Толерантность, любовь, творчество

Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате



Продолжаю цикл "Путешествия по СССР" – рассказы об удивительном времени, когда еще не было цифровых фотокамер, когда можно было запросто отправиться на церковный праздник в КАРПАТСКУЮ ДЕРЕВНЮ, когда фотолюбителя средь бела дня могли забрать "органы" всего лишь за то, что он фотографировал ОДЕССКИЙ ПОРТ, когда заезжий москвич мог в одиночестве поехать в горный дагестанский аул Кубачи.

Передаю слово моему отцу, фотографу с 55-летним стажем и автору представленных слайдов, Анатолию Сироте
(turnepsik).
Слайды сделаны в 1977 году  на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.


     .

Раннее утро в Кубачах

Осенью 1977 года я поехал из Москвы на научную конференцию в Махачкалу и выкроил время так,
что до начала конференции у меня был один свободный день. И в этот день, рейсовым автобусом из Махачкалы,
я отправился в горный аул Кубачи.


   .

Раннее утро в  Кубачах

Почему именно в Кубачи? Первоначально я полагал, что  на Кавказе существовало много аулов, сохранивших свой исторический  облик. Но затем в Москве в Ленинской библиотеке я нашел какую-то старую книгу и из нее с удивлением узнал, что  аул Кубачи и до революции считался уникальным памятником средневековой архитектуры. Точно также я считал, что "до исторического материализма" было много аулов, в которых народные мастера создавали традиционные изделия из металла. Но оказалось, что изделия кубачинских мастеров - от оружия и военных доспехов до украшений - всегда пользовались особой славой.
Теперь, когда мое путешествие осталось в далеком прошлом, благодаря интернету о Кубачах можно без труда узнать много удивительного. Пишут, что кубачинцы считают себя потомками 40 семей оружейников, которых персидский шах выписал «из земли франков». Или вот, например: "Среди наиболее знаменитых работ кубачинцев называют двурогий шлем Александра Македонского, щит Александра Невского, саблю Надир-шаха и более позднюю реликвию – набор холодного оружия из музея «Виктории и Альберта» в Лондоне, подаренный царем Александром III королеве Виктории. С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти". ( http://daglegenda.blogspot.de/2012/03/blog-post_9615.html)



  .


Итак, заранее выяснив, что автобус из Махачкалы в Кубачи совершает один рейс в день, я, со своим верным ФОТОАППАРАТОМ "КИЕВ", отправился в горы на этом стареньком дребезжащем автобусе в сопровождении десятка местных жительниц, завернутых в платки.


  .
Unbenannt-10.jpg

Автобус должен был проехать около 160 км на юг от Махачкалы и поднять нас на высоту 1800 метров. Он полз и полз вверх по плохой дороге, несколько раз в нем что-то ломалось, шофер останавливал встречные машины, обсуждал поломки с другими шофёрами, они очень охотно ему помогали, даже подарили какую-то деталь, вместе с ним чинили двигатель, и мы поднимались все выше, выше, выше по серпантину. В полдень остановились в каком-то ауле и вся компания - женщины в платках, шофер и я – сели за деревянный дощатый стол под развесистым деревом, съели одно и то же блюдо, немного отдохнули и поехали дальше.



    .


Наконец, когда уже начало темнеть, мы въехали куда-то и, судя по тому, что автобус остановился, а все женщины и шофер вдруг  исчезли, я понял, что мы попали в Кубачи. И как-то сразу стало очень темно, потому что никакого освещения не было, кроме ярких звезд. Но звезды были невероятно яркие – я никогда, ни до, ни после, таких звезд больше не видел. Итак, я остался один на темной улице, вокруг стояли очень высокие каменные стены, и где-то далеко чуть-чуть светился огонек. Я пошел на этот свет.


   .


Оказалось, что это окно телефонной станции. Симпатичный мужчина, сельский учитель физики, заменял куда-то исчезнувшего сотрудника. Он соединял, вставляя штырьки в коммутатор, председателя сельсовета с секретарем партийной организации. Они спорили о том, чьи люди должны разгружать прибывшую еще днем машину с серебром для местного художественного комбината. "Давно бы сами вдвоем разгрузили, – ворчал учитель, - а они вот уже час как спорят". Не переставая вставлять штырьки, он первым делом осведомился, нет ли у меня маркизета. Только на следующий день я понял, почему  это его так интересовало - все женщины в ауле были закутаны в белоснежные  маркизетовые платки.



    .

    .


Учитель рассказал мне о Кубачах много интересного, о чем будет речь впереди. Он угостил меня вкусным домашним печеньем, которое, по-моему, было сделано на бараньем сале, и посоветовал постучаться к школьной сторожихе: на полу школы лежат матрасы, и я смогу на них переночевать. Я нашел эту сторожиху, она открыла мне дверь школы, на полу действительно лежали матрасы. Чудесно! Я улегся и сразу же услышал… как кто-то ползет по крыше. Я решил, что это грозные обреки, и вот сейчас что-то начнется! Потом стало тихо, я попытался заснуть, и тут шаги на крыше повторились. Так я мучился всю ночь и только утром узнал, что по шиферной крыше ползали голуби и почему-то производили ужасный шум. Каким образом голубь может создать такой шум, я не знаю, но спал я очень плохо. Утром я попросил у сторожихи кусок хлеба (еды я с собой не захватил), а она в свою очередь попросила меня сфотографировать ее пятилетнего сына, которого еще никто никогда не фотографировал. Я выполнил ее просьбу и прислал ей потом из Москвы слайд с маленьким фильмоскопом.



Портрет сына школьной сторожихи



Вечером учитель физики мне рассказывал, что в каждой семье есть своя сокровищница - комната, где хранятся дорогие вещи, и там могут встретиться музейной ценности экспонаты, например, старинные китайские фарфоровые вазы. Это семейные реликвии, которые посторонним не показывают.  Вот если бы вы привезли маркизет,  - вздохнул он, - вам могли бы показать сокровищницу. Когда сторожиха дала мне кусок хлеба, она тоже спросила, нет ли у меня маркизета. "Если у вас был бы маркизет, вам дали бы взамен что-нибудь красивое из серебра!" Я поинтересовался, где берут это маркизет. Оказалась, что его продают в Москве, в ГУМе. Я заверил ее, что в следующий раз непременно приеду с маркизетом и спросил, есть ли у нее сокровищница? Она отвечала: я живу одна, у нас бедная семья, какая у нас сокровищница? Но я все же упросил ее и увидел несколько замечательных кувшинов  и... китайские термосы. Термос она, очевидно, тоже воспринимала как некое сокровище, потому что в тех краях термос было редкостью. Сокровищницу сторожиха разрешила сфотографировать. На этом мы с ней распрощались, и я отправился гулять по аулу.


Сокровищница в доме школьной сторожихи


Сокровищница в доме школьной сторожихи

Как, в отличие от других аулов, могли уцелеть Кубачи, существующие с раннего средневековья? Почему древние стены аула пощадили вражеские нашествия и землетрясения, почему смешанные браки не уничтожили эту малочисленную этническую общность? Вот ответ учителя физики, к которому я обратился с этими вопросами. "Да, вражеские нашествия много раз прокатывались через наши места. И вокруг все горело и разрушалось. Но Кубачи не тронули ни разу, потому что мы были арсеналом. Кубачинцы делали не только украшения, но и прекрасные клинки. Кто же будет разрушать свой арсенал? Наши предки были люди беспринципные и делали клинки любому завоевателю, поэтому ни один завоеватель их не трогал. Все аулы вокруг разрушали, а Кубачи - нет".



   .


Что касается землетрясений, то от них спасало очень интересное сооружение. Оказывается, у этого горного гнезда, которое прилепилось к скалам, имеется общий для всех домов фундамент. Он состоит из огромных древесных стволов, которые кубачинские строители откуда-то притащили. Эти деревья были погружены в раствор из особой глины, который готовили, разминая ее руками до тех пор, пока глина не приобретала консистенцию сметаны, и в ней не было ни одного даже самого мелкого камешка. Эта сметанообразная глина и послужила скрепляющим раствором для древесных стволов. Когда происходили землетрясения, общий фундамент изгибался, но не ломался, и дома не разрушались, поэтому все кубачинские постройки стоят тут веками.
(Примечание: еще об удивительной технике традиционного строительства на Кавказе читайте в комментариях kiczune
к этой записи.)




     .


Что касается сохранения этнической общности (хотя учитель физики такого выражения не употреблял), то кубачинцы всегда женятся на кубачинках. "Кубачинцы живут по всей России, вплоть до северных городов, - сказал мой собеседник. - Но мы знаем, кто где живет, и вообще о каждом мы знаем все. Когда приходит пора создавать семью, мы посылаем особых людей, которые находят молодых, сводят их вместе, знакомят". В ответ на мой недоуменный вопрос: "ну как же так, они ведь могут не понравиться друг другу!" было дано такое разъяснение: "Понимаете, в ауле семья живет у всех на глазах очень-очень давно, и про каждую семью заранее известно, чего от этих людей можно ожидать. И мы подбираем пары не просто так, а понимаем, кому кого предложить". Вот такой привет генетикам и хранителям семейных традиций!
Время от времени вся семья съезжается на семейный совет, если происходит какое-то важное событие – рождение, свадьба, похороны – и решает, кто из многочисленных   братьев и сестер останется в ауле беречь семейный очаг. Он остается в доме и хранит его, как это делали предки. А остальные разлетаются по всей стране. Так кубачинцы сохраняют свой аул! По-видимому, таким хранителем очага и был мой радушный собеседник. (Могу добавить, что в конце 70-х годов в Кубачах было 1 800 жителей, сейчас, по сведениям Википедии, аул населяет 3 000 человек.)


    .

   .

    .


Я фотографировал улицы, по которым ходили, в основном, женщины. Иногда они несли какие-то узлы, а за ними  шли налегке мужчины: руки горца всегда должны быть свободны, чтобы он мог дать отпор недругам.


   .

   .

   .


Наблюдая за местным бытом, я понял, что узкое длинное горло кувшина для воды – очень полезная вещь. Когда идешь по горным тропинкам, вода из такого кувшина не выплескивается. С коромыслом не будешь ходить по таким крутым дорогам! Обычно ведь дома стоят на горе, а родник находится где-то внизу, и к нему надо спускаться. Женщины спускаются с кувшинами к роднику и обсуждают все новости, закутавшись в свои маркизетовые платки.


   .


Дома в Кубачах, как это характерно для горных селений Кавказа, построены на крутом склоне, чтобы легче было защитить аул. В старину в ауле было пять башен с толстыми стенами. В башнях постоянно находился отряд   воинов, всегда готовых отбить нападение врагов. До наших дней дошли три башни, частично превращенные в жилища.


    .


Двух- и трехэтажные дома лепятся один над другим так, что плоская крыша нижнего дома служит террасой верхнего. Их часто сравнивают с каменным водопадом или с лестницей в небо.



На соседней горе строится новый поселок с домами в традиционном стиле. Кубачинцы рассказывали, что построить новый дом стоит огромных денег, счет идет буквально на каждый  камень.


    .


В оформлении домов преобладает синий цвет.
(Примечание: Как объясняет alise84, кубачинцы предпочитали  синее, потому что это цвет мусульман-суннитов. Точнее, небесно-голубой, но такую краску не всегда достанешь. Синим принято окрашивать купола мечетей, но в СССР мечети не строились, поэтому горцы красили в синий цвет жилые дома.)


   .

    .

     .


В горах трудно найти дерево, а ведь зимой в этих каменных домах  холодно, надо топить! Жители ищут любую хворостину, тащат ее в поселок и складывают дрова в нижних этажах домов, хотя это опасно: если случится пожар, люди не успеют выскочить. "Живем, как на бочке с порохом", - сетовал учитель. Хвороста не хватает, поэтому топят еще и кизяками - лепешками из  навоза, смешанного с соломой. Женщины в своем белоснежном маркизете лепят  руками кизяки и приклеивают к стене дома, чтобы они сохли на солнце. Вот такой горючий материал для печек!


Сохнущие кизяки


    .

Изготовление кизяков



Погуляв по улицам, я решил, что надо попытаться сфотографировать аул издали и направился на расположенное на соседней горе мусульманское кладбище. Я начал делать снимки с могильными плитами на переднем плане, сфотографировал мавзолей с флагами.
(Примечание: Как поясняетalise84, флаги на мавзолее - знак того, что это машхад или мазар,то есть место погребения шахида. Раньше это слово не было связано напрямую с террором и означало "человек, посвятивший себя вере, живший праведно, совершивший хадж, авторитет в богословских вопросах".)

Вдруг  я заметил, что с гор ползет плотный туман, и понял, что надо срочно спасаться, иначе я вообще не смогу спуститься на равнину! Я вернулся в посёлок и стал спрашивать, не пойдет ли вниз какой-нибудь транспорт. (По дороге в Кубачи из Махачкалы я пытался выяснить, когда автобус пойдет обратно, но безуспешно - возможно, автобус ходил не каждый день.) И тут какой-то парень (разумеется, осведомившись, нет ли у меня маркизета)  предложил: а хотите, я свезу вас вниз на самокате? Я согласился. Оказалось, что самокат - это доска с двумя колесами. Он взялся за вертикальную доску, которая была спереди, а я уцепился сзади за его плечи, и мы помчались, срезая петли серпантина, на дикой скорости, подпрыгивая на огромных камнях. Это было одно из самых ужасных переживаний в моей жизни! Довольно круто, я за него держусь, почему мы не падаем - непонятно. Камни объехать невозможно, самокат подпрыгивает, подпрыгивает… На этом страшном самокате мы спустились ниже в какой-то другой аул, где уже никакой старины не было, но на площади стояло несколько машин.


На мусульманском кладбище



Мавзолей на мусульманском кладбище

Я попросил моего благодетеля: поговори, чтобы меня взяли. А он отвечает: лучше ты поговори. Почему? Ну, русский они все понимают, а я другого народа, и я говорю по-русски хуже, чем ты, а на своем языке я говорить с ними не должен, иначе я все только испорчу. Я понял так, что жители нижнего аула не поймут кубачинца и будут к нему недоброжелательны. Это же Дагестан – в каждом ауле свой язык. Я подошел, поговорил, шоферы согласились меня взять. Я съехал вниз на шоссе Дербент – Махачкала, где мне удалось остановить междугородний автобус. Мягкие сидения, играет музыка, хорошо одетые пассажиры… так путешествие, которое началось на самокате, закончилось на комфортабельном междугороднем автобусе.


   .

Мусульманское кладбище в Кубачах

Я приехал в Махачкалу, где устроители конференции уже волновались, куда я пропал. Я им с гордостью сообщил – а я как раз успел к открывающему конференцию банкету – где я побывал, и что я только что вернулся. Они ответили: ну что ж, хорошо, что вы вернулись, а ведь вы могли вообще не вернуться. Покачали головами и многозначительно переглянулись. Позднее я узнал, что этот туман был не просто так туман, а какое-то очень неприятное и опасное погодное явление. В махачкалинском аэропорту отменили все рейсы, и многие участники конференции не смогли вовремя прилететь. Так что я очень правильно сделал, что спустился с гор, хотя и пришлось рисковать, разъезжая на самокате!

Posts from This Journal by “слайды” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Здорово! Потрясающие фотографии. А синее все было, потому что это - цвет мусульман-суннитов ( небесно-голубой, точнее, но такую краску не всегда достанешь). Им часто красят купола мечетей. В СССР мечети не строились, поэтому в синий цвет горцы часто красили жилые дома.
Спасибо соавтор! Я со ссылкой на Вас, может вставлю эти слова в пост?
восторг! восторг эти стены из известняка черепичной, безрастворной кладки! с основой из древесины на глине! они вечные, почти. и так жаль что уже тогда новые строились уже на растворе, видно утеряно старое мастерство... Черепичной безрастворной кладке не страшны никакие землетрясения! Сейчас бы глянуть, сохранилось ли что от старых стен?
а туман в горах- это верно. практически смертный приговор, не только на Кавказе, везде.
Спасибо! А ведь кажется, что это все не то что землетрясения, а ближайшего года не переживет! Все как бы разваливается, такое шаткое, живописно-кривенькое, а на самом деле вечное, потому что вековая мудрость и опыт. Надеюсь, все сохранилось, новый поселок ведь рядом ставится.
Очень красивые фотографии и рассказ интересный, даже посмотрела в интернете как там сейчас. Спасибо вашему папе.
А мавзолей на кладбище, судя по флажкам и тряпочкам это - машхад ( или мазар) - место погребения шахида. Раньше это слово не так напрямую было связано с террором и значило часто "человек, посвятивший себя вере, живший праведно, совершивший хадж, авторитет в богословских вопросах". Еще есть термин - авлия.
Это тоже с вашего разрешения добавим. А ведь отец упоминал. что ему говорили что-то жители. что на кладбище похоронен святой!
Замечательные фото и интереснейший рассказ! Ощущение смещения времен - причем, одновременно пребываешь в средневековье, в советских временах и в современности. И сам поселок - как из детских восточных сказок ))) Здорово!

Edited at 2016-02-07 10:14 am (UTC)
Пожалуй! Живое средневековье глазами советского ученого, вспоминаемое через 40 лет! Интересно, как там с кошками - должны бы быть, мусульмане их любят, но на фото ни одной, только собака. )
Потрясающе! Нет слов. Что мы все с нашими жалкими потугами на путешественников по сравнению с этим фантастическим репортажем. Просто машина времени.

А ведь мирно жили. Но как? Сейчас кажется, война была всегда.
В Кубачи можно приехать и сейчас. Там войны нет. Ттт.
Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на
Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате» в контексте: [...] л взят у в Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате [...]
Так вот они были какие, Кубачи! А то Кубачинское серебро знаю, а где мастера жили - нет.
Уникальный рассказ, уникальные фотографии. Открылась новая страница жизни.
Всё хорошо, что хорошо кончается. Спуск на самокате, этот туман…
А главное сокровище в ауле - сынишка сторожихи :) Этот портрет особенно проникновенный.
Да, и маркизетом заинтересовалась :)
про спуск на самокате я узнала только сейчас! Отец эту подробность путешествия от нас с мамой благоразумно утаил))) Я смотрю на портрет этого прелестного мальчика и думаю - что с ним сталось? Ему сейчас уже за сорок, может стал мастером и делает украшения, а может уехал куда-то из родного аула. А сторожиха на пенсии наверное, сидит на крыше и вяжет чулки. А фильмоскоп со слайдом пятилетнего сына. который прислал странный москвич. поместила в сокровищницу?)))

Edited at 2016-02-07 11:30 am (UTC)
тяжело поверить, что в 1977 году где-то сохранились такие места :) кто бы мне тогда про такое сказал - не поверила бы:)
а по многим направлениям такой аул похож на современную израильскую друзскую деревню:) даже платки у женщин смахивают на маркизет:)
Я думаю, что и сейчас старая часть аула сохранилась. Если он веками стоял, то почему бы не сохраниться еще на 40 лет. А друзские деревни на горах? Мне помнится, они на равнине, в пустыне.
Отец часто показывал эти слайды друзьям. Все удивлялись, что аул полностью сохранился и воспринимали как небывалую экзотику.
Спасибо за прекрасные фото и интересный рассказ! Много слышала про Кубачи, даже что-то из кубачинского серебра у меня есть. Но никогда не видела, как там живут.

Расстроилась немного, что не было у вашего папы маркизета с собой ) Сокровищницы, как им и полагается, сохранили свои тайны.
Очень приятно! ). Местные жители удивлялись, что он не привез маркизет, а в Москве знакомые удивлялись, что он не купил там у местных жителей изделия из серебра)))) Был в Кубачах - и ничего не привез! (((
Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на
Пользователь rama909 сослался на вашу запись в своей записи «Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате» в контексте: [...] л взят у в Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате [...]
Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на
Пользователь bizantinereader сослался на вашу запись в своей записи «Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате» в контексте: [...] л взят у в Путешествия по СССР. Дагестанский аул Кубачи: вверх на автобусе, вниз - на самокате [...]
Просто изумительный фоторассказ!
Потрясающий рассказ! С такими живыми подробностями, ваш папа настоящий путешественник!

Изделия из Кубачи широко рекламировались в советские времена, но в основном рассказывали об изделиях оттуда, а здесь такие живые картинки реального Кубачи.

Великолепно!
Спасибо, Володя! Папа действительно путешественник по призванию, и поскольку я с ранних школьных лет во многих поездках участвовала, мне это передалось! А не случайно о самом ауле особенно не рассказывали - зачем очернять советскую действительность, показывая такой архаический быт, лепешки из навоза и так далее?
Вот это история! Мы с детьми недавно слушали запись старой радиопередачи "Клуб знаменитых капитанов", и там рассказывали про Кубачи. Теперь я могу им показать, как это место выглядит на самом деле. Рассказ читается на одном дыхании, на самокате аж страшно стало! Спасибо вам большое!
Как интересно! Возможно, передача есть на сайте "Старое радио", попробую найти. Спасибо за сопереживание! А мне-то как страшно, я спустя 40 лет стала папе выговаривать: что за легкомыслие, мог бы шею сломать! Но он считает, что это было еще не самое рискованное из его путешествий по Кавказу)