Изабелла Клавия-Турская

Моле Антонеллиана в Турине – итальянская сестра Эйфелевой башни

IMG_2475

Они ровесницы: Эйфелева башня в Париже, возведенная ко Всемирной выставке  1889 года, и Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) в Турине, после многих трудностей достроенная и открытая  в том же году. Они антиподы: парижское металлическое диво, которое одним современникам казалось прекрасным, другим – ужасающим, и туринская башня старой доброй кирпичной кладки, снизу – неоклассика, сверху – неоготика.

IMG_2104
IMG_2107
IMG_2109
IMG_2148
IMG_2150
Торжество неоклассицизма

Строительство туринской башни (впрочем, тогда еще никто и не ведал, что это будет башня, да еще такая высокая) началось в 1863 году, когда маститый архитектор Алессандро Антонелли (1798 – 1888) получил от еврейской общины Турина заказ на строительство синагоги. Отношения Антонелли с заказчиками сложились несчастливо из-за того, что страстью архитектора были высокие башни. Он уже прославился тем, что достроил базилику Сан-Гауденцио в Новаре куполом и шпилем, и в туринском проекте твердо вознамерился превзойти самого себя. В результате из представительного, но вполне компактного здания, синагога должна была, по его замыслу, превратиться в "Mole" - громадину, исполинское сооружение. Антонелли внес в проект изменения, после чего высота здания  с 66 метров увеличилась до 113-ти. Пропорционально высоте выросла смета и удлинились сроки строительства. Все это никак не устраивало еврейскую общину, и не только из-за удорожания проекта. Высокий острый шпиль, делавший здание похожим на готический собор, не соответствовал традициям строительства синагог. В результате в 1869 году работы были приостановлены, а будущая башня  так и осталась стоять с временной крышей.


Brogi,_Giacomo_(1822-1881)_-_n__3680_-_Torino_-_Tempio_israelitico
Первоначальный проект синагоги

IMG_2145
Эволюция проекта

IMG_2144
IMG_2143
Макет башни

В 1873 году муниципалитет Турина выкупил недостроенное здание, предложив еврейской общине участок земли
в престижном районе города  близ Корсо Витторио Эммануэле, где и была возведена красивая синагога в традиционном мавританском стиле.

IMG_2253
IMG_2247
IMG_2249
Туринская синагога в мавританском стиле

Строительство гиганта-моле возобновилось, причем общая высота здания по окончательному проекту достигла 167,5 метра. Руководил строительством все тот же  90-летний Антонелли, который часто поднимался на лифте под купол, чтобы лично наблюдать за работами. Архитектор умер, меньше года не дожив до окончания строительства в 1889 году. Внутренняя отделка башни была завершена лишь в 1909 году, после чего в удивительно эффектном, но малофункциональном здании был открыт Музей Рисорджименто – итальянского освободительного движения, центром которого считается Турин. В 1938 году музей Рисорджименто переехал в более подходящее для экспозиции палаццо Кариньяно, а башня Моле Антонеллиана гордо продолжала нести звание самого высокого кирпичного здания в Европе, пока в 1953 году с ней не произошло несчастье. Ураганный ветер повалил 47-метровый шпиль. К 1961 году здание было восстановлено и приняло первоначальный облик, но оно утратило свою "каменную" идентичность: в ходе  реставрации только внешняя часть купола была облицована кирпичом, а изнутри его укрепили стальными конструкциями и железобетоном.

IMG_2160
IMG_2161
IMG_2166
IMG_2181
IMG_2183
Между куполом и шпилем, кака раз на середине высоты Моле,
маленький классический  "храмик" -  "темпьетто".


IMG_2434
IMG_2461
IMG_2474
IMG_2476

В 2000 году, наконец, нашлось достойное применение для огромного полого пространства Моле Антонеллиана: здесь разместился Национальный музей кинематографии (Museo Nazionale del Cinema). Основанный коллекционером и историком Марией Адрианой Проло, интерактивный музей насчитывает 7 200 кинолент,
300 000 афиш, 20 000 книг и многое другое. Он входит в двадцатку самых посещаемых музеев Италии.


IMG_2136
Головокружительный подъем на лифте


IMG_2140
IMG_2141
Взгляд на музей  кинематографии из кабинки лифта

Внутреннее пространство башни опоясывают галереи, экспозицию  можно увидеть не только посещая музей, но и поднимаясь под купол Моле в лифте. Этот подъем требует некоторого мужества: в башне нет шахты, и лифт на тросе парит в пространстве, вознося пассажиров на смотровую площадку, с которой открываются (особенно в ясную погоду) виды на окруженный цепью снежных вершин  Турин.

IMG_2118
IMG_2133
IMG_2130
IMG_2120
IMG_2119
Виды на Турин со смотровой площадки Моле Антонеллиана

Так же как Эйфелева башня, ставшая символом Парижа, Моле Антонеллиана - самое знаменитое здание Турина, которое не минует ни один путешественник. Она изображена на итальянской двухцентовой монетке, ее очертания вдохновили создателей лого туринской зимней  олимпиады 2006 года, и даже ликерные бутылки делают здесь в форме Моле.

IMG_2281
Бутылки с ликером в форме Моле Антонеллиана

2006_Winter_Olympics_logo_svg
Лого Зимних олимпийских игр 2006 в Турине
по мотивам Моле Антонеллиана

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
На мой взгляд очень странное и нелепое сооружение. Такое впечатление, что над дачной терраской сделали надстройку, и это итальянцы, с их безупречным вкусом.
Ну Вы слишком суровы, Владимир! Симпатичное и оригинальное сооружение)
Про оригинальность не спорю, что есть, то есть, но уж больно смешение стилей дикое.

А вот как Эйфелева башня, нагромождение железок, ухитрилась стать культовым символом Парижа, до сих пор остается загадкой.
что-то Вы жестоки к башням*. Это не нагромождение железок, а эстетическое осмысление новых для архитектуры материалов)
Это оно впоследствии им стало, а уже что писали современнники когда ее только начали строить!

Эмиль Золя говоря об эйфелевой башне вообще в выражениях не стеснялся, считал что она изменит климат и будет привлекать грозы, потом правда с удовольствием обедал в ресторане наверху этого "уродливого сооружения".
простим Золя - прекрасного писателя и благородного человека! Мы уважаем его не за неприязнь к башне). Современники часто принимали в штыки все новое) К чему нам на них оглядываться?
Марина, ну не надо серьезно воспринимать мои писания об этой башне, она мне нравится, это же символ того самого Парижа, в котором побывать "по делу срочно" нам было бы не суждено если бы не известные события.

По иронии судьбы, история снова повторяется, и как обычно, в виде фарса, как вы знаете, многим офицерам МВД и Вооруженных Сил снова запрещен выезд за границу. Но не будем о политике, лучше подумать как бы мне на Баденское озеро выбраться, от вас это 4 часа машине, далековато будет.
))). Скобочки не забывайте ставить битте! Озеро волшебное,часа 3-4, в зависимости от пункта назначения. Оно довольно большое и очень много там красивого. Только оно не Баденское, а Боденское! ), Там где-то надо остановиться и ездить в разные стороны по бережку. или на пароме вместе с машиной через озеро. Собираюсь спать, у нес уже поздно, подумаем еще об этом. )
Вот будете смеяться, я вчера вдруг узнала, что мне тоже в Париж по делу срочно)))
Ну, желаю совместить приятное с полезным!

Мое пребывание в Париже длилось ровно 5 (пять часов) и тех пор все больше по провинции вдаряю, делаю набеги из Германии. Наверное просто отвык от больших городов...
Помните еще был в советские годы штамп: "Нелегкая журналистская судьба забросила меня в Париж"?)))
Ну да, а потом вещали, "Над Парижем безоблачное небо, но не радует оно парижан!".
Ну Вы даете! До Эйфелевой рукой подать. как писал Ваш тезка, из Германии-то. Из Страсбурга часа 4 поездом, из Карлсруэ, Фрайбурга примерно столько же на скором TGV.
Такой вот я провинциал.

Из Кёльна еще быстрее:

8:44AM Koeln HBF 12:05PM Paris Nord 3hr21min