Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:

Страсбург: собаки - в музее, кошки - в витринах


Сидящая собака. Розовый известняк. 1240-1250 гг.
Страсбургский собор, завершение аркбутана


У нас уже была возможность убедиться в том, что в Страсбурге очень любят собак и кошек. Горожане проводят демонстрации против принудительной кастрации домашних животных, в страсбургском музее современного искусства хранится несравненное "Кошачье кресло" и так далее. Посещение музея сокровищ собора Нотр-Дам (Musee de l’Oeuvre Notre-Dame) убеждает нас в том, что любовь жителей Страсбурга к животным  уходит в глубь веков.


Сидящая собака. Розовый известняк. 1240-1250 гг.
Страсбургский собор, завершение аркбутана


Основа экспозиции этого  музея - средневековые скульптуры Страсбургского собора, которые перенесли сюда в начале 20 века, заменив их копиями, чтобы уберечь оригиналы  от превратностей погоды. Скульптурам этим очень досталось не только от дождей и ветров. В 16 веке, когда в Верховьях Рейна бушевала Реформация,  Страсбург несколько раз переходил от католиков к протестантам и обратно. Когда протестанты брали верх, произведения церковного искусства - в том числе и скульптуры собора - яростно истреблялись, поэтому украшающие порталы статуи, до которых смогли дотянуться поборники протестантизма, сильно пострадали. Но к собакам это не относится, потому что  они предусмотрительно взобрались повыше: фигуры сидящих собак и собакообразных химер украшают аркбутаны собора (наружные полуарки, характерные для готической архитектуры). В музее представлены дивно уцелевшие фигуры сидящих собак, созданные - вдумайтесь! - в первой половине 13 века!


Химера.Розовый известняк. 1240-1250 гг.
Страсбургский собор, завершение аркбутана


Конечно, если говорить серьезно, обилие собак в скульптурном декоре собора  объясняется прежде всего средневековой символикой - собака воплощает такие добродетели как бдительность, повиновение и верность. Будучи  охранителем стада, пес  олицетворяет Доброго Пастыря и символизирует священнослужителя (прелата, епископа, архиерея). И тем не менее, дело не только в символике -  эти статуи выполнены с такой любовью и пониманием собачьей натуры, что без любви к животным здесь не обошлось.


Фигура собаки. Розовый известняк. 1230-1240 гг.
Страсбургский собор, украшение контрфорса.


Фигура собаки. Розовый известняк. 16 век

Согласитесь, друзья, что эти статуи, в которых реализм великолепно сочетается с пластической обобщенностью, смотрятся удивительно современно. И особенно это чувствуется, когда мы выходим из милого музея (обязательно в него вернемся, здесь еще много интересного и неожиданного) и обращаем взгляд к страсбургским витринам, в которых доминируют кошки.



Посуда, настольные лампы, коробочки, статуэтки, зонтики, разные мелочи с кошачьим декором  - все это выполнено очень изящно, в духе французского котоискусства, о котором рассказывалось во французском выпуске котоальманаха "Коты через века". Посмотрите на эти выразительные кошачьи силуэты - разве они не напоминают средневековых каменных собак Страсбургского собора?













Tags: Страсбург, Франция, Эльзас, готика, искусство, кошки в искусстве, собаки
Subscribe

Posts from This Journal “кошки в искусстве” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →