Жители деревни Криворивня в народных костюмах
Диапозитивы, слайды, "обратимки"… в доцифровую эру, точнее, до начала 1990-х годов фотографам-любителям не надо было объяснять, что означают эти слова. Весь год был посвящен сложнейшему процессу создания слайдов. Зимой начиналась охота за обращаемой, или, как ее часто называли, обратимой цветной пленкой (откуда и слово "обратимки"). Дефицитная пленка ORWOCHROM производилась в ГДР, запастись пленкой, чтобы хватило на весь фотосезон, было не просто. Весной и летом фотографы отправлялись в путешествия по необъятным просторам СССР - в Прибалтику и на Кавказ, в Среднюю Азию и на Украину, к морю и в горы - а некоторые даже за границу.
Яремча. Гуцул со старинным деревянным велосипедом.
Фотографировали вдумчиво, экономно: щедро тратить драгоценную пленку, так, как мы тратим сейчас место на карте памяти, был никак не позволительно. Да и вообще в фотографировании было столько сложностей, что фотографам былых времен стоит поставить памятник. Недаром многие считают, что только тогда и существовали истинные фотографы: они были обязаны качеством фотографий своей смекалке и умению, а не достоинствам фотоаппарата. Вы только представьте себе: фотограф вручную определял экспозицию, и проверить, не ошибся ли он, можно было только после проявки фотографий. И не было никакого фотошопа, чтобы улучшить цвет или "стереть" ластиком ненужные детали. Даже обрезать снимок было затруднительно: чтобы улучшить композицию, сбоку или сверху слайд в рамочке заклеивали черной фотобумагой.
Так выглядела церковь Рождества Богородицы в Кирворивне.
Сейчас она покрыта оцинкованным кровельным железом - "блехом".
.
Но не будем забегать вперед, нам еще далеко до слайда и до рамочки. Сначала надо проявить драгоценные пленки. Отдавать пленки в мастерскую по проявке настоящие фотолюбители опасались – их там наверняка испортят! Поэтому пленки пару месяцев хранились в холодильнике, а где-то в ноябре, когда вода становилась достаточно холодной, квартира и, в особенности, ванная комната, превращалась в фотолабораторию. Готовились сложные растворы для многочасовой проявки. Их температуру нужно было выдерживать с точностью до десятых долей градуса. В растворах, накрученные на черные пластмассовые катушки, купались пленки. Потом черно-белые "полуфабрикаты" развешивались, приколотые к бельевой веревке на кухне бельевой же прищепкой, затем засвечивались лампой и снова крутились в растворах, и снова сушились уже цветные ленты - пестрая летопись прошедшего лета. С детства помню, как, не в силах дождаться, пока пленка высохнет, мы старались рассмотреть слайды, не дотрагиваясь до еще влажной эмульсии. Так рождался диапозитив или слайд.
По определению Википедии, "диапозитив (греч. δια — «через», «сквозь») - позитивное изображение на прозрачной бесцветной подложке, предназначенное для рассматривания на просвет или проекции на экран. Диапозитивы могут быть изготовлены на обращаемой или позитивной фотоплёнке, а также на стеклянной фотопластинке, и просматриваться при помощи диапроектора или диаскопа". "Слайд — (англ. slide — «скользить», «сдвигаться») более распространённое название диапозитива, произошедшее от способа демонстрации на экране слайд-фильма, составленного из нескольких слайдов, которые вдвигались в кадровое окно слайд-проектора специальным механизмом или вручную. Под слайд-фильмом понимают набор слайдов одной тематики, законченного содержания".
Долгими зимними вечерами пленка разрезалась на отдельные кадры, которые вставлялись в картонные рамочки ("доставание" или самостоятельное изготовление рамочек - отдельная тема), и вот, наконец, счастливый фотограф рассматривает свои снимки на экране маленького фильмоскопа! Слайды сортировались по тематике, перетасовывались, отбраковывались - готовился к показу слайд-фильм, и не один. Весной наступала пора демонстрации слайд-фильмов. Друзья-фотографы с семьями ходили друг другу в гости: хозяин выставлял громоздкий слайд-проектор, гости устраивались перед большим белым экраном, тушился свет, и все смотрели и обсуждали слайды. Как они сияли на экране - яркие, объемные, живые…
Колокольня Церкви Рождества Богородицы в Криворивне
Во многих семьях сохранились большие, насчитывающие тысячи слайдов, коллекции. И наша семья не исключение – отец увлекался слайдами с 1960-х годов, история путешествий за 30 лет, до середины 1990-х, сохранилась в слайдах. Многие, в особенности ранние слайд-фильмы, приобрели с годами настоящую архивную ценность, и давно пора переводить их в цифровой формат. Но увы – слайды, отсканированные с помощью слайд-сканнера, во многом утрачивают свою прелесть. Цвета огрубляются, теряют прозрачность, слайд становится похож на старую цветную фотографию, а ведь в свое время слайды значительно превосходили по качеству цветные фото! И тем не менее, я решаюсь представить небольшую часть семейной коллекции слайдов. Эти слайды сделаны моим отцом, Анатолием Сиротой (turnepsik),rjоторый, кстати, довольно скептически оценил результаты сканирования, во время нашего путешествия по украинским Карпатам в конце 1970-х годов.
Приглашаю вас в старинное, основанное в 17 веке, село Криворивня в Верховинском районе Ивано-Франковской области тогдашней УССР. Сейчас в Криворивне проживает полторы тысячи человек, а в 70-е годы жителей было, возможно, еще меньше. Из Верховины в это живописное село на берегу реки Чёрный Черемош мы приехали в воскресный день на автобусе. Почему именно в Криворивню и почему в воскресенье? В путеводителе 1979 года "По Гуцульщине" из серии "Дороги к прекрасному" (или, как называли ее путешественники, "желтой серии") утверждалось, что в Криворивне бережно хранят народные обычаи, а кто-то где-то сказал нам, что в воскресенье гуцулы Криворивни приходят в церковь в красочных национальных костюмах.
Воскресное утро в Криворивне
Вот так мы впервые оказались Криворивне туманные воскресным утром, и наши ожидания оправдались: к деревянной церкви Рождества Богородицы по зеленым лугам шли нарядные гуцулы, приветливые, неторопливые, полные достоинства. Они не возражали против того, что их фотографируют, многие были не прочь продемонстрировать красоту своих костюмов. Старики, увидев фотоаппарат, клали руки на колени, переставали дышать, устремляли взгляд в одну точку и "каменели", вспоминая, очевидно, фотосессии своей молодости.
Жители ждут начала богослужения
Овчинную безрукавку-кептарь носят мужчины и женщины
Старый гуцул приготовился к фотосессии
В разговоре с жителями мы узнали, что гораздо больше народу соберется 6 августа на праздник Преображения - Яблочный Спас. И костюмы будут еще красивее! Мы решили приехать в Криворивню еще раз – и не пожалели об этом. Все жители села, в лучших одеждах, с красиво уложенными корзинами цветов и фруктов, явились в этот день к церкви, приняли участие в крестном ходе под старинными хоругвями, а потом отправились со своими освящёнными корзинами на кладбище.
Зрелище было невероятно красочное - словно ожившие сцены из знаменитого кинофильма Сергея Параджанова "Тени забытых предков". Этот фильм по повести Михаила Коцюбинского был снят в Криворивне в 1964 году, и хотя он получил множество международных наград, в Москве его лишь изредка показывали в кинотеатре "Повторного фильма" или в "Иллюзионе".
6 августа - Яблочный Спас
Криворивня – значимое место для западной Украины. В разные годы в Криворивне отдыхали украинские писатели, поэты, художники, историки, этнографы, музыканты и общественные деятели. Об этом много написано, а мыс вами почитаем уже упомянутый путеводитель "По Гуцульщине", автор которого, художник и этнограф с библейским именем Давид Ноевич Гоберман, с любовью и восхищением описывает народные промыслы Карпат и гуцульский костюм. Привожу цитаты полностью, они хорошо передают атмосферу своего времени.
Вышивка женской рубахи располагается в верхней части рукава прямоугольной вставкой — уставкой.
"Верховинцы владеют многими видами ремесла. Наиболее зримо их художественный вкус и мастерство проявились в национальном костюме, интерес к которому не утрачен в наши дни. Отдельные предметы народной одежды можно видеть на гуцулах и в будни, а на воскресный верховинский базар, где царит настроение праздничной приподнятости, многие горцы, мужчины и женщины, являются в красочных традиционных костюмах. Их надевают также во время семейных торжеств и в дни календарных праздников. Любопытен тот факт, что в последние годы, с ростом благосостояния гуцулов, они все больше внимания уделяют этому трудоемкому в изготовлении и дорогостоящему наряду. Правда, костюм в его классическом виде, со всеми свойственными ему в старину атрибутами, теперь явление редкое. Но по-прежнему в нем сохраняются основные предметы одежды и местные особенности их украшения".
"Гуцульский костюм — весьма сложный комплекс, соединяющий в себе плоды разновидного мастерства — узорного ткачества, вышивки, художественной обработки металла и кожи. Для мужского костюма характерна рубаха туникообразного покроя — с рукавами, вшитыми по прямой, и клиновидными вставками в подмышках. Ее носят, подпоясывая, навыпуск. Просты по крою и штаны — заправляемые в чулки полотняные поркеницы и белые шерстяные холошни.
Самая цветистая часть костюма — кептарь, распашная овчинная безрукавка. Очень удобная в условиях ветреной, резко изменчивой погоды, она распространена у всего населения горноскотоводческих районов Карпат, и носят ее круглый год. Гуцулы украшают кептарь вышивкой, аппликацией и плетенкой из цветной кожи, кистями-дармовисами, латунными колечками-капслями. При этом в отдельных селах существуют свои определенные формы украшения кептаря, в значительной мере определяющие локальные черты всего костюма. Верховинские безрукавки отличаются пышностью узора, почти сплошь закрывающего грудь и понизу идущего широкой полосой рельефного шитья".
Старинные головные уборы - уплитки - заменили яркие платки.
"В стужу поверх безрукавки надевается суконный сердак — укороченный кафтан свободного покроя. Его украшают яркие шнуровые петли, помпоны, выложенная из галунной тесьмы орнаментика, алая на черно-коричневых сердаках и золотистая на красных кафтанах-байбараках. «Байбарак на рукава взятый — просто одежда, но... когда его гуцул легко на плечи накинет, голову приподнимет и быстрым шагом подастся вперед, а байбарак ветром поднимается, кажется, что видишь перед собой героя из старинных сказаний», — так опоэтизировал эту часть костюма исследователь края С. Ковалев в своем очерке «Гуцулы». Сердак вместе с расшитыми понизу штанами-крашеницами из такого же сукна составляют единый по материалу и цвету комплект. Зимней одеждой служат также овчинный кожушок и суконная манта с высоким воротником или капюшоном".
Традиционная гуцульская шляпа-кресань
"Когда-то мужчины опоясывались широким кожаным чересом, который, точно корсет, подтягивал фигуру, облегчая ходьбу в горах. Он был удобен и тем, что на приделанных крючках можно было носить складной нож, огниво, протычку для трубки. За пояс закладывали пистолет, топорик, кисет, люльку. Для необходимых в пути предметов служили также набедренные кожаные сумки. На ноги надевали вязаные чулки-капчуры и остроносые постолы, тачавшиеся из цельного кожаного лоскута. Нарядное, искрящееся латунными пуговками, но совсем не легкое по весу оснащение не мешало, однако, гуцулу ни в пути, ни в те минуты, когда в праздничной толпе, выйдя на круг, он с завидной легкостью исполнял свой народный танец".
Традиционная гуцульская шляпа-кресань
"Головной убор — предмет особой заботы мужчины. В старину гуцулы носили длинные волосы, пожилые заплетали их в косы. Шляпы «повивали» по тулье латунной бляхой с просечным узором. Теперь же модны, особенно у верховинцев, черные шляпы-кресани, обвитые пушистыми гарусными «червячками», у молодых сверх того украшенные петушиными или тетеревиными перьями, придающими парням весьма бравый вид".
"Еще более нарядна женская одежда, у верховинских гуцулок привлекающая особо контрастными цветосочетаниями. Она состоит из длинной присобранной у ворота и обшлагов рубахи, двух набедренных запасок, головного убора. Кроме предметов теплой одежды и обуви, аналогичных мужским, в женский гардероб входит гугля — суконная накидка с капюшоном, в праздничном варианте ярко украшенная. Примечательна вышивка женской рубахи. Она располагается в верхней части рукава прямоугольной вставкой — уставкой, но нередко покрывает и весь рукав. Вышивают крестиком, низью, настилом, мережкой, в некоторых селах — узелковой техникой, дающей офактуренный рельефный узор. Гуцулки занимаются вышивкой с увлечением. Едва ли сыщется женщина, не отдавшая этому искусству частицу души. Прежде девушки вышивали с юных лет. Долгие часы проводя за иглой, в одиночестве или в зимние сумерки с подружками на вечерницах, они готовили в приданое расшитые сорочки — столь важные для невесты свидетельства ее вкуса и трудолюбия".
В корзинках овощи, фрукты, хлеб, яйца
Искусство вышивания овеяно поэзией народных поверий. Иногда в них заключена мысль о том, что создавать прекрасное можно, лишь заимствуя от чудодейственной красоты самой природы. Так, чтобы стать хорошей мастерицей, девушка отправлялась ранним утром на поиски швальки — яркоцветной гусеницы соснового бражника — и, проделывая с нею все предписанное поверьем, произносила слова, выражающие желание так же «мудро» вышивать, как «мудро и выписано» это создание природы.Гуцульские вышивки различаются местными особенностями. Чуть ли не в каждом селе существуют свои узоры и расцветки. Приметно также своеобразие верховинских уставок с доминирующей сине-сиреневой гаммой красок. Основные мотивы их узора — ромбические фигуры, крупные, но дробно разработанные, обросшие, словно ствол побегами, мелкой орнаментикой из городчатых и крюковидных элементов.
Кресный ход вокруг церкви
"Существенную роль в женском костюме играют шерстяные узорнотканые запаски. Их небольшие полотнища, укрепленные на талии завязками, скрытыми тканым поясом-попружкой, образуют подобие юбки с боковыми разрезами. Запаски из разных сел различаются по окраске, которая в каждой местности согласуется с цветовой гаммой вышивок и кептаря, создавая с ними живописную сыгранность всего костюма. Верховинские женщины предпочитают темно-коричневые запаски, приятно контрастирующие с холодными сине-сиреневыми вышивками".
Сверкают на солнце узорчатые юбки-запаски
"В Верховине дольше, чем в других селах края, сохранялись традиционные формы женского головного убора. Девушки укладывали вокруг головы уплитки — подобие кос из волокон конопляной кудели, обмотанной красным гарусом. Голову невесты увенчивало чильце — налобник из ремешка или бляхи с мелкими металлическими подвесками. В старину женщины после венчального обряда стрижки простоволосыми на людях не появлялись и носили узорный платок или перемитку — любопытный головной убор в форме полотенца, особым образом повязывавшийся вокруг головы и свисавший узорными концами. Эти узорнотканые концы (перемитковые заборы) поражают разнообразием рисунка, живописным великолепием розовых и красных, приподнятых вкраплениями зеленого, блеском мишурных нитей. Верховинцы и здесь продемонстрировали свой вкус к цветонасыщенной орнаментике. Теперь полотенчатого головного убора не носят. Только редкая из старых гуцулок еще может показать хранимые как реликвии заборы от сношенных перемиток, ставшие предметом вожделенных поисков музеев и коллекционеров".
Дукач - ожерелье из монет и бусин красного янтаря
"Женский костюм дополняли всевозможные украшения. Гуцулки носили кольца и серьги, на шее и груди — связанные витой проволокой крестики (згарды) или бубенцы (шелесты), скреплявшиеся сзади застежками (чепраги), бисерные ленты (силянки, герданы), ожерелья монет (дукачи), кораллов и различных бус, в том числе из высушенных семян и плодов растений".
Женщины идут на кладбище
Сегодня Криворивня – известный туристический центр, здесь несколько этнографических музеев и домов-музеев, массово отмечаются народные праздники. Но когда я смотрю на отличные цифровые фотографии радостно позирующих участников в новых, с иголочки, народных костюмах, мне видится в этом что-то театральное, и я вспоминаю сцены, запечатленные на наших слайдах более 30 лет назад.
Journal information