Толерантность, любовь, творчество

Египетский музей в Турине: статуи, саркофаги, мумии

IMG_2789

Египетский музей в Турине ((Museo Egizio) – один из крупнейших в мире. Собственно, туринцы считают свой музей вторым по значению после Каирского, хотя в Париже и Берлине с ними вряд ли согласятся. Однако в том, что египетское собрание Турина – старейшее в Европе, сомнений нет. В некотором смысле египтология началась в Турине, где был создан первый в мире музей, посвящённый исключительно цивилизации Древнего Египта. Недаром отец египтологии Жан-Франсуа Шампольон говорил: "Дорога в Мемфис и Фивы лежит через Турин".


IMG_2765
Общий вид зала. Отражения в потолке

IMG_2753
IMG_2764
IMG_2729

В 1750 году Карл Эммануил III, король Сардинского королевства и герцог Савойский, назначил итальянского археолога, ботаника и врача Виталиано Донати  профессором ботаники и естественной истории университета Турина. Когда, восхитившись табличкой из древнеегипетского храма Изиды, Карл Эммануил решил создать в  столице Пьемонта музей восточных древностей и естественной истории, он поручил Виталиано Донати возглавить экспедиции в Египет. В июле 1759 г. Донати прибыл в Александрию, где покупал предметы древнего искусства, в 1760 году он совершил плавание по Нилу, участвовал в раскопках в Карнаке. Все его находки, в том числе и ценнейшие статуи из храма богини Мут в Карнаке, отправлялись в Турин.

IMG_2731

IMG_2734
IMG_2733
Погребальные маски

IMG_2772

Это было хорошее начало, но истинной датой основания музея стал 1824 год, когда уже другой король, Карл Феликс (Карло Феличе) Савойский купил за астрономическую сумму в 400 000 итальянских лир богатейшую египетскую коллекцию знаменитого охотника за древностями Бернардино Дроветти. Этот выходец из Пьемонта в  наполеоновские времена был  французским консулом в  Египте и сумел собрать более пяти тысяч предметов искусства древнего Египта. Когда Дроветти  в первый раз предложил продать  коллекцию королю Карло Феличе, он не имел успеха. Отверг его предложение и Лувр, но во второй раз сделка с Турином состоялась. В  собрании был знаменитый туринский "царский папирус" со списками мифологических и реальных правителей Египта на протяжении тысячелетий, приобретённый Дроветти в Луксоре в 1820 году. При транспортировке в Италию папирус рассыпался на кусочки, которые впоследствии пытался собрать воедино Жан-Франсуа Шампольон. Когда коллекция Дроветти прибыла в Турин, Шампольон в течение нескольких месяцев лично  распаковывал предметы и  занимался их каталогизацией.

IMG_2752
Кошачьи статуи и саркофаги. Поздний период, 1 тысячелетие до н.э.
Кошки жили при храмах, за ними ухаживали жрецы, их останки мумифицировали  и хоронили в подземных камерах. 


IMG_2740
Деревянный саркофаг для кошачьей мумии. Поздний период, 25-31 династии, 712 - 332 гг. до н.э. 


IMG_2735

И наконец, в третий раз Туринский музей значительно пополнился в начале 20 века, стараниями директора, блестящего ученого-египтолога Эрнесто Скиапарелли, возглавившего музей в 1894 году. Между 1903 и 1920 годами Скиапарелли организовал двенадцать археологических экспедиций для пополнения музея. Важнейшей из его находок стала гробница архитектора Ка и его жены Мерит. Трофеи Скиапарелли насчитывали 18 000 предметов, и к 1920 году  музей обладал уже  25-ю тысячами экспонатов!

IMG_2745

IMG_2744
Саркофаг в виде статуи кошки. Мумия кошки до сих пор  находится внутри саркофага.
Поздний период, 25-31 династии, 712 - 332 гг. до н.э. 

IMG_2777

IMG_2748
Мумии кошек

Сейчас в музее, который располагается в старинном здании Академии наук, около 30 000 объектов, и он уже пять лет реконструируется. К 2015 году работы будут закончены, но уже и сейчас музей поражает не только богатством и разнообразием экспозиции, но очень эффектной подачей – стены и потолки залов выполнены из зеркального материала, витрины отражаются в потолке, умело подсвеченные статуи двоятся, отражаясь в стенах, пространство и без того больших залов кажется бесконечным. Хотя музей называют одним из самых посещаемых в Турине, народу в залах немного, и порой ты остаешься один на один со статуями богов и фараонов, саркофагами и мумиями…

IMG_2771
IMG_2756

Ларец для ушебти - маленьких статуй работников, которые должны были обслуживать хозяина в загробном мире.  Новое Царство, 18-20 династии, 1550-1070 гг. до н.э.

IMG_2759
Ларец для ушебти..Новое Царство, 18-20 династии, 1550-1070 гг. до н.э.

IMG_2757
Ларец для ушебти. Новое Царство, 18-20 династии, 1550-1070 гг. до н.э.

IMG_2758

IMG_2767


IMG_2760
Погребальная  ладья

IMG_2761

IMG_2763
Статуя жреца с бараном

IMG_2769
Внутренняя роспись саркофага

IMG_2775
IMG_2774

IMG_2780

IMG_2782
Мумия мужчины. Новое Царство, 18-20 династии, 1550-1070 гг. до н.э.

IMG_2786
Зал, в котором выставлены находки из гробницы архитектора Ка и его жены Мерит

IMG_2788

IMG_2801

IMG_2792

IMG_2793

IMG_2794
Надгробная плита архитектора Ка и его жены Мерит. В верхней части Ка предстает перед Осирисом и Анубисом.  В нижней части Ка и Мерит сидят перед накрытым столом, по другую сторону которого стоит их сын. 


IMG_2802
Погребальная золоченая маска Мерит, закрывавшая лицо мумии.

IMG_2808
Залы скульптуры

IMG_2805
IMG_2809

IMG_2827
IMG_2831
IMG_2828
IMG_2830
IMG_2810
IMG_2816
IMG_2819
IMG_2814

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Ну что я могу сказать? Подошли ответственно, даже дотошно. Текст снабжен большим количеством фотографий, видно, что автор читал литературу по вопросу. Жаль, что за скобками повествования остался ряд интересных читателям вопросов: как складывалась семейная жизнь архитектора Ка, есть ли в музее буфет и др. Но, в целом, материал производит хорошее впечатление)))
Спасибо за дотошный отзыв). Комментатор не поленился... и так далее. Буфет не был обнаружен, но судя по плану реконструкции, будет и просторный буфет, и смотровая площадка на крыше. Зато есть магазинчик сувениров, где была куплена элегантная фигурка кошки в золотом ошейнике. Подвеска для ключей в виде кошачьей мумии как-то не приглянулась)
Карьера архитектора Ка сложилась удачно, судя по почетному захоронению, а был ли он счастлив со своей Мерит, история умалчивает.
Там, благодаря необычным экспонатам, должно быть царит особая, мистическая атмосфера. Устройство зала её тоже подчёркивает. Меня в подобных местах (в Турине я конечно не была, только в Эрмитаже) пробирает некое чувство сродни атавистическому страху, может, из-за обилия мёртвых мумифицированных тел?)

Edited at 2014-07-23 03:10 pm (UTC)
вообще да, тем более народу там немного, бродишь - и вдруг мумия... или глаза на погребальной маске такие живые, за тобой следят... Искусство Египта особенно располагает к мистике.
Положительный какой музей, а я вот о нём даже и слыхом не. Сразу захотелось. Правда, в Турин я как-то не очень часто езжу, примерно один раз там был по дороге на лыжный курорт.
А саркофаг с росписью внутри мне напомнил одну мою рубашку с рисунком на внутренней стороне ткани. Каждый раз, как её надеваю, думаю: вот же специально для меня личную красоту устроили, а мне нет бы тихонько ею наслаждаться - всё поделиться тянет. Но никак.
Турин почти не туристический город, как-то он в закутке, от моря далеко, редко кто туда специально едет, а музеи там прекрасные, не только Египетский, но и прикладного искусства, и вообще город своеобразный, с интересными окрестностями. Лыжные горы видны, если повыше взобраться, даже со снежком)
Рубашку вывернуть и носить рисунком наружу)
Долго не был в Турине, да и не знал, что там есть такой замечательный музей. Мне фаюмский портрет больше всего понравился - это ведь фаюмский? И атмосфера такая таинственно-строгая))
Да, фаюмский. Я не успела все подписи к сфотографированным объектам сфотографировать, но это несомненно фаюмский. Атмосфера особая, там не спеша походить по всем закоулкам - очень даже манящая перспектива. Вот реконструкцию музея закончат - и в Турин!
вспомнил)
Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привёз и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.
Re: вспомнил)
Без крокодилов нам никак не обойтись))) вот примерно тогда, когда Гумилев писал эти стихи, неутомимый Скиапарелли как раз и колесил по Египту, собирая экспонаты для туринского музея).
Египетский музей в Турине: статуи, саркофаги, мумии
Пользователь anikolskyant сослался на вашу запись в своей записи «Египетский музей в Турине: статуи, саркофаги, мумии » в контексте: [...] нал взят у в Египетский музей в Турине: статуи, саркофаги, мумии [...]
Мумии и саркофаги кошек поразили, что-то нигде больше не припомню, даже в Лувре. И да, мистическая бездонная космическая чернота, в которую как бы погружены статуи - необыкновенный эффект! Прекрасные снимки. Спасибо огромное за заочное путешествие, как всегда!
). Не помню, чтобы я в Лувре хоть когда-то добралась до египетского раздела). В Берлине, хоть там и Нефертити, меня не так поразил Египетский музей, как в Турине. Эту черноту можно трактовать и как тьму веков) .
Изумительный музей. Как экспозиция организована! И зеркальные потолки, удваивающие пространство, и удивительное освещение в зале скульптур.
Да и экспонаты фантастические. Лет 20 назад я побывал в каирском музее. Впечатлением этот превосходит. Хотя, наверное, и там за многие годы изменения произошли.
Да, вот если это все поставить без затей рядочками, то половина впечатления пропадет. Каирский, в котором не бывала, вне конкурса по размерам и богатству, ну это естественно. Но режиссура в таких экспозициях - это полдела. Дверь в зал скульптуры расположена сбоку, поэтому пока к ней идешь, не видно зала. Входишь, смотришь направо - и видишь этот парад статуй на черном фоне. Я просто остолбенела!
Поразительное впечатление от залов и экспонатов..просто мистика какая-то.. Такое чувство, что духи летают по коридорчикам...
точно летают, так иной раз холодком повеет)) Явно не от кондиционера)
Спасибо большое, будем знать чем заняться в Турине!
Зал, где складские стеллажи и саркофаги, обернутые в бумагу и пленку - это временный, почему так?
в Турине еще несколько интересных музеев есть. Зал временный, потому что идет, и вроде был близится к концу, реконструкция. Обещано в 2015 году представить обновленный музей. У них появилось дополнительное пространство, вот они и совершенствуются)
Большое спасибо, Марина! Очень интересно! Иные представления о мироустройстве. Лет 15 назад я посетила египетский музей в Каире. Почему-то врезалось в память - сидящая скульптура фараона, попирающая ногами изображения врагов.
Наверное, скульптура была выразительная, потому и врезалось). Я в Каире не была и вряд ли буду - боюсь в Египет ехать, как-то там небезопасно. Тем больше ценю встречи с египетским искусство в Европе.(
Египетский музей в Турине: статуи, саркофаги, мумии
Пользователь 3ttt сослался на вашу запись в своей записи «Египетский музей в Турине: статуи, саркофаги, мумии » в контексте: [...] Оригинал взят у в Египетский музей в Турине: статуи, саркофаги, мумии [...]
Изумительный свет.
Я согласна с коментариями про изумительное освещение. Мы часто посещаем музеи и всегда приходится настраивать фотоаппарат, так как освещение всегда то слишком яркое, то слишком тусклое, то из окна солнце слишком бьёт. Но по вашим фотографиям видно насколько достигнута мистическая атмосфера и как впечатляет "всплывающие" саркофаги и мумии. Спасибо за рассказ!
Re: Изумительный свет.
Спасибо) Да, тут освещение идеальное и для экспонатов, и для фотографа. Обычно я стараюсь подобрать режим съемки, делаю несколько вариантов, а тут у меня было мало времени, и я снимала без всяких хитростей - и все прилично получилось. Отсутствие слепящих окон - это просто подарок)