Япония

Домашний музей: японские новогодние открытки. Часть 2. Шестнадцать видов Фудзи

…Лишь только небо и земля
Разверзлись, — в тот же миг,
Как отраженье божества,
Величественна, велика,
В стране Суруга поднялась
Высокая вершина Фудзи!
Ямабэ Акахито, 8 век


Scan180111.jpg
Складная  открытка с позолотой и серебрением, размер  253 х 134 мм

В нашей семейной коллекции японских новогодних открыток 1960-1990 годов, часть которых я уже показала ЗДЕСЬ, примерно треть – виды горы Фудзияма.  Фудзи - символ Японии и  самый любимый мотив японского искусства, да и вообще всей японской культуры. С этой священной для японцев горой связаны старинные предания и притчи, ей поклоняются даосы и буддисты, на её склонах расположены синтоистские храмы. Сотни фирм в современной Японии названы в ее честь - вспомним хотя бы Fujifilm и Fujitsu.

 Мы увидим конус Фудзи  на росписи ширм и раздвижных дверей, в живописных свитках, на картах для путешественников, в текстильных орнаментах, на повседневной кухонной утвари… В честь Фудзи писали оды и гимны, ей посвящали стихи - танки и хокку. Великие мастера гравюры укиё-э Кацусика Хокусай и Утагава (Андо) Хиросигэ создали в 19 веке знаменитые серии с видами Фудзи, но существуют тысячи менее известных за пределами Японии прекрасных гравюр, запечатлевших красоты этой  горы. Гравюры печатались огромными тиражами, и путешественники, которые отовсюду стекались к Фудзи,  чтобы полюбоваться ею  и совершить восхождение-паломничество по склонам, покупали их на память о  встрече с  великой горой. Эти гравюры и более поздние картины воспроизводятся на поздравительных новогодних открытках, но лишь небольшую их часть  мне удалось идентифицировать.


Складная  открытка, размер  182 х 128 мм
Кацусика Хокусай. Серия «Тридцать шесть видов Фудзи». Большая волна в Канагаве. 1823-31


"Большая волна в Канагаве» - первая гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» и самое знаменитое  произведение  Хокусая, а возможно, - самое известное произведение японского искусства в мире.


Scan17.jpg
Складная  открытка, размер  210 х 126 мм
Кацусика Хокусай. Серия «Тридцать шесть видов Фудзи». Мост Маннэн в Фукагаве. 1823-31


Капустное поле.
Где-то на самом краю -
Вершина Фудзи.
Исса



Складная  открытка, размер  162 х 115 мм

Ветер со склонов
Фудзи в город забрать бы,
Как бесценный дар.
Мацуо Басё



Складная двусторонняя открытка, размер  в развернутом виде 290 х 203 мм



Складная двусторонняя открытка, размер  в развернутом виде  245 х 180 мм
Коичи Окада. Морской берег и Фудзи.  1940-е годы


Домой иду я
покинув берег Таго,
и что же вижу?
Уже вершину Фудзи
окутал снег блестящий.
Ямабэ Акахито, 8 век




Складная открытка, размер  115 х 178 мм
Утагава Хиросигэ. Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи». 1858


Туман и осенний дождь.
Но пусть невидима Фудзи,
Как радует сердце она.
Мацуо Басё



Складная открыткас золочением, размер  127 х 212 мм

У хижины моей
Растёт сосновый лес,
Плещется море,
А на коньке крыши
Видна гора Фудзи.
Ота Докан, 15 век




Складная открытка, размер  115 х 187 мм

А ведь раньше не было
Возле Фудзи этих гор!
Ясный вечер осени.
Кикаку



Стандартная  почтовая открытка, присланная без конверта, размер 148 х 95 мм
Кацусика Хокусай.  Серия «Тридцать шесть видов Фудзи».
Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи). 1823-31


Эта гравюра Хокуксая популярна  в Японии  не меньше, чем "Большая волна в Канагаве".
Красная Фудзи - это не фантазия художника: поздним летом или ранней осенью,
в ясную погоду при южном ветре склоны горы становятся на восходе солнца красными.



Складная открытка, размер  148 х  240 мм

Чернеют тучи,
Вот-вот прольются дождем.
Только Фудзи бел.
Мацуо Басё




Складная открытка с золочением, размер  124 х 148 мм
Утагава Хиросигэ. 25-я станция: Ниссака. Из серии "53 станции Токайдо". 1833-34

Наиболее красива Фудзи со стороны океана, с приморской дороги Токайдо, соединяющей  Эдо (Токио)
с древней императорской столицей Киото. Вдоль дороги были расположены 53 почтовые станции, где путникам предлагался ночлег, еда и конюшни. В серии Хиросигэ "53 станции Токайдо" нередко  появляется изображение Фудзи.

Лишь вершину Фудзи
Под собой не погребли
Молодые листья.

Бусон


Утагава  Хиросигэ. 16-я станция: Юи. Из серии «Пятьдесят три станции Токайдо». 1833-34
Размер без рамы 335 х 215 мм


Этот эстамп подарил отцу японский коллега, приехавший на научную конференцию в Москву.
Отец сопровождал одного из  японцев на экскурсию  в Ленинград, где на гостя огромное  впечатление  произвел русский квас. Он не упускал случая напиться квасу из уличных "бочек"-цистерн и интересовался рецептом, который отец по его просьбе раздобыл.



Складная открытка, размер  128 х 185 мм

Произведения современных художников - новый взгляд на  древнюю  гору Фудзи.


Складная открытка, размер  155 х 110 мм
Тамако Катаока. Священная гора Фудзи. 20 век

Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!

Исса


Складная рельефная открытка, размер  148 х 110 мм

Это единственная в коллекции открытка с фотографией Фудзи. Если мы сравним фото с рисунками и гравюрами, то увидим, что японцы льстят своей любимой горе - ее склоны  вовсе не такие крутые! Однако в Японии считают, что истинная Фудзи именно такова, какой ее веками изображают художники.

Третью часть коллекции можно посмотреть ЗДЕСЬ

Posts from This Journal by “домашний музей” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Фудзи... Ах!
Мучительно вспоминала хокку про улитку, ползущую по ее склону, но слова рассыпаются...
Леночка, это хокку представлено в посте, перед последней картинкой. А если слова рассыпаются, можно считать, что это новая редакция).
как здорово иметь такую коллекцию! все открытки замечательные, и в прошлом посте тоже:)
Великолепные открытки! Очень интересно, как отличается реальная Фудзи от того, как ее изображали художники на открытках. Впрочем, они имели на это полное право, они ее так видели!

Ваша коллекция настоящее сокровище, особенно если учесть время, когда она создавалась.
Ну в общем только крутизной склонов отличается - довольно правильный конус на открытках и на самом деле. Потрясающе, что она возвышается над равниной и стоит так одиноко.
Замечательная коллекция, с удовольствием посмотрела обе части. Спасибо.
Домашний музей: японские новогодние открытки. Часть 2.
Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Домашний музей: японские новогодние открытки. Часть 2. Шестнадцать видов Фудзи » в контексте: [...] Оригинал взят у в Домашний музей: японские новогодние открытки. Часть 2. Шестнадцать видов Фудзи [...]

Спасибо большое, получила огромное удовольствие от открыток.

Просто невозможно оторваться. Чудо какое!
Тема Фудзи - как джазовая композиция, мне так кажется. Хотя я в джазе мало понимаю)
Домашний музей: японские новогодние открытки. Часть 2.
Пользователь arbatovagidepar сослался на вашу запись в своей записи «Домашний музей: японские новогодние открытки. Часть 2. Шестнадцать видов Фудзи » в контексте: [...] нал взят у в Домашний музей: японские новогодние открытки. Часть 2. Шестнадцать видов Фудзи [...]
Так интересно! Я раньше много вышивала и покупала журналы со схемами вышивок. Был среди них и специальный выпуск с японскими мотивами. И там точно был рисунок Большая волна в Канагаве. Я его очень хорошо запомнила, потому что хотела вышить именно этот рисунок. Но не сложилось.
А открытки прекрасны. Рассматривала их с тем же удовольствием, что и из 1-й части)))
Какая идея замечательная - вышивки по японским гравюрам! Во многих гравюрах обобщенные формы, минимум деталей - это прекрасно подходит к вышивке.
У меня был детский календарь под названием "Встречи с прекрасным". И там была "Волна", я ее впервые увидела. .
Чудесная коллекция, Марина! Посмотрела с интересом и подумала, что книги по изобразительному искусству Японии раньше были достаточной редкостью, поэзия и литература издавалась значительно чаще.
Спасибо, Галина! Да, пожалуй так, альбомы по европейским художникам издавали несравненно чаще. В том числе и поэтому открытки смотрелись так экзотично и непривычно.
Марина, я, вдохновившись чудесными открытками. полезла в вики читать про Фудзи. Интересно, почему японцы изображают ее склоны более крутой?Наверно, красота должна быть совершенной и капелька фантазии не повредит.
Возможно это имеет не только эстетическое, но и символическое значение - крутизна склона означает трудность пути вверх, что-то в этом роде.