Толерантность, любовь, творчество

К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец

IMG_2494



Отмечая столетие  начала Первой мировой войны, нельзя не вспомнить  грандиозную выставку, которая проходила  с мая по сентябрь  2012 в Центре Помпиду Мец. В ее названии  не было ни  одного слова, лишь четыре цифры – 1917.  Выставка была целиком посвящена искусству 1917-го года и тому, как отражалось в искусстве главное событие года. Этим событием организаторы выставки сочли не Октябрьский переворот, как можно подумать, а Первую мировую войну.  Выставку можно было бы назвать и по-другому: «1917 – война и мир», "1917 – искусство в контексте истории», или «1917 – история в контексте искусства», или «1917 – музы и пушки».


IMG_2491
Единственное произведение на выставке, не относящееся к 1917 году -
инсталляция
"Дань уважения", составленная из предметов военной поры.
Автор -
французский художник  Жак Лебель. 2012 год.



IMG_2392


Страшные реалии Первой мировой.

IMG_2394   IMG_2429

IMG_2448

Неизвестный автор. Италия. Металлический орел с мощными
когтями - словно воплощение войны.


На этой необъятной, с трудом обозримой за один день выставке, которая занимала
два этажа Центра Помпиду в Метце, было собрано более 1000 экспонатов
из музеев Европы и США. Картины, скульптуры, рисунки, плакаты, офорты, афиши,
макеты декораций, театральный занавес, фотографии и кинофрагменты соседствовали
с подлинными предметами военных лет – гипсовыми масками изуродованных ранениями
лиц, протезами, противогазами, реалиями военного времени и военного быта. Рядом
с полотнами крупнейших мастеров можно  было увидеть работы безвестных и самодеятельных
художников.


IMG_2397


На переднем плане - скульптура Осипа Цадкина.

IMG_2395


Разнородный материал выставки очень сложно организован. Зритель то приближается к
«линии фронта» и видит войну глазами очевидцев, то уходит в «тыл», где инвалиды
залечивают раны, где оплакивают погибших, и где, как ни в чем не бывало, кипит
культурная жизнь: ставятся спектакли, издаются книги,
открываются выставки, живописцы
работают в своих мастерских. Здесь идет борьба, но уже не народов, а творческих идей.
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Директор и куратор вывставки Лоран
ле Бон с этим не согласен. Он считает, что "искусство подпитывается трудностями и
экономическими спадами".

1917 год был для искусства годом бурного, революционного развития: авангардисты
ниспровергают привычные формы, шокируют публику, бросают вызов классикам...
А многие классики 19-го столетия еще живы и работают так, будто вокруг не рушится мир.
Но эта мирная панорама воспринимается зрителями в свете увиденного там, в окопах,
среди руин. Отсвет войны падает на все, что было создано в 1917 году. Посетители
выставки постоянно балансируют между двумя мирами – миром разрушения и миром
созидания, которые оказываются роковым образом связанными: искусство то отталкивает
войну, закрывая глаза на ее уродство, то вплотную всматривается в ее чудовищный лик,
спеша его запечатлеть.


В 1917 году произошло многое: в январе в Цюрихе открылась первая выставка дадаистов,
в феврале в Росси произошла революция, а в апреле Ленин вернулся из Цюриха в
Петроград. В сентябре умер Эдгар Дега, 2 ноября декларация Бальфура дала «зеленый
свет» созданию еврейского государства в Палестине,   а несколькими днями позже в
России свершился октябрьский переворот. 17 ноября умер Огюст Роден, 9 декабря войска
генерала Алленби заняли Иерусалим. И наконец, 11 декабря было заключено
Брест-Литовское перемирие. И все это – один год в жизни Европы, одна страница в
истории искусства... Срез жизни, срез истории, срез творчества – все  переплелось
на выставке, создавая многогранный портрет одного года –1917.



IMG_2459

Раздел выставки, посвященный инвалидам.

IMG_2399


IMG_2401


А В ЭТО ВРЕМЯ...

... расцветает благородное  искусство скульптуры. 

Живые тела калечила  война, но бронзовые были прекрасны...

IMG_2431


IMG_2418    IMG_2398

Марк Гертлер. Акробаты.
Антуан Бурдель. Портрет Мадлен Шарно.


IMG_2413
Вильгельм Лембрук. Сидящий юноша.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

...война уродует не только тела, но и лица...

IMG_2403

Маски для защиты лица смогли защитить не всех солдат...


IMG_2407


IMG_2433

IMG_2434


Лицевые ранения: рисунки, гипсовые слепки, киносюжет.

IMG_2396
Может быть, Ганс Рихтер и Рауль Хаусманн видели эти маски,
прежде чем создали свои работы?



А В ЭТО ВРЕМЯ...

... художники, как и во все века, пишут прекрасных обнаженных женщин...


IMG_2501

Огюст Ренуар. Спящая одалиска.

IMG_2504


Роман Брукс. Плачущая Венера.

IMG_2505

Амедео Модильяни. Обнаженная на белой подушке.
Эту картину Модильяни показал на своей первой персональной
выставке в Париже в 1917 году.
IMG_2516

Кес Ван Донген. Ваза с цветами.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

...солдаты идут в атаку...

IMG_2461

Альбин
Эггер-Ленц. Сверная Франция в 1917 году. 

IMG_2405

Солдатские противогазы.

IMG_2404

Жюль Эмиль Цинг. Маски.


IMG_2474

Кристофер Ричард Невинсон. Путь к славе.


IMG_2464

Верден... Это название часто встречается на плакатах 1917 года. В "Верденской мясорубке"  -
битве под Верденом, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года и которую называют
"френцузским Сталинградом", Германия и Франция потеряли около миллиона человек.
Среди погибших был и мой любимый художник Франц Марк...
Мец расположен совсем недалеко от Вердена.


IMG_2482

Феликс Валлотон  (был официальным фронтовым художником) .
Верден. Поле боя.
IMG_2427
Пьер Боннар побывал на войне как  фронтовой художник.
Вот один из его этюдов. 


IMG_2423

Mathurin Meheut  тоже видел войну своими глазами.


IMG_2425

Джон Нэш (волонтер британской армии). Лес в Оппи.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

... 77-летний Клод Моне, несмотря на близость фронта, не захотел покинуть
свой цветущий рай - Жаверни. Он
продолжает писать кувшинки.

IMG_2458
Зал Клода Моне


04[1]
Клод Моне в 1917 году. Автопортрет.

47-летний Анри Матисс переживает, что по возрасту
уже не годится для фронта.



IMG_2519
Анри Матисс. Три сестры.

1917 - год рождения сюрреализма.
Марсель Дюшан шокирует публику и выставляет свой скандальный "Фонтан"



IMG_2488

...Джорджо де Кирико пишет  метафизические пейзажи.

IMG_2497

Джорджо де Кирико. Метафизический город.


IMG_2411

Ддорджо де Кирико. Одиночество.

...погружается в свои странные фантазии Пауль Клее.

IMG_2476
Пауль Клее. Звезда рыбаков.

...художники с российскими корнями смотрят в прошлое и в будущее...

IMG_2507

Марк Шагал. Еврейское кладбище.


IMG_2509

Аристарх Лентулов. Деревенская церковь.
IMG_2495

Алексей фон Явленский. Мистическая голова.

IMG_2439
Василий Кандинский. Абстракция


IMG_2440

IMG_2457

Залы  с работами русских авангардистов - Василия Кандинского, Михаила Лирионова,
Любви Поповой, Александра Родченко.


Революционная тема на выставке не представлена: осмысление революции пришло позднее, в 1918 году.
Организаторы выставки хотели, впрочем, выписать из России один потрясающий экспонат - броневик, с
которого Ленин произнес свою знаменитую октябрьскую  речь, но посчитали, сколько это будет стоить,
и отказались от затеи).

Зато на выставке представлен другой грандиозный экспонат, тоже отчасти связанный с Россией, -
занавес к балету "Парад", который Пикассо
создал по заказу Сергея Дягилева. Балет был
поставлен по либретто Жана Кокто на музыку Эрика Сати. Вступительный текст к программе написал
Гийом Аполлинер. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже. Парижский Центр
Помпиду приобрел занавес в 1955 году, но из-за его огромного размера (10 х16 метров, вес 45 кг),
занавес трудно экспонировать. За все эти годы его показывали публике всего 10 раз. Собственно,
возможность показать занавес публике в новом центре Помпиду в Метце  стала одной из
побудительных причин устроить выставку "1917". 


1-5

Пабло Пикассо. Занавес к балету "Парад".


IMG_2451

Переписка гениев. Открытки, посланные Пабло Пикассо и Эриком Сати Жану Кокто. 

IMG_2453

Русский балет покоряет Париж...



IMG_2455


Пабло Пикассо и русский хореограф Леонид Мясин
гуляют по развалинам Помпей.


А В ЭТО ВРЕМЯ...

.... художники вглядываются в солдатские лица...
грозный 1917 год  продолжается...

07[1]

Отто Дикс. Автопортрет солдата Дикса.

IMG_2393

Крылатая богиня Победы  и юный герой
на картине неизвестного художника.


IMG_2472


Люсьен Жона. Клянусь отомстить за отца!


IMG_2435



promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
В результате Первой мировой распались 4 империи - действительно это самое грандиозное событие двадцатого века.
И выставка это убедительно показывает.
а помните, нас учили в школе, что самое главное событие века - наша революция, причем до окончания века еще оставалось еще немало времени)
К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выст
Пользователь rbvekpros сослался на вашу запись в своей записи «К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец » в контексте: [...] в К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец [...]
В свете разных событий последующих годов, Первая мировая война отошла как бы на второй план, но ведь именно с неё всё и началось! Я в этом году нечаянно (или ничего не бывает случайного!) посмотрела несколько фильмов и прочитала несколько книг, связанных с этой войной. Так что экспонаты выставки "упали на подготовленную почву".
Очень сильные материалы!
Да, Вы правы, Таня. Первая мировая померкла после второй, но ведь два десятилетия прошли под знаком ее осмысления. особенно в литературе и кино. На выставке поражает эта амплитуда - от полнейшего благополучия, как бы островков мира, где пишут портреты женщин и цветы, до ада войны. И все это существовало одновременно. вот что нам. потомкам. трудно осознать.
Тут вот в чем проблема. Для очень многих россиян Вторая - основа самодентификации. По целому списку причин. Когда начался раскол общества по отношению к ней, попытались центр тяжести перенести на войну 1812 года. Получилось не очень - слишком невыигрышно тогда выглядят тогда войны ХХ века, а большинство живет еще там. Посмотрим, что сейчас с Первой мировой получится.
Сложно я отношусь к таким выставкам. С одной стороны - огромная работа, множество новых смыслов и пр. Потом важно то, что неотрефлексированные события ( как у нас с Первой мировой) - это всегда источник новых травм.
Но тут есть вот какая пугающая вещь - попытка ввести войну в культурный контекст в стиле " несмотря ни на что, культура процветает, были отдельные трудности..."
Это мне напоминает постоянные уроки в школе моего детства под девизом "Когда гремели пушки, музы не молчали". Уже казалось, что главным в войне была не гибель миллионов, а вот это пресловутое немолчание муз(
Глубокая мысль. но здесь на мой взгляд был баланс, не знаю. удалось ли мне это передать, между миром искусства и реальностью войны. Все эти маски, фото инвалидов и прочее - это потрясает больше, чем картины. И увидев мирные цветочки и пейжажи в таком контексте, думаешь - а чем же наши любимые художнички занимались? Как не дрожала кисть в их пальцах?
К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выст
Пользователь stibenenba сослался на вашу запись в своей записи «К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец» в контексте: [...] в К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец [...]
Марина, интересно необыкновенно!

Утащу на свою страничку перепост, чтобы потом многократно возвращаться и разглядывать))) Такие свидетельства прошлого создают особый настрой...
Спасибо, Лена! Настрой, к сожалению, соответствующий этим тревожным летним дням(((
К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выст
Пользователь eho_2013 сослался на вашу запись в своей записи «К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец » в контексте: [...] в К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец [...]
Ой))
На первой иллюстрации в левом верхнем углу плакат, с которого срисован знаменитый "Ты записался добровольцем?"
Спасибо, Марина, за прекрасную экскурсию! Настоящий эффект живого присутствия. Очень интересен сам методический подход на выставке: полный культурно-исторический срез одного года - в этом смысле выставка не только и не столько искусствоведческая, сколько культурологическая. Впрочем, это нормальный, тем более на Западе, энциклопедический подход, как к любому научному явлению или изданию, которое всегда сопровождается солидным научно-справочным аппаратом и параллельным хронографом из всех областей искусства, культуры, науки и техники. Смущает меня, как и других, очевидно, что в этом срезе соседствуют несопоставимые, в общем, вещи - ведь всё меркнет перед лицом войны. Но это, так сказать, эмоции. Ведь если посмотреть немного с другой стороны, выставка представила объективный срез реальности "настоящей, правильной" - и "второй реальности" искусства. Вот уж действительно, "реальность, данная нам в ощущениях". Устроители выставки, проделав огромную работу, представили богатейшую, "объемную" информацию к размышлению. А все выводы, реакции, эмоции - это уже за зрителем, я так восприняла.
А что тут смущаться - объективная картина жизни в военный год. Война идет и жизнь, в том и числе жизнь искусства, идет своим чередом. Это потомкам представляется, что все меркнет перед лицом войны и люди только о войне и думали. А вот оказывается, ничего подобного. Любую войну взять - хоть 11812 года. хоть вторую мировую, и можно собрать материал в том же духе - война и мир, и множество произведений и культурный событий военных лет. никак с войной не . связанных. Так видно человек устроен.

Edited at 2014-07-20 08:13 am (UTC)
Великолепная выставка, Марина. Вам удалось передать суть проекта. Костыли, маски, прекрасные картины, тревога, радость и боль. Всё в одном флаконе под названием 1917-й год.
Старалась). Выставка настолько огромна, что не все удалось сфотографировать. Ее вообще за один день невозможно осмотреть, тем более за несколько часов.
Не знала, что Центр Помпиду существует не только в Париже, но и в Меце.
Выставка мощная, но к сожалению человечество подобные выставки ничему не учат(. Никто не хочет оглядываться назад и учиться на чужих ошибках. Агрессия, увы, не умирает и страшный лик войны не отпугивает своим чудовищным видом.

Контрасты экспонатов, посвящённых войне и миру, тоже поражают. Обезображенные лица и яркость красок на мирных картинах художников очень красноречивы и свидетельствуют о том, что жизнь, несмотря ни на что, идёт своим чередом.

Edited at 2014-07-24 02:14 pm (UTC)
К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выст
Пользователь semesyuk сослался на вашу запись в своей записи «К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец» в контексте: [...] в К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец [...]
К столетию...
Пользователь sergej_manit сослался на вашу запись в своей записи «К столетию...» в контексте: [...] в К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец [...]