осеннее...

Библейские сюжеты: Иосиф Прекрасный

100muril
Бартоломе Эстебан Мурильо. Иосиф и жена Потифара. 1640-45 гг.

"Как много свежести в этом безыскусственном рассказе; только он кажется чересчур коротким, и появляется искушение изложить его подробнее, дорисовав все детали", - так оценил Гёте библейское сказание об Иосифе Прекрасном, любимом сыне патриарха Иакова и Рахили. Впрочем, если учесть лаконичность книги "Бытие", рассказ этот вовсе не так уж и короток: из пятидесяти глав повествование об Иосифе занимает целых 14 (Бытие, главы 37-50). Однако оно так насыщено событиями, так наполнено самыми разнообразными чувствами, сюжет его так мастерски "закручен", что читателю, вслед за Гёте, поневоле хочется ослабить напряжение и расцветить деталями эту историю, которую с равным успехом можно назвать и затейливой восточной сказкой, и первым в мире приключенческим романом.

03josep1
Якопо Понтормо. Иосифа продают Потифару. 1515.18 гг.

То, о чем говорил Гёте, через сто с лишним лет осуществил другой немецкий писатель, Томас Манн. В роковые для своей страны годы, с 1933 по 1943, он создал монументальный роман "Иосиф и его братья". В то время, когда все достижения цивилизации, казалось, навсегда отступали под напором хаоса, легенда об Иосифе помогла писателю обрести надежду на спасение: в своем романе он рассказал о становлении нравственного начала в человеке, о зарождении морали на заре истории, о том, что в основе мироздания лежит созидательное начало.
Эпопея Томаса Манна стала одной из главных книг 20 столетия, и наш современник невольно воспринимает библейское сказание сквозь призму великого романа, однако попробуем все же отвлечься от него и, перечитав еще раз историю Иосифа, посмотреть на нее глазами художников прошлого. Что более всего занимало и впечатляло их в этой легенде? Находили ли они в ней тот же гуманистический смысл, что и Томас Манн?

c9dec205cccf
Диего Веласкес. Иакову приносят окровавленную одежду Иосифа. 1630 г.

Итак, юный Иосиф, самоуверенный отцовский любимчик, снискал ненависть братьев тем, что рассказывал о своих пророческих снах, из которых следовало, что в будущем судьба высоко вознесет его, и братья придут к нему на поклон. Рассвирепевшие братья бросили Иосифа в пустой колодец, где его ждала верная смерть, но потом сжалились и продали юношу в рабство. Иакову они принесли одежду Иосифа, смоченную в крови козленка, и сказали, что его сына растерзал дикий зверь.

jacob_jo
Ян Викторс. Иакову показывают одежду Иосифа. 1651-53 гг.

Оказавшись в Египте, Иосиф завоевал полное доверие своего хозяина, вельможи Потифара, но, к несчастью для себя, юноша стал предметом вожделения его жены. Женщина попыталась соблазнить Иосифа, а когда ей это не удалось, оклеветала его, и Иосиф попал в тюрьму. Однако благодаря своему умению толковать сны, он снова сделался фаворитом, на этот раз самого фараона. Иосиф женился на знатной египтянке, его умелое правление спасло Египет в неурожайные годы от голода, охватившего соседние страны.

joseph
Бернардо Строцци. Иосиф рассказывает сны. 1626 г.

Братья Иосифа пришли в Египет закупать зерно и, конечно, не узнали его в могущественном египтянине. Иосиф же, с чисто восточной изобретательностью, подверг братьев мучительным испытаниям, и лишь убедившись в искренности их раскаяния, раскрыл свою тайну. В конце концов все родные Иосифа переселились из Ханаана в Египет, где им была уготована счастливая безбедная жизнь. Престарелый Иаков провел свои последние годы подле вновь обретенного сына, и перед смертью благословил своих детей и внуков.

fresco1
Петер Корнелиус. Иосиф толкует сны фараона. 1816-17 гг.

Иосиф - один из самых привлекательных персонажей Ветхого Завета. Он поистине отмечен божественной милостью: "красив станом и лицом", необычайно обаятелен и "успешен в делах". Как сновидец и толкователь снов он прозревает будущее, как рачительный хозяин спасает от голода целые народы. Он не чужд милосердия и умеет искренне прощать причиненное ему зло, но главное - Иосиф человек высоконравственный, богобоязненный. Соблазнительнице он, впервые в библейской истории, объясняет, что такое грех: "Нет больше меня в доме сем; и он /господин/ не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?" (Бытие, 39:9)

6joseph
Саломон де Брей. Иосиф встречается с отцом и братьями в Египте. 1655 г.

Хотя сказание об Иосифе не имеет прямой связи с христианской генеалогией (родословная Иисуса восходит к одному из старших братьев Иосифа Иуде), христианские теологи не оставили без внимания столь поучительную притчу и столь положительный персонаж. Они аллегорически толковали многие эпизоды из жизни Иосифа как прообраз событий земной жизни Иисуса. Моменты, когда Иосиф, невинный целомудренный страдалец, становится жертвой предательства и коварства (его бросают в колодец, продают в рабство, заключают в тюрьму), ассоциировались со Страстями Христовыми - испытаниями, выпавшими Иисусу в его последние дни.

joseph_1
Андреа дель Сарто. Сцены из жизни Иосифа. 1515 г.

Неудивительно поэтому, что когда художники посвящали жизни Иосифа циклы из нескольких картин, основное внимание они уделяли драматическим перипетиям его судьбы, а счастливые события - встреча с братьями, успехи Иосифа при египетском дворе - занимали их гораздо меньше. Таковы циклы картин неизвестного фламандского художника, прозванного мастером жизни Иосифа (1500-е гг.), итальянцев Якопо Понтормо (1515-18 гг.) и Андреа дель Сарто (ок.1515 г.).

joseph6
Неизвестный фламандский мастер (Мастер жизни Иосифа). Иосиф и жена Потифара. Ок.1500 г.

Тема подавляющего большинства произведений, повествующих об истории Иосифа, - эпизод с женой Потифара. Попытка египтянки соблазнить красавца-раба трактовалась теологами как искушение праведника дьяволом, принявшим облик женщины, - популярный сюжет христианского искусства и литературы. Обычно изображался момент, когда Иосиф выскальзывает из объятий соблазнительницы, в руках у которой остается его одежда - главная улика несправедливого обвинения.

Интересно, что воплощение именно этого сюжета представляло для мастеров Средневековья и раннего Ренессанса немалые профессиональные трудности. Искусство этого времени по преимуществу статично, художники еще не научились "останавливать мгновение", а именно это требовалось для того, чтобы внятно передать суть происходящего: нужно было запечатлеть (как говорят художники, "схватить") резкие, быстрые, неожиданные движения персонажей. Рассматривая работы на интересующую нас тему в хронологической последовательности, мы явственно увидим, какой огромный путь прошло европейское искусство за четыре столетия.

image1317229513
Иосиф и жена Потифара. Мозаика. Кон.12-нач.13 вв.
Собор Сан-Марко, Венеция.


Вот мозаика в соборе Сан-Марко в Венеции, конец 12 - начало 13 века. Статичная фигура величавой матроны напоминает о монументальном искусстве Византии. Трудно представить, что эта невозмутимая дама кого-то собиралась соблазнить. Иосиф изображен в некоем подобии движения: он делает шаг. Этот шаг выглядит неловко, разворот тела неестественный, но это неуклюжее движение - для истории искусства тоже шаг, и очень важный. Рассматривая произведения средневековых мастеров, мы порой снисходительно отмечаем скованность линий, детскую наивность рисунка. Но вдумаемся: чего больше заслуживают те художники прошлого, которые не боялись осваивать новое и старательно учились своему ремеслу, - нашего снисхождения или нашего уважения?

joseph2
Карло Чиньяни. Иосиф и жена Потифара. 1687-80 гг.


Останемся в Венеции, но перенесемся в середину 16 столетия, золотой век итальянской живописи. Мастерство великих венецианцев - Тициана, Веронезе, Тинторетто - кажется безграничным. Их полотна пронизаны движением, они виртуозно владеют рисунком, могут изображать человеческие тела в самых сложных ракурсах, передавать малейшие оттенки владеющих героями чувств. То, что было так сложно для авторов мозаики в соборе Сан-Марко, уже не составляет для них труда.

joseph11
Проперцио Росси. Иосиф и жена Потифара. 1520-е гг.

Блистательный пример такой живописи - картина Якопо Тинторетто "Иосиф и жена Потифара" (1555 г.), хранящаяся ныне в музее Прадо. Будто буря проносится по полотну - буря неудовлетворенной страсти. Тела женщины и юноши вытянуты по диагонали картины, каждое из них к тому же изгибается, закручивается спиралью. Неожиданный смелый ракурс (зритель наблюдает за происходящим как бы с уровня пола) придает композиции напряженную неуравновешенность и нарочитую неустойчивость. Прекрасное обнаженное тело соблазнительницы словно заряжает воздух какой-то огневой энергией, и складки алого занавеса на фоне золоченого потолка кажутся всполохами пламени. При взгляде на это полотно у современников Тинторетто вряд ли возникали праведные мысли о невинном страдальце, искушаемом дьяволом в обличье женщины. Они видели перед собой исполненную чувственности картину мощного, темпераментного мастера, не знающего равных в создании всевозможных живописных эффектов, новаторство которого казалось им почти дерзким.

05joseph
Якопо Тинторетто. Иосиф и жена Потифара. Ок. 1555 г.

На сто лет позднее Тинторетто к сказанию об Иосифе обратился Рембрандт. В 1655 г. он пишет два варианта картины "Иосиф и жена Потифара". Рембрандт, как всегда, оригинален в трактовке темы. Его привлекла не пикантная сцена бегства Иосифа от сладострастной египтянки, а момент обвинения юноши перед Потифаром. Вместо пышного, устланного драгоценными тканями ложа, которое так любили изображать итальянские живописцы, - белая не смятая постель, словно символизирующая чистоту юноши. Вместо энергичного движения тел - выразительные лица и красноречивые жесты рук. Интересно, что два варианта картины отличаются в основном незначительными деталями, серьезное различие лишь в позе Иосифа. В картине из Вашингтонской национальной галереи Иосиф стоит, смиренно скрестив руки и опустив голову. На полотне, которое хранится в Берлине, юноша поднял руку с раскрытой ладонью, как бы свидетельствуя свою невиновность. Но внимание зрителя приковывает к себе не Иосиф и не застывший в неподвижности Потифар, а облаченная в красные одежды коварная женщина. Увлеченная своим рассказом, она "правдиво" прижимает руку к сердцу. Интересно, что это одна из немногих картин Рембрандта, где женщина представлена как олицетворение зла.

20oldtes
Рембрандт Харменс ван Рейн. Иосиф и жена Потифара. 1655 г.
Национальная галерея, Вашингтон.


Одно из лучших полотен зрелого Рембрандта и, без сомнения, наиболее значительное из всех вдохновленных сказанием об Иосифе произведений - картин "Иаков благословляет детей Иосифа" (1656 г.). Рембрандт выбрал не самый эффектный, но очень значительный эпизод библейского рассказа. Иосиф, подводя своих сыновей к престарелому Иакову для благословения, ставит старшего, Манассию, справа от отца, а младшего, Ефрема, - слева. Однако ослепший Иаков возлагает правую руку на голову младшего внука, намереваясь благословить его первым. Иосиф решает, что произошла досадная ошибка. Он пытается восстановить должный порядок и переложить правую руку отца на голову своего первенца, но Иаков возражает: "знаю, сын мой, знаю, и от него произойдет народ, и он будет велик, но меньший его брат будет больше его". (Быт., 47:19)

Именно этот момент представлен на картине: дряхлый старец дотрагивается до золотых кудрей Ефрема, а Иосиф пытается осторожно переложить руку отца на голову Манассии. Кисть Рембрандта словно говорит со зрителем: цвет, свет, композиция картины позволяют нам читать ее, как книгу. Монолитную мужскую группу уравновешивает фигура женщины. Жена Иосифа Асенефа причастна к тому событию, что происходит у нее на глазах, но ее роль пассивна, она лишь наблюдатель. Фигуры Иосифа и Асенефы во многом перекликаются: спокойная поза, сходный наклон головы, неяркая освещенность, неброские оливково-коричневые тона одежды. Иосиф - тоже второстепенный персонаж, он, в сущности, такой же статист, как и его жена. Главный герой картины, средоточие ее духовности - слепой старик. Над красным покрывалом, занимающим всю нижнюю часть полотна, сияют его белые одежды и спадающий с плеч золотистый мех. Свет, исходя из руки старца, изливается на мальчика, и мы понимаем, что в тот миг, когда рука деда касается волос внука, происходит таинство.

6f76e85e1ab7
Рембрандт Харменс ван Рейн. Иаков благословляет детей Иосифа. 1656 г.

Эпиграфом к картине Рембрандта можно поставить слова, сказанные Томасом Манном в докладе о романе "Иосиф и его братья": "Благочестие - это своего рода мудрость. Мудрость перед Богом". Эту мудрость писатель видел в том, чтобы "всеми силами своей души внимать велениям мирового разума, прислушиваться к новой истине", то есть постоянно меняться самому в согласии с божественным замыслом и теми внутренними изменениями, которые претерпевает мир. Таков его Иосиф, который умел постигать эту "новую истину", и поэтому смог измениться сам и изменить к лучшему жизнь вокруг себя, смог достойно нести бремя своей избранности, своей ответственности перед Богом и людьми.

Но таков и рембрандтовский Иаков, тоже прозревший "новую истину", отметивший избранного Богом младшего внука вопреки установленным правилам. И хотя перед нами произведения, казалось бы, не сопоставимые - картина 17 века и написанный через четыре столетия роман, они сходны в том, что под пестрым покровом захватывающей повести о приключениях прекрасного юноши и его родичей художник и писатель распознали мудрую притчу о Боге, Времени и Человеке.
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Ух, какое потрясающее эссе. Вы покоряете меня всё больше и больше изяществом и глубиной своих рассуждений!
А в поэзии сколько на эту тему!


Царедворец ушел во дворец.
Раб согнулся над коркою черствой.
Изломала - от скуки - ларец
Молодая жена царедворца.

Голубям раскусила зоба,
Исщипала служанку - от скуки,
И теперь молодого раба
Притянула за смуглые руки.

- Отчего твои очи грустны?
В погребах наших - царские вина!
- Бедный юноша - я, вижу сны!
И служу своему господину.

- Позабавь же свою госпожу!
Солнце жжет, господин наш - далeко.
- Я тому господину служу,
Чье не дремлет огромное око.

================

Длинный лай дозирающих псов,
Дуновение рощи миндальной.
Рокот спорящих голосов
В царедворческой опочивальне.

- Я сберег господину - казну.
- Раб! Казна и жена - не едино.
- Ты алмаз у него. Как дерзну -
На алмаз своего господина?!

=================

Спор Иосифа! Перед тобой -
Что - Иакова единоборство!
И глотает - с улыбкою - вой
Молодая жена царедворца.
Re: А в поэзии сколько на эту тему!
Спасибо, поэзия это отдельная тема. Поэтическая подборка с сопровождением живописи.
Что музыка!
Я видела приглашение на лекцию " Иосиф и его братья - психологические проблемы большой семьи".
Прекрасно, спасибо. Я когда то была под большим впечатлением от Манна :)
Очень познавательно, глубоко и хорошо по форме. Спасибо. :)
Марина, спасибо! Чудесная подборка. И эссе.

Я тоже собираюсь сделать подборку с изображениями архангела Гавриила - как-то спорили, всегда ли его изображали с лилией в руке... Но все собираюсь и собираюсь...

Удивительно, я сегодня весь день листала френдленту, возвращалась к ней раз шесть, и все повторялось и повторялось одно и то же. А Ваш замечательный материал так и не открылся(((
Хорошо, что зашла к Вам в гости, проверить, что тут новенького! А новенькое тут есть, и такое замечательное)))
Спасибо, рада Вам, Елена, подборка моя могла быть гораздо обширнее, но если уж слишком много картин, они начинают спорить, мешать друг другу и я многое из найденного убрала. Хотелось чтобы картины с текстом сочетались. Галерею Гавриила очень красиво можно сделать. я им немного занималась. когда работала над темой ангелов.
Странно, что в ленте не открывалось, вроде народ видит.
Марина, прекрасная история получилась, кроме появления экспрессии в движении было интересно наблюдать, как с течением времени жена Понтифара на картинах становилась все более и более соблазнительной. Особенно хорошо получилось у Карло Чиньяни, сразу видно, каких усилий стоило Иосифу сохранить его благочестие.

Очень красивая библейская притча, вот только в реальной жизни благородное поведение далеко не всегда вознаграждается.

Edited at 2014-10-20 08:30 pm (UTC)
спасибо). Ну все равно будем стремиться к благородству и брать с Иосифа пример).Чиньяни многим нравится, а есть, честно сказать, довольно слабые работы на эту тему.
Да. Пожалуй, только сейчас, по прочтении Вашего замечательного эссе, я понял, казалось бы, простейшую вещь - Иосиф, и у Манна, и в Писании действует вопреки здравому смыслу, подсказке обстоятельств, повинуясь голосу, исходящему из его сердца - а то, что поступки его были правильны, выясняется совсем не скоро. Анархист). Спасибо.

). Спасибо! Насчет здравого смысла стоит призадуматься: если бы он подчинился желаниям жены хозяина, то рано или позже это стало бы известно, и он был бы жестоко наказан. Так что даже и без высоконравственных соображений разумнее было бы избежать этой ситуации. Однако он думал не о том, как безопаснее поступить, а о том, как более нравственно. Вот это наверное самое примечательное.
Ишь ты как здорово это у вас получается. Заслушаешься.
Марина, очень соскучилась за Вашими прекрасными рассказами. Прямо бальзам.
Благоразумие - так редко встречающееся качество, увы...

). Рада стараться) Иосиф был богобоязненный, благоразумие уже производное.
Марина, спасибо!
Вы прекрасно рассказали об Иосифе Прекрасном :)