Галерея живописи посреди реки? Учебник истории на стропилах моста? Скелеты, танцующие на фоне
альпийских пейзажей? – Все это, конечно же, старинные деревянные мосты Люцерна.
Гравюра Маттеуса Мериана Старшего. Люцерн в 1642 году.
Средневековый Люцерн с его трехкилометровой крепостной стеной, тридцатью башнями и тремя крытыми мостами, которые защищали город со стороны Фирвальдштетского озера, называли "маленьким деревянным гнездом аиста" - «das kleine hölzerne Storchennest». По мере того как город, выгодно расположенный на пересечении торговых путей из Германии в Италию, разрастался, старинных укреплений оставалось все меньше. До наших дней сохранились отрезок стены длиной 870 м, 9 башен и 2 моста. Один из деревянных мостов, Хофбрюкке, длиной 385 метров, был разобран в середине 19 века ради благоустройства набережной. Об этом мосте мы вспоминали, прогуливаясь по ЛЮЦЕРНУ СО ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ .
Мост Капельбрюкке
Два других моста через реку Ройс – Капельбрюкке и Шпроербрюкке - сохранились, сегодня это самые известные достопримечательности Люцерна. Особенно знаменит Капельбрюкке (Kapellbrücke) – Часовенный мост, который, по статистике, чаще всего фотографируют в Швейцарии туристы. Этот мост стал таким же символом страны, как альпийская вершина Маттерхорн.
Мост Капельбрюкке
Название мосту дала стоящая рядом с ним на берегу часовня (капелла) Святого Петра. Крытый деревянный мост под двускатной черепичной кровлей был построен в 1333 году, он считается старейшим сооружением такого рода в Европе. Швейцарцы называют его самым длинным деревянным мостом – вместе с навесами длина Капельбрюкке 204,7 метра, однако в немецких источниках первенство отдается деревянному мосту в городе Бад Зекинген, соединяющему Германию и Швейцарию через Рейн: его длина вместе с навесами почти на два метра больше – 206, 5 метра. Первоначально мост был гораздо длиннее: в 1835 году он был укорочен на 75 метров из-за изменения береговой линии реки.
Вид на церковь Иезуитов (1669 г.) с моста Капельбрюкке
Башня Вассертурм на фоне горы Пилатус
Необычна форма моста: он пересекает Ройс не по прямой, а по ломаной линии, захватывая стоящую посреди реки восьмигранную каменную Вассертурм - "Водяную башню", построенную еще раньше моста, в 1300 году. Башня высотой 43 метра изначально была не водонапорной, как можно подумать, а сторожевой. В ней в свое время располагались тюрьма и камера пыток, затем - городской архив и хранилище казны.
Картины на мосту Капельбрюкке
Но не башня, не древность и не длина делают мост Капельбрюкке поистине уникальным, а созданные в 17 веке двусторонние треугольные картины на дереве, укрепленные под скатом кровли. Автором цикла стал переехавший в Люцерн из Цюриха художник Ханс Хайнрих Вэгманн, который вместе со своими четырьмя сыновьями начал работу над эскизами картин для Капельбрюкке в 1606 году.
Первоначально картин было 158, после укорачивания моста их осталось 111 (снятые картины, разумеется, были сохранены). Деревянные панели 150-181 см шириной и 85 - 95 см высотой состоят из трех-пяти досок, в большинстве сосновых, лишь несколько панелей сделано из липы и клена.
Картины на мосту Капельбрюкке
Мост был столь богато декорирован отнюдь не только из любви к красоте. Картины появились на мосту во времена контрреформации, когда Люцерн подтверждал свою верность католической церкви. Расписные панели на мосту играли таким образом воспитательную и пропагандистскую роль. В основе сюжетов - поучительные эпизоды из истории Швейцарии с акцентом на контрреформацию и жития покровителей Люцерна Св. Леодегара (St. Leodegar) и Св. Маурициуса (St. Mauritius). Проходя по мосту, пешеход поневоле приобщался к католичеству и проникался патриотическим духом. Поскольку большинство сюжетов связано с войнами и мученичеством, цикл производит довольно мрачное впечатление. Почти во всех сценах царит насилие. Мы видим казни, битвы, мёртвые тела, оружие, в картинах доминирует красный цвет знамен и крови.
Картины на мосту Капельбрюкке
Чтобы зрители-пешеходы не ошиблись в определении и истолковании сюжетов, каждая картина сопровождается несколькими стихотворными строчками, поясняющими и дополняющими изображение и страхующими картины от неверного понимания. Каждая картина снабжена порядковым номером и украшена по краям гербами спонсоров – представителей городской знати.
Картины на мосту Капельбрюкке
Проходя по мосту, мы замечаем на месте некоторых картин пустые панели. Увы! В ночь на 18 августа 1993 года произошла трагедия – Капельбрюкке загорелся, предположительно от непогашенной сигареты. Огонь уничтожил бОльшую часть моста (какую именно, сейчас можно узнать по более светлому дереву), в том числе 78 из 111 картин. Часть картин удалось отреставрировать, безнадежно утраченные картины заменили теми подлинниками, которые были удалены с моста во время его укорачивания в 19 веке, но полностью урон от пожара возместить не удалось. Мост был отреставрирован очень быстро: уже в апреле 1994 года он был вновь открыт для пешеходов, а отреставрированные картины заняли свое место в 1998 году. Реставрация моста стоила более 2 миллионов американских долларов. До сих пор ведутся горячие споры о том, стоит ли заполнить места сгоревших картин копиями.
Ратушный мостик и ратуша на берегу реки Ройс
Капельбрюкке и церковь Иезуитов
Пешеходные мостики и плотины
Великолепный интерьер церкви Иезуитов
Стремительные воды реки Ройс
Набережная с Часовой башней
Уголок набережной
Деревянный мост Шпроербрюкке расположен в нескольких минутах ходьбы от Капельбрюкке, чуть выше по течению реки. В 13 веке мост доходил только до середины реки – он соединял Мельничную площадь на правом берегу Ройса со стоящими посреди реки водяными мельницами. В 1408 году мост был продолжен до левого берега и соединил мельницы с кварталом пекарей. Только с этого моста можно было выбрасывать в воду отходы мельничного производства. Отсюда и его название - Spreuerbrücke, Мякинный. В 1556 году мост был разрушен наводнением, но вскоре восстановлен, а в 1568 году к нему пристроили миниатюрную капеллу.
Мост Шпроербрюкке
Часовня Девы Марии на мосту Шпроербрюкке
Камерный и романтичный Шпроербрюкке менее известен, чем его сосед Капельбрюкке, но не менее очарователен. Красная чешуйчатая башенка часовни придает мосту трогательный вид. Кажется, ты попал в добрую сказку…. до тех пор, пока на вступишь на мост. Милый мостик украшают 67 треугольных картин, написанных в 1626-1635 годах Каспаром Меглингером. Словно кадры из фильма ужасов перед зрителем разворачивается "Пляска Смерти» - "Totentanz". Смерть в виде танцующего скелета, а то и нескольких, сопровождает человека повсюду, каждый день и в каждом его деянии, перед ней равны люди всех сословий и возрастов. У всех стоит она за спиной и ждет своего часа, и нет места, где можно от нее укрыться.
Часовня на мосту Шпроербрюкке
Вход нак мост Шпроербрюкке
Аллегорические серии на это сюжет берут начало в латинской традиции, проходят через все Средневековье и эпоху Возрождения. Люцернская "Пляска смерти" более всего близка к циклу гравюр Ганса Гольбейна Младшего, выполненному в 1526 году. Именно Гольбейн впервые изобразил "Пляску смерти" не как вереницу пляшущих фигур или пар, а как ряд отдельных, не зависящих друг от друга сцен, подчеркивая этим, что смерть является внезапно, среди житейских забот и наслаждений. Так же как на мосту Капельбрюкке, панно имеют порядковый номер, их сопровождают пояснительные надписи и изображение гербов спонсоров.
"Пляска смерти" на мосту Шпроербрюкке
Воспитательное значение моста трудно переоценить: желая быстро перебраться на противоположный берег, пешеход волей-неволей проходит по мосту под страшными картинами, заставляющими его изо дня в день задумываться о бренности нашей грешной жизни. Но поправить свое настроение и осознать, что жизнь прекрасна, несложно – надо лишь оглянуться и посмотреть на бирюзовые воды озера, альпийские вершины и Люцерн с его башнями, мостами, храмами.
"Пляска смерти" на мосту Шпроербрюкке
Продолжение темы:
"Пляска смерти" в европейском изобразительном искусстве,
литературе и музыке у archigenova
http://archigenova.livejournal.com/47240.html
Journal information