Толерантность, любовь, творчество

Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpg
"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".


Руанский собор. Открытка 1881 года
Такой вид открывался из мастерской Моне



Руанский собор
Современное фото из Википедии, поскольку во время моих поездок в Руан в 2012 и 2015 годах
фасад реставрировался и был частично закрыт(.


К этой выставке, состоявшейся в мае 1895 года в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, Моне шел не один год. Создание серий картин, взаимосвязанных и дополняющих одна другую, давно занимало художника. В циклах "Вокзал Сен-Лазар" (1877), "Стога" (1890 – 1891), "Тополя" (1891) Моне многократно изображал близкие сюжеты при различном освещении и погодных условиях, все более решительно двигаясь от одиночного пейзажа или группы тематически близких пейзажей к объединенной общим замыслом серии. Однако если в своих первых сериях Моне еще отдавал дань традиции, меняя точку зрения и композицию, то в серии "Руанский собор" он предложил действительно революционное решение: на всех картинах изображено, с очень незначительными вариациями, одно и то же – фрагмент западного фасада знаменитого готического собора в Руане.


Фрагмент западного фасада Руанского собора

Почему Моне остановился на этом сюжете? Иные критики пытаются обосновать выбор художника интересом к готической архитектуре, который возник во Франции конца столетия на волне национального возрождения, но вряд ли это объяснение можно принять. Величие готики никак не отразилось в полотнах Моне: для него были равно интересны архитектурный шедевр и стог сена. Светлый камень, игра света и тени, резное кружево - все это стало для художника идеальным "экраном", на котором отражались изменения, происходящие в природе день за днем, от рассвета до заката.



Слева:  дом на Соборной площади (бывший магазин Леви, ныне туристическое бюро),
в котором Моне арендовал одну из  своих руанских  мастерских


Работа над "Соборами" заняла больше двух лет. Две первые картины, которые датируются началом февраля 1892 года, стоят в серии особняком – судя по ракурсу, художник писал их на площади, находясь к северо-западу от собора. Над следующими холстами, созданными с февраля по апрель того же года, Моне трудился в специально снятой напротив собора квартире, переоборудованной под мастерскую. Из окна на втором этаже художник день за днем наблюдал за фасадом собора, работая одновременно над несколькими полотнами. Незаконченные холсты он увез домой в Живерни и продолжал совершенствовать по памяти, а в 1893 году повторил все сначала – приехал в феврале в Руан, снял квартиру, уже в другом доме, и до апреля писал собор из окна. Последние шесть работ созданы в третьей по счету квартире, в которую художник переехал по чисто бытовым причинам. Это объясняет незначительные композиционные различия между холстами серии и ещё раз доказывает случайность композиции картин. Окончательно серия была завершена лишь в 1894 году в Живерни.



Третье слева - окно мастерской Моне

Грандиозный, как сам Руанский собор, труд измучил Моне. Он многократно переписывал холсты, в отчаянии уничтожал их и начинал заново (что объясняет противоречивую информацию об общем числе картин, от 28 до 40, считая наброски). Его письма из Руана жене и друзьям полны жалоб и сомнений: "Я разбит, я не могу больше /…/ Мои ночи полны кошмаров: собор обрушивается мне на голову, он кажется то голубым, то розовым, то желтым". "Я работаю так, что от усталости близок к удару". "Я не могу думать ни о чем, кроме собора". "Я совершенно растерян и недоволен тем, что я сделал здесь. Я метил слишком высоко, но, кажется, перестарался, испортив то, что было хорошо. Вот уже четыре дня я не могу работать и решил все бросить и возвратиться домой. Не стану даже упаковывать свои полотна — не хочу их видеть, хоть некоторое время». Ни одна серия, ни до, ни после, не давалась ему с таким надрывом: ведь в "Соборах" Клод Моне ввел в живопись, обычно имевшую дело лишь с тремя измерениями пространства, четвёртое измерение – время.


rouen-cathedral-symphony-in-grey-and-rose.jpg
Руанский собор. Симфония голубого и розового

Существует легенда (якобы, это воспоминание самого Моне) о том, как возникла сама идея серий. Однажды художник писал на пленэре, но освещение настолько изменилось, что он не мог продолжать начатое полотно. Моне попросил принести из дома новый холст, однако вскоре освещение снова изменилось, и он был вынужден начать работу на другом холсте, и так далее, пока не сложилась серия.


Фасад Руанского собора

Конечно, интерес Моне к сериям имел различные причины – в частности, нельзя забывать о его увлечении японским искусством и знаменитыми графическими сериями Хокусая. Тем не менее, в этом анекдоте точно отражено противоречие, с которым в своем логическом развитии неизбежно сталкивался импрессионизм, и которое Моне стремился разрешить в сериях. Свойственное импрессионистам ощущение постоянной изменчивости мира, неповторимости каждого мгновения приводило к мысли о том, что статичного, независимого от окружающей световоздушной среды объекта живописи не существует вовсе. И если задача художника – уловить череду световых эффектов, то это возможно не в единичном холсте, но в серии. Серия картин обретает драматургию, подсказанную художнику самой природой, выбранный автором сюжет динамично изменяется и развивается во времени. Поэтому для Моне было столь важно расположить работы в строгой последовательности: лишь при такой подаче из мгновений, запечатленных на каждом из полотен, складывалась временнАя протяженность.

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpg
Западный фасад в полдень

При этом сам повторяющийся из картины в картину мотив уже не так важен, как его метаморфозы. Центральный "персонаж" серии - не собор, но свет: меняясь на наших глазах, перламутрово-радужные стены дематериализуются, растворяясь, словно мираж, в световоздушной среде. "Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что должен работать, чтобы воспроизвести то, что я ищу: мгновенное влияние атмосферы на вещи и свет, рассеянный во всем", - писал Клод Моне в 1891 году. Он не любил теоретизировать ("я всегда ненавидел эти ужасные теории") и выразил свои творческие устремления в трех словах: "Я ищу невозможного". В этом поиске невозможного, в мучительной погоне за мгновением Моне провел годы, отданные серии "Руанский собор", ставшей, по мнению критиков, квинтэссенцией импрессионизма.


Вечер. Гармония в коричневом

Когда Моне, наконец, счел серию законченной и представил ее публике, времена непонимания и насмешек над импрессионистами уже миновали. Работы Моне – в том числе из предшествующих "Соборам" серий – хорошо покупались, и еще до открытия выставки восемь "Соборов" были проданы. Двадцать вошедших в экспозицию картин серии собратья-художники и критики приняли благосклонно, хотя Моне и получил упреки в излишнем увлечении техническими приёмами, а его полотна сравнивались с "видом через занавеску".


Руанский собор вечером

Однако желание Моне, видевшего в серии единое произведение, не разделять картины, не осуществилось - покупателя, готового приобрести все двадцать холстов, каждый из которых был оценен в 15 000 франков, не нашлось. Вопреки воле автора, "Соборы" были проданы разным покупателям, и сегодня картины серии украшают музейные и частные коллекции многих стран. Лишь через сто лет после окончания серии, в мае 1994 года, семнадцать "Соборов" ненадолго встретились в Руане, на выставке в городском музее изящных искусств. Но и разрозненная серия "Руанский собор" стала одним из самых заметных художественных явлений конца 19 века, опередила свое время и соединила два столетия. "Ах, эти его соборы!" – восторженно восклицает героиня
романа Марселя Пруста "Содом и Гоморра"(1921).


Claude_Monet_-_Rouen_Cathedral_Façade_and_Tour_d'Albane_(Morning_Effect)_-_Google_Art_Project.jpg
Западный фасад и башня Сен-Ромен

Моне, последнего из импрессионистов, называют предвестником абстрактного искусства. "Забудьте о том, что вы видите перед собой, будь то дерево, дом или поле, просто скажите себе: вот маленький голубой квадрат, вот розовый прямоугольник, вот желтая полоска, и рисуйте не предметы, а их цветовые составляющие", – эти слова Моне воспринимаются как напутствие не только современникам художника, но и будущим абстракционистам.

4872.jpg
Клод Моне. Кувшинки. Фрагмент. 1917-1920

Символично, что в том же 1895 году, когда "Соборы" экспонировались у Дюран-Рюэля, в Москве проходила выставка импрессионистов, на которой тридцатилетний Василий Кандинский увидел картину Моне "Стога", ставшую первым шагом на его пути к абстракционизму. "…Глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины", - передавал Кандинский свое впечатление от "Стогов" в книге "Ступени" (1913). Со словами Кандинского перекликаются рассуждения о "Соборах" Моне другого зачинателя беспредметного искусства – Казимира Малевича: "Не собор нужен, а живопись, а откуда и с чего она взята, нам не важно, как не важно, с какой раковины выбраны жемчуга" ("О новых системах в искусстве", 1919).


pollok_number_8.jpg
Картина Джексона Поллока

С абстракционизмом обычно связывают позднее творчество Моне, и прежде всего - работы из грандиозной серии "Кувшинки": отдельные фрагменты этих произведений мог бы, кажется, написать представитель абстрактного экспрессионизма - Джексон Поллок или Андрэ Массон. Но нельзя в этом смысле недооценивать и "Соборы". Ведь именно в "Соборах" художник наиболее последовательно продекларировал вторичность объекта по отношению к собственно живописным эффектам. Даже названия отдельных работ серии "Соборы" приближают нас к беспредметному искусству: "Коричневая гармония", "Гармония голубого и золотистого", "Симфония серого и розового".


Рой Лихтенштейн. Руанский собор. 1969

Моне, который ввел в изобразительное искусство само понятие серии, вдохновил одного из самых влиятельных художников XX века Роя Лихтенштейна, представителя противоположного абстракционизму направления – поп-арта. Лихтенштейн отдал Моне дань уважения в собственной версии серии "Руанский собор" (1969). Наложив на три работы Моне свой "фирменный" типографский растр и тем самым поместив их в контекст массовой культуры, он подчеркнул непреходящее величие живописи Моне.


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде  Руанского собора. 2014
Фото:http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

И наконец, сама работа Моне над серией "Руанский собор" напоминает современный перформанс: представьте себе, как он день за днем, месяц за месяцем, сидит у окна перед несколькими мольбертами и, прячась от взглядов уличных зевак, пишет собор, собор, собор… Мастеру, наверное, понравилось бы то, что сегодня можно увидеть из этого исторического окна: ежегодные лазерные шоу сказочно преображают стены древнего руанского собора, и по фасаду, который увековечил Моне, плывут его картины – стога, кувшинки в пруду, поля красных маков, морские скалы, дама с зонтиком, сад в Живерни…


Лазерное шоу "Картины Моне" на фасаде Руанского собора. 2014
фото: http://www.tendanceouest.com/print.php?id=77008

Думается, Моне одобрил бы и акцию, состоявшуюся перед руанской ратушей в июне 2010 года: здесь, на площади шестьсот квадратных метров, собрались 1250 человек, и каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины из серии «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса.


Руан, акция "Руанский собор", 2010

Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 1, 2016 

Posts from This Journal by “живопись 19 века” Tag

promo marinagra февраль 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Спасибо за такой интересный рассказ!
Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода М
Пользователь oven33 сослался на вашу запись в своей записи «Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне » в контексте: [...] Оригинал взят у в Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне [...]
Любопытно. Но все-таки картины пересчитаны довольно точно, хотя, наверно, сложно сказать, где в этих размытых мазках картина, а где набросок. Вот что нашел я (из моего репортажа о Руане, прошу прощения за длинную цитату)

Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года. Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы. Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

Пять картин висят в музее Д'Орсэ в Париже все вместе на одной стене. Как только я увидел стену с изображениями собора, я сразу понял, как я начну репортаж о Руане. Все пять картин в кадр не влезли, это три средних. Фотошоп мой.

Где остальные картины серии? Везде. Одна картина находится в музее изобразительных искусств в самом Руане, две в Национальной Галерее в Вашингтоне, еще одна в Белграде, а прочие разбрелись в частные коллекции. Признаться, я сам слабый ценитель таких работ. Когда я разглядывал их в Д'Орсэ, я никак не мог разглядеть в этих дрожащих мазках 24 миллиона долларов. Но, раз столько платят, значит, где-то эти миллионы нарисованы.


Второй знаменитый объект Моне из аналогичной серии - Вестминстерский мост. Он тоже существует в десятках изображений. "Кувшинки" - тоже любопытная штучка. А вот "Стога" я не припомню. Да! Надо же! Ни разу, похоже, ничего из этой серии не видел. Надо будет обратить внимание.
Спасибо за цитату, но не могу согласиться, Андрей. Вот именно что в весьма уважаемых источниках сведения о числе картин существенно отличаются, поэтому лучше это острый угол обойти) и не придерживаться одной версии. Или надо пускаться в перечисление, кто как считает, а это не так уж и важно для понимания серии. Достоверно лишь то, что на выставке было 20 картин и что несколько к началу выставки было уже продано. Писсарро вроде бы говорил о 40. Квартир было три, у французов по этому поводу цело исследование. Третья была снята на короткий срок, поскольку во второй было ателье, и Моне мешал заказчикам, а они - ему. Ну как он мог писать и-за занавески! Художник, для которого важен каждый оттенок света, пишет из-за занавески! Это легенды, я думаю. Соборов много в музейных коллекциях - В Москве в Пушкинском, в Японии в музее Охара и так далее.
Да, у Моне получился целый спектакль, говоря языком готики - миракль. И как объект для перформансов собор сейчас прекрасно смотрится.
В Базеле была несколько лет назад выставка "Моне и современное искусство". Он получается прямо таки основатель! по многим параметрам)
Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода М
Пользователь mixail_shagurin сослался на вашу запись в своей записи «Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне » в контексте: [...] нал взят у в Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне [...]
Моне своими картинами Руанского собора затеял "игру"...))
Спасибо Вам за интересную статью.
) В этом его близость к авангарду и современному искусству - произведение как игра)
Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода М
Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне » в контексте: [...] Оригинал взят у в Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне [...]
Превосходная публикация. Меня в истории об этой серии больше всего поражает увлеченность художника своей идеей, колосальный труд вложенный в сздание картин и отсутствие даже малейших признаков эпатажа или следования моде, чем часто грешили многие художники.
Хорошо сказано насчет соединения двух столетий, мост который построил Моне оказался очень прочным и широким.
Ну уж какое там следование моде, когда он сам создавал, как Вы справедливо отмечаете, мосты в будущее. Увлеченность идеей носила у него почти маниакальный характер - ведь это можно свихнуться, без конца изображать этот собор! Не даром он ему снился).
Изменчивый и неуловимый... Как-то никогда не обращала внимания на то, как много у Моне таких вот "повторов" сюжета... Интересно, ЧТО он пытался примирить в себе и природе?... Или - что искал? Впрочем, сейчас уже этого нам не понять...
Я попыталась выразить одну из версий - он пытался поймать мгновенье). Даже в хороших альбомах серии представлены не полностью, поэтому всю масштабность замыслов Моне не так просто проследить.
Прекрасная статья, очень убедительно про связь Моне и современного искусства! А о количестве картин не так уж и важно, по-моему, главное - идея. Нравятся мне очень Ваши статьи, спасибо!
Спасибо, Галина, для меня Ваше мнение очень ценно).
Действительно, труд просто гигантский! И впрямь легко было с ума сойти от такой мощи...
Спасибо, Марина, очень интересный рассказ получился.
Спасибо огромное, очень интересно. Бывает иногда, что дополнительная информация мешает восприятию картины. А ваша статья, наоборот, помогает, добавляет новые ощущения. И понимание связи времён.
Спасибо большое за отзыв, я очень рада, что моя статья была для Вас полезной)
Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода М
Пользователь mrava сослался на вашу запись в своей записи «Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне » в контексте: [...] Оригинал взят у в Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне [...]
Интереснейший рассказ! Очень современный подход к изображению предмета - концептуальная серия, как жаль, что собрать вместе все эти соборы вряд ли уже когда-нибудь удастся.
Больше ста лет назад - насколько Моне опередил время! Да собрать можно при желании, вон какие выставки устраивают в мире! Собственно, это относится ко всем его сериям. Представляете, какой успех имела бы выставка серии "Кувшинки"!