Толерантность, любовь, творчество

К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец

IMG_2494



Отмечая столетие  начала Первой мировой войны, нельзя не вспомнить  грандиозную выставку, которая проходила  с мая по сентябрь  2012 в Центре Помпиду Мец. В ее названии  не было ни  одного слова, лишь четыре цифры – 1917.  Выставка была целиком посвящена искусству 1917-го года и тому, как отражалось в искусстве главное событие года. Этим событием организаторы выставки сочли не Октябрьский переворот, как можно подумать, а Первую мировую войну.  Выставку можно было бы назвать и по-другому: «1917 – война и мир», "1917 – искусство в контексте истории», или «1917 – история в контексте искусства», или «1917 – музы и пушки».


IMG_2491
Единственное произведение на выставке, не относящееся к 1917 году -
инсталляция
"Дань уважения", составленная из предметов военной поры.
Автор -
французский художник  Жак Лебель. 2012 год.



IMG_2392


Страшные реалии Первой мировой.

IMG_2394   IMG_2429

IMG_2448

Неизвестный автор. Италия. Металлический орел с мощными
когтями - словно воплощение войны.


На этой необъятной, с трудом обозримой за один день выставке, которая занимала
два этажа Центра Помпиду в Метце, было собрано более 1000 экспонатов
из музеев Европы и США. Картины, скульптуры, рисунки, плакаты, офорты, афиши,
макеты декораций, театральный занавес, фотографии и кинофрагменты соседствовали
с подлинными предметами военных лет – гипсовыми масками изуродованных ранениями
лиц, протезами, противогазами, реалиями военного времени и военного быта. Рядом
с полотнами крупнейших мастеров можно  было увидеть работы безвестных и самодеятельных
художников.


IMG_2397


На переднем плане - скульптура Осипа Цадкина.

IMG_2395


Разнородный материал выставки очень сложно организован. Зритель то приближается к
«линии фронта» и видит войну глазами очевидцев, то уходит в «тыл», где инвалиды
залечивают раны, где оплакивают погибших, и где, как ни в чем не бывало, кипит
культурная жизнь: ставятся спектакли, издаются книги,
открываются выставки, живописцы
работают в своих мастерских. Здесь идет борьба, но уже не народов, а творческих идей.
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Директор и куратор вывставки Лоран
ле Бон с этим не согласен. Он считает, что "искусство подпитывается трудностями и
экономическими спадами".

1917 год был для искусства годом бурного, революционного развития: авангардисты
ниспровергают привычные формы, шокируют публику, бросают вызов классикам...
А многие классики 19-го столетия еще живы и работают так, будто вокруг не рушится мир.
Но эта мирная панорама воспринимается зрителями в свете увиденного там, в окопах,
среди руин. Отсвет войны падает на все, что было создано в 1917 году. Посетители
выставки постоянно балансируют между двумя мирами – миром разрушения и миром
созидания, которые оказываются роковым образом связанными: искусство то отталкивает
войну, закрывая глаза на ее уродство, то вплотную всматривается в ее чудовищный лик,
спеша его запечатлеть.


В 1917 году произошло многое: в январе в Цюрихе открылась первая выставка дадаистов,
в феврале в Росси произошла революция, а в апреле Ленин вернулся из Цюриха в
Петроград. В сентябре умер Эдгар Дега, 2 ноября декларация Бальфура дала «зеленый
свет» созданию еврейского государства в Палестине,   а несколькими днями позже в
России свершился октябрьский переворот. 17 ноября умер Огюст Роден, 9 декабря войска
генерала Алленби заняли Иерусалим. И наконец, 11 декабря было заключено
Брест-Литовское перемирие. И все это – один год в жизни Европы, одна страница в
истории искусства... Срез жизни, срез истории, срез творчества – все  переплелось
на выставке, создавая многогранный портрет одного года –1917.



IMG_2459

Раздел выставки, посвященный инвалидам.

IMG_2399


IMG_2401


А В ЭТО ВРЕМЯ...

... расцветает благородное  искусство скульптуры. 

Живые тела калечила  война, но бронзовые были прекрасны...

IMG_2431


IMG_2418    IMG_2398

Марк Гертлер. Акробаты.
Антуан Бурдель. Портрет Мадлен Шарно.


IMG_2413
Вильгельм Лембрук. Сидящий юноша.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

...война уродует не только тела, но и лица...

IMG_2403

Маски для защиты лица смогли защитить не всех солдат...


IMG_2407


IMG_2433

IMG_2434


Лицевые ранения: рисунки, гипсовые слепки, киносюжет.

IMG_2396
Может быть, Ганс Рихтер и Рауль Хаусманн видели эти маски,
прежде чем создали свои работы?



А В ЭТО ВРЕМЯ...

... художники, как и во все века, пишут прекрасных обнаженных женщин...


IMG_2501

Огюст Ренуар. Спящая одалиска.

IMG_2504


Роман Брукс. Плачущая Венера.

IMG_2505

Амедео Модильяни. Обнаженная на белой подушке.
Эту картину Модильяни показал на своей первой персональной
выставке в Париже в 1917 году.
IMG_2516

Кес Ван Донген. Ваза с цветами.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

...солдаты идут в атаку...

IMG_2461

Альбин
Эггер-Ленц. Сверная Франция в 1917 году. 

IMG_2405

Солдатские противогазы.

IMG_2404

Жюль Эмиль Цинг. Маски.


IMG_2474

Кристофер Ричард Невинсон. Путь к славе.


IMG_2464

Верден... Это название часто встречается на плакатах 1917 года. В "Верденской мясорубке"  -
битве под Верденом, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года и которую называют
"френцузским Сталинградом", Германия и Франция потеряли около миллиона человек.
Среди погибших был и мой любимый художник Франц Марк...
Мец расположен совсем недалеко от Вердена.


IMG_2482

Феликс Валлотон  (был официальным фронтовым художником) .
Верден. Поле боя.
IMG_2427
Пьер Боннар побывал на войне как  фронтовой художник.
Вот один из его этюдов. 


IMG_2423

Mathurin Meheut  тоже видел войну своими глазами.


IMG_2425

Джон Нэш (волонтер британской армии). Лес в Оппи.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

... 77-летний Клод Моне, несмотря на близость фронта, не захотел покинуть
свой цветущий рай - Жаверни. Он
продолжает писать кувшинки.

IMG_2458
Зал Клода Моне


04[1]
Клод Моне в 1917 году. Автопортрет.

47-летний Анри Матисс переживает, что по возрасту
уже не годится для фронта.



IMG_2519
Анри Матисс. Три сестры.

1917 - год рождения сюрреализма.
Марсель Дюшан шокирует публику и выставляет свой скандальный "Фонтан"



IMG_2488

...Джорджо де Кирико пишет  метафизические пейзажи.

IMG_2497

Джорджо де Кирико. Метафизический город.


IMG_2411

Ддорджо де Кирико. Одиночество.

...погружается в свои странные фантазии Пауль Клее.

IMG_2476
Пауль Клее. Звезда рыбаков.

...художники с российскими корнями смотрят в прошлое и в будущее...

IMG_2507

Марк Шагал. Еврейское кладбище.


IMG_2509

Аристарх Лентулов. Деревенская церковь.
IMG_2495

Алексей фон Явленский. Мистическая голова.

IMG_2439
Василий Кандинский. Абстракция


IMG_2440

IMG_2457

Залы  с работами русских авангардистов - Василия Кандинского, Михаила Лирионова,
Любви Поповой, Александра Родченко.


Революционная тема на выставке не представлена: осмысление революции пришло позднее, в 1918 году.
Организаторы выставки хотели, впрочем, выписать из России один потрясающий экспонат - броневик, с
которого Ленин произнес свою знаменитую октябрьскую  речь, но посчитали, сколько это будет стоить,
и отказались от затеи).

Зато на выставке представлен другой грандиозный экспонат, тоже отчасти связанный с Россией, -
занавес к балету "Парад", который Пикассо
создал по заказу Сергея Дягилева. Балет был
поставлен по либретто Жана Кокто на музыку Эрика Сати. Вступительный текст к программе написал
Гийом Аполлинер. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже. Парижский Центр
Помпиду приобрел занавес в 1955 году, но из-за его огромного размера (10 х16 метров, вес 45 кг),
занавес трудно экспонировать. За все эти годы его показывали публике всего 10 раз. Собственно,
возможность показать занавес публике в новом центре Помпиду в Метце  стала одной из
побудительных причин устроить выставку "1917". 


1-5

Пабло Пикассо. Занавес к балету "Парад".


IMG_2451

Переписка гениев. Открытки, посланные Пабло Пикассо и Эриком Сати Жану Кокто. 

IMG_2453

Русский балет покоряет Париж...



IMG_2455


Пабло Пикассо и русский хореограф Леонид Мясин
гуляют по развалинам Помпей.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

.... художники вглядываются в солдатские лица...
грозный 1917 год  продолжается...

07[1]

Отто Дикс. Автопортрет солдата Дикса.

IMG_2393

Крылатая богиня Победы  и юный герой
на картине неизвестного художника.


IMG_2472


Люсьен Жона. Клянусь отомстить за отца!


IMG_2435



promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
В свете разных событий последующих годов, Первая мировая война отошла как бы на второй план, но ведь именно с неё всё и началось! Я в этом году нечаянно (или ничего не бывает случайного!) посмотрела несколько фильмов и прочитала несколько книг, связанных с этой войной. Так что экспонаты выставки "упали на подготовленную почву".
Очень сильные материалы!
Да, Вы правы, Таня. Первая мировая померкла после второй, но ведь два десятилетия прошли под знаком ее осмысления. особенно в литературе и кино. На выставке поражает эта амплитуда - от полнейшего благополучия, как бы островков мира, где пишут портреты женщин и цветы, до ада войны. И все это существовало одновременно. вот что нам. потомкам. трудно осознать.
Первая мировая в СССР не просто "померкла". Делалось все, чтобы о ней вообще забыли. Так до недавнего времени у нас не было ни одного памятника жертвам Первой мировой.
Это да,. но и в других странах тоже после Второй мировой Первую отодвинули на задний план.
Но все-таки не так. Ведь сама идея Вечного огня возникла во Франции после Первой мировой.
Ну конечно. Ее стали замалчивать в СССР сразу после революции, и сознательно, а в других странах ее переживали вплоть до Второй, на которую внимание перекинулось естественным образом, Так?
Я бы даже сказала, что сейчас она для европейской культуры стала интереснее Второй. Во второй вылезает Мюнхенский сговор, коллаборационизм, та же Германия ее очень не любит вспоминать, а первая подальше, не так болит, много сюжетов интересных для культуры. У французов она вообще более популярна - отыгрались за франко-прусскую, никакого вишистского правительства и пр.
Совершенно верно, и эта выставка как раз доказательство. Германия поднимает тему Второй мировой в контексте вины, то есть в политическом и нравственном, а не в культурном. А вообще такую выставку можно сделать и по Второй мировой - "1944", например. Но там вылезло бы множество острых моментов....
Вот-вот. А тут можно говорить о культуре. Для "1944" еще рановато...
Кстати, помните как нас кормили литературой о войне в школе? Нет этого теперь. И во многом это правильно. я считаю.
Да, при этом на уроках английской литературы в английской спецшколе в другое ухо дудели про потерянное поколение)

Edited at 2014-07-18 02:32 pm (UTC)
Я в математической училась. Там была полная целина ( во всех смыслах)