в музее... без вспышки и штатива, это да, непросто. Ну а почему ж не быть гарему - что ж помещению-то пустовать?))) Да пусть бы хоть сто гаремов, вот лица стесали.... И то повезло, что
уцелели, в отличие от статуй Фидия.
Спасибо за прекрасную статью. Давно не была в Афинах, поняла, что музей теперь не на Акрополе?
Не знала, что им стесали лица, думала от времени.... вот жеш, но сдержусь.
В Британском музее к слову на эти сокровища можно посмотреть бесплатно, а в Греции нет... у меня амбивалентное отношение к лорду Элджину, нельзя сказать, что его деятельность это кража и разрушение...
А я не знала, что у Афины была еще и змея... где бы почитать про это
Да, музей, роскошный совершенно, теперь у подножия холма, сквозь его стеклянные стены виден Акрополь. А пол тоже стеклянный и под ним археологический раскоп. Вся находящаяся в Греции скульптура Парфенона, дополненная слепками вывезенных в Англию фрагментов, выставлена в полной реконструкции всего скульптурного оформления храма. Очень интересно, как-нибудь покажу. И архаического периода очень много.
Лорд Элджин одну кариатиду сломал совершенно варварски, зато одну уберег от влияния среды, которому подверглись статуи в 20 веке. Говорят, она в лучшей сохранности, чем оставшиеся в Афинах и перенесенные в музей через 150 лет. Таков типичный пример его противоречивой деятельности)

Edited at 2018-08-07 07:26 pm (UTC)
Для нашего Пушкинского музея еще при жизни Цветаева заказали точную копию этих кариатид. Великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович оплатили работы для Греческого зала, спасибо им большое.
С детства этих девушек люблю. Но настоящие гораздо интереснее)
Ну и вид на портик с голубым южным небом и окружающим пейзажем - это особо ценно)
Да, я их помню). Это было очень мудро! Акрополь удивительно живописен, такие композиции открываются, лаконичные по цвету - белое, кремовое, серое и голубое, но очень поэтичные. А уж Эрехтейон особенно фотогеничен, не оторвешься)
очень интересно было прочитать, огромное спасибо! История с кариатидами просится на сюжет сказки. Про шесть сестер)
Спасибо! Хорошая мысль - история произведений искусства как сказка)
Спасибо большое! Всегда хотелось увидеть - или хоть рассмотреть на фото поближе...
А с вами будто побывала там! Сохраню этот пост, буду перечитывать.
Спасибо, Ирина, очень рада, что Вам было интересно прогуляться со мной по Акрополю.
Спасибо, Мариночка, за очень интересный и подробный рассказ! Кариатиды прекрасны, впрочем, как и древнегреческая архитектура, она поражала и будет поражать во все времена. Греции есть что показать и что сохранять. Жаль, что со временем такие сокровища или пропадают, либо разрушаются. Безусловно, их надо бы реставрировать.
Фотографии замечательные!!
Спасибо за добрые слова. Реставрируют, но очень медленно. Я была впервые на Акрополе в 1996 году, и за 20 с лишним лет Парфенон как был в строительных конструкциях, так и остался. Хотя что-то явно делается.
Поскольку у греков не было в обычае делать пирамиды или курганы для усопших и набивать их произведениями искусства, от них осталось гораздо меньше произведений, чем от египтян.
Как всегда, порадовали своим интересным и познавательным рассказом, Марина! Кариатид видела много раз в разных городах Европы и музеях, а вот до их родины, Афин, еще не добралась. Возьму на заметку те ракурсы без туристов, которые Вы показали, спасибо!
Аня, ракурсы без туристов, к счастью, образуются потому, что храмы ограждены и близко к ним подойти можно лишь в некоторых местах. Та толпы народу, людей стало гораздо больше с тех пор, как я была в Афинах в 1995 году. В то же время года, в октябре. Особенно конечно толпятся у Парфенона, но и его можно кое-где сфотографировать и насладиться архитектурой без людей. Русскоязычный тур в Грецию вполне приличный, только Олимпию не показывают, а так все основное есть, отличный экскурсовод, и можно еще добавить круиз на острова, очаровательный. Единственное - берите гостиницу минимум 4 звезды, в Афинах с этим неблагополучно.