Йом хашоа

ЙОМ ХАШОА: ДЕНЬ КАРАСТРОФЫ И ГОРОИЗМА

2 мая (28 ниссана по еврейскому календарю) – Йом хашоа,
день Катастрофы и героизма европейского еврейства,
день памяти 6-ти миллионов погибших, который отмечается
    в годовщину восстания в Варшавском гетто
в апреле 1943 года.


Я хочу рассказать о судьбе еврейских жителей Эммендингена, прекрасного южно-германского города, в котором я сейчас живу. Их было не много, горожан Эммендингена, которые не успели, не смогли, не захотели вовремя уехать из Германии, всего 71 человек. 22 октября 1940 года они были согнаны в вагоны и вывезены из города. 100 имперских марок и 50 кг багажа разрешалось им взять с собой. Все прочее оставалось: любимый город, родной дом, друзья, домашние животные, библиотеки, хобби, коллекции, семейные реликвии. Оставалась позади жизнь со всеми ее дорогими воспоминаниями. Впереди у них были неизвестность, голод, болезни, издевательства, унижения, и почти всех ждала смерть. Эти грядущие ужасы выражались в одном коротком слове: Гюрс.

Гюрс, живописный  городок на юге Франции, у подножия Пиренеев, был одной из множества «перевалочных станций» на мучительном пути в лагеря уничтожения Освенцим, Собибор, Треблинка… Сюда, в лагерь для депортированных, свозили евреев из немецких земель Баден и Саар-Пфальц. Для  многих  из них Гюрс стал «конечной станцией»: люди умирали здесь от эпидемий, холода, голода.

На мемориальный митинг в Гюрс ежегодно съезжаются делегации из всех немецких городов, жители которых были депортированы. В октябре 2010 года, в 70-летнюю годовщину событий, побывала в Гюрсе и я.


Под крылом самолета – Пиренеи. Где-то там, в горах, Гюрс. Этот пейзаж, наверное, совсем
не изменился за семь десятилетий, отделяющих нас от трагедии.



Мемориальный комплекс начинается с «железной дороги». Отсюда уходили поезда
в лагеря уничтожения. Совсем как у Александра Галича: «уходит наш поезд в Освенцим,
сегодня и ежедневно».



В центре мемориала – необычный памятник: символический остов барака. В таких бараках
жили заключенные.




В пол «барака» вмонтирована доска с записью об истории лагеря. История депортированных из
Эммендингена была такова: 18 человек сумели бежать по дороге в Гюрс. 20 человек, в основном
старики, умерли в лагере. 33 человека были отправлены в Освенцим. Лишь один из них выжил в
Освенциме и возвратился после войны в Эммендинген.




А вот подлинный лагерный барак: когда лагерь закрыли, один из жителей приобрел его для
хозяйственных нужд, разобрал и перенес на свою землю. Недавно барак выкупили и хотят
законсервировать, но пока что он так и стоит в деревеньке неподалеку от Гюрса
и продолжает разрушаться.




Стрелка указывает путь к кладбищу.


По дороге на кладбище мы видим еще один символический памятник – чемодан с
надписью «Гюрс» - напоминание о тех самых 50 килограмма багажа, которые
людям разрешалось отправить в лагерь.


На лагерном кладбище 1070 могил. В 1957 году кладбище расчистили, установили памятники,
до сих пор ведется работа по уточнению надписей на надгробиях.




Наша делегация по традиции собирается у могилы Симона Файта, последнего председателя
уничтоженной еврейской общины Эммендингена, почетного гражданина города. Он умер в
Гюрсе через год после депортации, в сентябре 1941 года в возрасте 90 лет.

Слева направо: начальник отдела культуры Эммендингена, я, две школьницы из нашей
гимназии, бургомистр Эммендингена, мои коллеги.




У скромного памятника на кладбище всегда много цветов и венков.


Минута молчания. Слева направо: главный раввин Бадена, его королевское высочество Принц Баденский, председатель Высшего совета евреев Бадена, премьер-министр земли Баден-Вюртемберг.



Почетный караул: ветераны французского Сопротивления.




Заупокойную молитву «Эль мале рахамим» кантор из Страсбурга поет на иврите,
а затем переводит на французский. Русский перевод:

Боже милосердный, обитающий высоко!
Дай обрести покой, уготовленный под крылами Шехины
на ступенях святых и чистых, лучащихся сиянием небосвода,
душам святых, ибо мы молимся за упокой душ их.
Посему да укроет их Властелин милосердия
под сенью крыл своих навеки
и приобщит к сонму вечно живых души их.
В Боге удел их, в Саду Эденском покой их.
Да почиют они на ложах своих в мире!
И выстоят они в судьбе своей до конца дней.
И скажем: Амен!

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Спасибо, Марина. Я очень люблю узнавать историю стран и истории людей, живущих в них. К сожалению, это черная страница истории, трагическая и пугающая своим размахом. Мне кажется, в войну жители почти каждого европейского города прошли через немецкие лагеря. Ряды плит как живые люди. Железная дорога в никуда. Чистота и лаконичность. А барак-то как будто у нас снимали. Стоит бесхозный и обваливается).
Да, мемориал очень выразителен именно своей лаконичностью. Была еще такая погода в тот день – туманная, сырая, только что после дождя. Плачущая погода, сложная для съемок, но подходящая по настроению. К сожалению, мы не успели посмотреть недавно открытый музей – митинг длился очень долго, было много выступавших, и после митинга нас сразу повезли обедать в ту самую деревушку, где стоит барак. А оттуда прямо в аэропорт. Барак, конечно, по стилистике не очень подходит к мемориалу, но я все же удивляюсь, что он так и стоит уже несколько лет под открытым небом. Это же исторический памятник, хотя и неприглядного вида. Рядом с кладбищем и мемориалом полно пустого места, чтобы его как-то перенести и законсервировать. Надеюсь, это случится.
Извините, я удалил предыдущий комментарий, там был лишний символ, который я поставил машинально, и который был здесь совершенно неуместен.
Спасибо за ваш комментарий и за Ваш такт. Жалко вот, у меня есть запись молитвы на кладбище в формате AVI, но такую запись, похоже, нельзя поместить в пост. У меня, во всяком случае, не получилось((.
К сожалению, не могу Вам помочь даже советом - я в этом сам не разбираюсь. Увы.
Марина, спасибо за ваш пост. Как всегда в этот день по телевизору люди, пережившие катастрофу, рассказывают о себе, о своих семьях, показывают фотографии. Безумно тяжело, но оторваться невозможно. Так весь день и хожу от рабочего стола к телевизору и обратно. Наверно в этот день проливаю больше слёз чем за весь год.
Спасибо, Таня, для меня Ваш отклик особенно ценен. На памятный митинг у Гюрсе всегда приезжают выжившие узники. С каждым годом их, по понятным причинам все меньше и меньше. В 2010 году было трое очень пожилых людей, которые попали в Гюрс детьми. Среди них была Amira Gezow из Израиля, которая родилась в Германии. Ее рассказ о том, как она теряла в лагере умирающих от эпидемии родителей, родственников, учительницу, одну за другой подруг и одноклассниц, всех расторгал до слез. Но она не плакала. А вот выступающие вслед за ней двое мужчин – бывших узников Гюрса - несколько раз прерывали свой рассказ из-за подступивших слез. А уж про слушателей и говорить нечего…
В Германии Йом хашоа не отмечают на государственном уровне, но помнят конечно, здесь памятные митинги по всей стране проводятся 27 января, в день памяти жертв нацизма и обязательно 9 ноября, в годовщину ночи массовых погромов. И в каждом городе есть особенные даты – у нас 22 октября, день депортации в Гюрс. На 60-ю годовщину в 2000 году город пригласил всех евреев, бывших жителей города, которые успели спастись. И они приехали – из США, Израиля, Аргентины, европейских стран. Мы с ними общались, были очень волнующие встречи. Ну а сейчас, увы, мало их осталось, а оставшиеся уже совсем старые.
Несколько лет назад я была в Гёттингене. Помню меня поразило количество мемориальных досок и памятников напоминающих о Катастрофе. В последнюю поездку по Шварцвальду как-то меньше обратили на это внимание. Может потому что вообще мало были в городах, в основном гуляли по лесу, а может, в Гёттингене было больше евреев, всё-таки университетский город.
В Шварцвальде евреи селились неравномерно – должна была быть община, синагога, кладбище. Но там, где жили – во Фрайбурге, у нас в Эммендингене и в других городах, везде есть памятные знаки, доски. Все задокументировано, есть брошюры, карты расселения. Про наш город как-нибудь расскажу отдельно.
Интересно. Будем ждать.

Марина, а у Акунина были на этой неделе новые посты? Что-то у меня ничего не открывается.
Еврейский музей в Эммендингене
Пользователь alfa_delta сослался на вашу запись в записи «Еврейский музей в Эммендингене» в контексте: [...] В октябре 1940 года 70 оставшихся в городе евреев были отправлены в депортационный лагерь ГЮРС [...]
Еврейский музей в Эммендингене
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в записи «Еврейский музей в Эммендингене» в контексте: [...] В октябре 1940 года 70 оставшихся в городе евреев были отправлены в депортационный лагерь ГЮРС [...]
Еврейский музей в Эммендингене
Пользователь eli_me сослался на вашу запись в записи «Еврейский музей в Эммендингене» в контексте: [...] В октябре 1940 года 70 оставшихся в городе евреев были отправлены в депортационный лагерь ГЮРС [...]
Еврейский музей в Эммендингене
Пользователь deligent сослался на вашу запись в записи «Еврейский музей в Эммендингене» в контексте: [...] В октябре 1940 года 70 оставшихся в городе евреев были отправлены в депортационный лагерь ГЮРС [...]
Еврейский музей в Эммендингене
Пользователь falyosa сослался на вашу запись в записи «Еврейский музей в Эммендингене» в контексте: [...] В октябре 1940 года 70 оставшихся в городе евреев были отправлены в депортационный лагерь ГЮРС [...]
Еврейский музей в Эммендингене
Пользователь yura_falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Еврейский музей в Эммендингене» в контексте: [...] В октябре 1940 года 70 оставшихся в городе евреев были отправлены в депортационный лагерь ГЮРС [...]
Нормального человека это не может оставить равнодушным.
Тем не менее отрицание Холокоста остается на повестке дня(((((
Я уже давно перестал удивляться недочеловеческой подлости.
Как и погромы в России. Последнее веяние в патриотическом интернете, власти о них не знали, потому что они происходил в удаленных местечках (вроде Одессы и Кишинева..), а когда узнали, уже поздно было посылать полицейские подразделения, которые к тому же были очень малочисленными.

Вот такой "Гамбринус".