Марина Аграновская (marinagra) wrote,
Марина Аграновская
marinagra

Categories:

Моле Антонеллиана в Турине – итальянская сестра Эйфелевой башни

IMG_2475

Они ровесницы: Эйфелева башня в Париже, возведенная ко Всемирной выставке  1889 года, и Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) в Турине, после многих трудностей достроенная и открытая  в том же году. Они антиподы: парижское металлическое диво, которое одним современникам казалось прекрасным, другим – ужасающим, и туринская башня старой доброй кирпичной кладки, снизу – неоклассика, сверху – неоготика.

IMG_2104
IMG_2107
IMG_2109
IMG_2148
IMG_2150
Торжество неоклассицизма

Строительство туринской башни (впрочем, тогда еще никто и не ведал, что это будет башня, да еще такая высокая) началось в 1863 году, когда маститый архитектор Алессандро Антонелли (1798 – 1888) получил от еврейской общины Турина заказ на строительство синагоги. Отношения Антонелли с заказчиками сложились несчастливо из-за того, что страстью архитектора были высокие башни. Он уже прославился тем, что достроил базилику Сан-Гауденцио в Новаре куполом и шпилем, и в туринском проекте твердо вознамерился превзойти самого себя. В результате из представительного, но вполне компактного здания, синагога должна была, по его замыслу, превратиться в "Mole" - громадину, исполинское сооружение. Антонелли внес в проект изменения, после чего высота здания  с 66 метров увеличилась до 113-ти. Пропорционально высоте выросла смета и удлинились сроки строительства. Все это никак не устраивало еврейскую общину, и не только из-за удорожания проекта. Высокий острый шпиль, делавший здание похожим на готический собор, не соответствовал традициям строительства синагог. В результате в 1869 году работы были приостановлены, а будущая башня  так и осталась стоять с временной крышей.


Brogi,_Giacomo_(1822-1881)_-_n__3680_-_Torino_-_Tempio_israelitico
Первоначальный проект синагоги

IMG_2145
Эволюция проекта

IMG_2144
IMG_2143
Макет башни

В 1873 году муниципалитет Турина выкупил недостроенное здание, предложив еврейской общине участок земли
в престижном районе города  близ Корсо Витторио Эммануэле, где и была возведена красивая синагога в традиционном мавританском стиле.

IMG_2253
IMG_2247
IMG_2249
Туринская синагога в мавританском стиле

Строительство гиганта-моле возобновилось, причем общая высота здания по окончательному проекту достигла 167,5 метра. Руководил строительством все тот же  90-летний Антонелли, который часто поднимался на лифте под купол, чтобы лично наблюдать за работами. Архитектор умер, меньше года не дожив до окончания строительства в 1889 году. Внутренняя отделка башни была завершена лишь в 1909 году, после чего в удивительно эффектном, но малофункциональном здании был открыт Музей Рисорджименто – итальянского освободительного движения, центром которого считается Турин. В 1938 году музей Рисорджименто переехал в более подходящее для экспозиции палаццо Кариньяно, а башня Моле Антонеллиана гордо продолжала нести звание самого высокого кирпичного здания в Европе, пока в 1953 году с ней не произошло несчастье. Ураганный ветер повалил 47-метровый шпиль. К 1961 году здание было восстановлено и приняло первоначальный облик, но оно утратило свою "каменную" идентичность: в ходе  реставрации только внешняя часть купола была облицована кирпичом, а изнутри его укрепили стальными конструкциями и железобетоном.

IMG_2160
IMG_2161
IMG_2166
IMG_2181
IMG_2183
Между куполом и шпилем, кака раз на середине высоты Моле,
маленький классический  "храмик" -  "темпьетто".


IMG_2434
IMG_2461
IMG_2474
IMG_2476

В 2000 году, наконец, нашлось достойное применение для огромного полого пространства Моле Антонеллиана: здесь разместился Национальный музей кинематографии (Museo Nazionale del Cinema). Основанный коллекционером и историком Марией Адрианой Проло, интерактивный музей насчитывает 7 200 кинолент,
300 000 афиш, 20 000 книг и многое другое. Он входит в двадцатку самых посещаемых музеев Италии.


IMG_2136
Головокружительный подъем на лифте


IMG_2140
IMG_2141
Взгляд на музей  кинематографии из кабинки лифта

Внутреннее пространство башни опоясывают галереи, экспозицию  можно увидеть не только посещая музей, но и поднимаясь под купол Моле в лифте. Этот подъем требует некоторого мужества: в башне нет шахты, и лифт на тросе парит в пространстве, вознося пассажиров на смотровую площадку, с которой открываются (особенно в ясную погоду) виды на окруженный цепью снежных вершин  Турин.

IMG_2118
IMG_2133
IMG_2130
IMG_2120
IMG_2119
Виды на Турин со смотровой площадки Моле Антонеллиана

Так же как Эйфелева башня, ставшая символом Парижа, Моле Антонеллиана - самое знаменитое здание Турина, которое не минует ни один путешественник. Она изображена на итальянской двухцентовой монетке, ее очертания вдохновили создателей лого туринской зимней  олимпиады 2006 года, и даже ликерные бутылки делают здесь в форме Моле.

IMG_2281
Бутылки с ликером в форме Моле Антонеллиана

2006_Winter_Olympics_logo_svg
Лого Зимних олимпийских игр 2006 в Турине
по мотивам Моле Антонеллиана

Tags: Италия, Турин, архитектура, кинематограф, прекрасные синагоги
Subscribe
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →