Толерантность, любовь, творчество

К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец

IMG_2494



Отмечая столетие  начала Первой мировой войны, нельзя не вспомнить  грандиозную выставку, которая проходила  с мая по сентябрь  2012 в Центре Помпиду Мец. В ее названии  не было ни  одного слова, лишь четыре цифры – 1917.  Выставка была целиком посвящена искусству 1917-го года и тому, как отражалось в искусстве главное событие года. Этим событием организаторы выставки сочли не Октябрьский переворот, как можно подумать, а Первую мировую войну.  Выставку можно было бы назвать и по-другому: «1917 – война и мир», "1917 – искусство в контексте истории», или «1917 – история в контексте искусства», или «1917 – музы и пушки».


IMG_2491
Единственное произведение на выставке, не относящееся к 1917 году -
инсталляция
"Дань уважения", составленная из предметов военной поры.
Автор -
французский художник  Жак Лебель. 2012 год.



IMG_2392


Страшные реалии Первой мировой.

IMG_2394   IMG_2429

IMG_2448

Неизвестный автор. Италия. Металлический орел с мощными
когтями - словно воплощение войны.


На этой необъятной, с трудом обозримой за один день выставке, которая занимала
два этажа Центра Помпиду в Метце, было собрано более 1000 экспонатов
из музеев Европы и США. Картины, скульптуры, рисунки, плакаты, офорты, афиши,
макеты декораций, театральный занавес, фотографии и кинофрагменты соседствовали
с подлинными предметами военных лет – гипсовыми масками изуродованных ранениями
лиц, протезами, противогазами, реалиями военного времени и военного быта. Рядом
с полотнами крупнейших мастеров можно  было увидеть работы безвестных и самодеятельных
художников.


IMG_2397


На переднем плане - скульптура Осипа Цадкина.

IMG_2395


Разнородный материал выставки очень сложно организован. Зритель то приближается к
«линии фронта» и видит войну глазами очевидцев, то уходит в «тыл», где инвалиды
залечивают раны, где оплакивают погибших, и где, как ни в чем не бывало, кипит
культурная жизнь: ставятся спектакли, издаются книги,
открываются выставки, живописцы
работают в своих мастерских. Здесь идет борьба, но уже не народов, а творческих идей.
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Директор и куратор вывставки Лоран
ле Бон с этим не согласен. Он считает, что "искусство подпитывается трудностями и
экономическими спадами".

1917 год был для искусства годом бурного, революционного развития: авангардисты
ниспровергают привычные формы, шокируют публику, бросают вызов классикам...
А многие классики 19-го столетия еще живы и работают так, будто вокруг не рушится мир.
Но эта мирная панорама воспринимается зрителями в свете увиденного там, в окопах,
среди руин. Отсвет войны падает на все, что было создано в 1917 году. Посетители
выставки постоянно балансируют между двумя мирами – миром разрушения и миром
созидания, которые оказываются роковым образом связанными: искусство то отталкивает
войну, закрывая глаза на ее уродство, то вплотную всматривается в ее чудовищный лик,
спеша его запечатлеть.


В 1917 году произошло многое: в январе в Цюрихе открылась первая выставка дадаистов,
в феврале в Росси произошла революция, а в апреле Ленин вернулся из Цюриха в
Петроград. В сентябре умер Эдгар Дега, 2 ноября декларация Бальфура дала «зеленый
свет» созданию еврейского государства в Палестине,   а несколькими днями позже в
России свершился октябрьский переворот. 17 ноября умер Огюст Роден, 9 декабря войска
генерала Алленби заняли Иерусалим. И наконец, 11 декабря было заключено
Брест-Литовское перемирие. И все это – один год в жизни Европы, одна страница в
истории искусства... Срез жизни, срез истории, срез творчества – все  переплелось
на выставке, создавая многогранный портрет одного года –1917.



IMG_2459

Раздел выставки, посвященный инвалидам.

IMG_2399


IMG_2401


А В ЭТО ВРЕМЯ...

... расцветает благородное  искусство скульптуры. 

Живые тела калечила  война, но бронзовые были прекрасны...

IMG_2431


IMG_2418    IMG_2398

Марк Гертлер. Акробаты.
Антуан Бурдель. Портрет Мадлен Шарно.


IMG_2413
Вильгельм Лембрук. Сидящий юноша.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

...война уродует не только тела, но и лица...

IMG_2403

Маски для защиты лица смогли защитить не всех солдат...


IMG_2407


IMG_2433

IMG_2434


Лицевые ранения: рисунки, гипсовые слепки, киносюжет.

IMG_2396
Может быть, Ганс Рихтер и Рауль Хаусманн видели эти маски,
прежде чем создали свои работы?



А В ЭТО ВРЕМЯ...

... художники, как и во все века, пишут прекрасных обнаженных женщин...


IMG_2501

Огюст Ренуар. Спящая одалиска.

IMG_2504


Роман Брукс. Плачущая Венера.

IMG_2505

Амедео Модильяни. Обнаженная на белой подушке.
Эту картину Модильяни показал на своей первой персональной
выставке в Париже в 1917 году.
IMG_2516

Кес Ван Донген. Ваза с цветами.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

...солдаты идут в атаку...

IMG_2461

Альбин
Эггер-Ленц. Сверная Франция в 1917 году. 

IMG_2405

Солдатские противогазы.

IMG_2404

Жюль Эмиль Цинг. Маски.


IMG_2474

Кристофер Ричард Невинсон. Путь к славе.


IMG_2464

Верден... Это название часто встречается на плакатах 1917 года. В "Верденской мясорубке"  -
битве под Верденом, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года и которую называют
"френцузским Сталинградом", Германия и Франция потеряли около миллиона человек.
Среди погибших был и мой любимый художник Франц Марк...
Мец расположен совсем недалеко от Вердена.


IMG_2482

Феликс Валлотон  (был официальным фронтовым художником) .
Верден. Поле боя.
IMG_2427
Пьер Боннар побывал на войне как  фронтовой художник.
Вот один из его этюдов. 


IMG_2423

Mathurin Meheut  тоже видел войну своими глазами.


IMG_2425

Джон Нэш (волонтер британской армии). Лес в Оппи.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

... 77-летний Клод Моне, несмотря на близость фронта, не захотел покинуть
свой цветущий рай - Жаверни. Он
продолжает писать кувшинки.

IMG_2458
Зал Клода Моне


04[1]
Клод Моне в 1917 году. Автопортрет.

47-летний Анри Матисс переживает, что по возрасту
уже не годится для фронта.



IMG_2519
Анри Матисс. Три сестры.

1917 - год рождения сюрреализма.
Марсель Дюшан шокирует публику и выставляет свой скандальный "Фонтан"



IMG_2488

...Джорджо де Кирико пишет  метафизические пейзажи.

IMG_2497

Джорджо де Кирико. Метафизический город.


IMG_2411

Ддорджо де Кирико. Одиночество.

...погружается в свои странные фантазии Пауль Клее.

IMG_2476
Пауль Клее. Звезда рыбаков.

...художники с российскими корнями смотрят в прошлое и в будущее...

IMG_2507

Марк Шагал. Еврейское кладбище.


IMG_2509

Аристарх Лентулов. Деревенская церковь.
IMG_2495

Алексей фон Явленский. Мистическая голова.

IMG_2439
Василий Кандинский. Абстракция


IMG_2440

IMG_2457

Залы  с работами русских авангардистов - Василия Кандинского, Михаила Лирионова,
Любви Поповой, Александра Родченко.


Революционная тема на выставке не представлена: осмысление революции пришло позднее, в 1918 году.
Организаторы выставки хотели, впрочем, выписать из России один потрясающий экспонат - броневик, с
которого Ленин произнес свою знаменитую октябрьскую  речь, но посчитали, сколько это будет стоить,
и отказались от затеи).

Зато на выставке представлен другой грандиозный экспонат, тоже отчасти связанный с Россией, -
занавес к балету "Парад", который Пикассо
создал по заказу Сергея Дягилева. Балет был
поставлен по либретто Жана Кокто на музыку Эрика Сати. Вступительный текст к программе написал
Гийом Аполлинер. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже. Парижский Центр
Помпиду приобрел занавес в 1955 году, но из-за его огромного размера (10 х16 метров, вес 45 кг),
занавес трудно экспонировать. За все эти годы его показывали публике всего 10 раз. Собственно,
возможность показать занавес публике в новом центре Помпиду в Метце  стала одной из
побудительных причин устроить выставку "1917". 


1-5

Пабло Пикассо. Занавес к балету "Парад".


IMG_2451

Переписка гениев. Открытки, посланные Пабло Пикассо и Эриком Сати Жану Кокто. 

IMG_2453

Русский балет покоряет Париж...



IMG_2455


Пабло Пикассо и русский хореограф Леонид Мясин
гуляют по развалинам Помпей.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

.... художники вглядываются в солдатские лица...
грозный 1917 год  продолжается...

07[1]

Отто Дикс. Автопортрет солдата Дикса.

IMG_2393

Крылатая богиня Победы  и юный герой
на картине неизвестного художника.


IMG_2472


Люсьен Жона. Клянусь отомстить за отца!


IMG_2435



promo marinagra февраль 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
А также на Минина и Пожарского).
Трудно возбудить интерес к событию через 100 лет если нет причин для подъема патриотизма. Война 12 года - победная, славная, опять же параллели со второй мировой напрашиваются - враг завяз в России, Россия освободительница народов, и так далее, а Первая что? Как к ней относиться? Непонятно.
Ну можно весело разыграть антикоммунистическую карту и утопить их окончательно. Я бы поучаствовала)
"Товарищи! Превратим войну народов в гражданскую войну!" - классика(((((
Циммервальдская левая) Кто же не помнит старика Крупского)
Вон Анна предлагает тему "Ленин- немецкий шпион". Классный сериал бы вышел)
)))). Еремей вроде собирался с 100летию что-то интересное опубликовать.
Он мне сейчас кое-что подкинул по доброте душевной)