возвращение кота

Великопостные метаморфозы фрайбургского алтаря

В декабре мы любовались РОЖДЕСТВЕНСКИМИ СЦЕНАМИ на створках алтаря в соборе Богоматери во ФРАЙБУРГЕ. Посмотрим, какие метаморфозы претерпел алтарь по окончании Масленицы.


Великопостный покров (1612 г.) устанавливают перед алтарем собора Богоматери во Фрайбурге.
Фото из газеты "Badische Zeitung", 20 февраля 2015 года.

"Пепельная среда" (Aschermittwoch) - печальный день в Германии: масленичный карнавал заканчивается, шуты с надрывными воплями сжигают чучело масленицы и убирают до следующего года свои красочные костюмы, уборщики выметают с улиц груды  конфетти. А в соборе Богоматери во Фрайбурге в этот день завешивают сияющий яркими красками алтарь скорбным великопостным покровом (Fastentuch).



Великопостный покров полностью закрывает алтарь и всю заалтарную часть собора.

Самый большой в Европе великопостный покров весит около тонны, и переместить его в собор непросто. Из специального хранилища в резиденции соборного настоятеля вывозят огромный футляр на колесиках - свернутый в рулон покров, который упакован вместе с постоянно работающим кондиционером.  В соборе рулон  укладывают перед алтарем и осторожно разворачивают, медленно поднимая с помощью хитроумных конструкций его  верхнюю часть. Затем полотно укрепляют  по бокам на стенах хора. Весь процесс установки занимает несколько часов.



Великопостный покров, высота которого двенадцать с половиной метров, а ширина – около десяти метров,
точно подогнан по размеру к ширине хора. Он полностью закрывает не только сам алтарь, но и проход к нему из собора.



Покров сделан из  холста и расписан масляными красками. Центральную композицию с изображением Распятья обрамляет фриз с двадцатью пятью сценами Страстей Христовых.



Не так давно покров отметил  четырехсотлетие: он создан в 1612 году и на сто лет старше самого алтаря. За свою долгую жизнь покров обветшал и некоторое время не использовался, но в 2003 году был отреставрирован и теперь снова закрывает алтарь  с Пепельной среды до Зеленого четверга на Страстной неделе.



Не думайте, что  в этот период туристов в соборе меньше обычного: наоборот, экскурсоводы  отмечают, что, хотя сам алтарь  недоступен,  жители Фрайбурга и гости во множестве стекаются посмотреть на такое чудо как  старинный  великопостный покров. О том, что в соборе вывешен Fastentuch, каждый год сообщают местные газеты.


Великопостный покров. Фрагмент. Мария Магдалина.


Великопостный покров. Фрагмент. Богоматерь.


Великопостный покров. Фрагмент. Богоматерь.


Интерьер собора


Великопостный покров. Фрагмент.


Великопостный покров. Фрагмент.



Что скрывается за великопостным покровом, мы увидим в апреле, а сейчас зайдем через капеллы собора  за алтарь и посмотрим на его оборотную сторону. Распятье на оборотной стороне алтаря - шедевр Ганса Бальдунга Грина, который заставляет вспомнить о произведениях его учителя Альбрехта Дюрера и о знаменитом  ИЗЕНГЕЙМСКОМ АЛТАРЕ Матиса Нитхардта.


Ганс Бальдунг Грин. Распятье. Оборотная сторона алтаря собора Богоматери во Фрайбурге, 1512-1516


Ганс Бальдунг Грин. Распятье. Фрагмент центральной композиции оборотной стороны алтаря.
Юноша в красном берете - автопортрет Ганса Бальдунга Грина.


Ганс Бальдунг Грин. Фрагмент  створки оборотной стороны алтаря.


Ганс Бальдунг Грин. Створка оборотной стороны алтаря. Святой Иероним  и Иоанн Креститель.
Св. Иероним в красной кардинальской мантии вытаскивает  с помощью шипа занозу из лапы хромого льва.


Пределла. Нижняя часть оборотной стороны алтаря

Posts from This Journal by “прекрасные алтари” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Понятия не имею.). Ну уж если на собор поднимали многотонные статуи, то и покров поднимать навострились, наверное. Мне порой кажется, что в прошлом люди были посмекалестее нас и преодолевали невероятные трудности весьма остроумно)
Совершенно точно посмекалистее, они его даже не испорили за столько лет.
Для такого огромного холста, который находится почти все время в свернутом виде, это невероятный срок - 400 лет! Должно быть очень умелое хранение. Чуть туже или с перекосом свернешь - и осыпется.