Альбрехт Дюрер

Заяц Дюрера: пять веков метаморфоз

Durer-hare
Альбрехт Дюрер. Заяц, 1502.
Бумага, наклеенная на картон, акварель, гуашь, белила, 25,1 × 22,6 см
Музей Альбертина, Вена


Среди шедевров мирового искусства акварель "Заяц" Альбрехта Дюрера примечательна своей скромностью: небольшой размер, сдержанные цвета, немудреная композиция, незначительный сюжет. Если вспомнить прочие "натурные штудии" того же Дюрера, этот зайчишка далеко не так занимателен, как увенчанный рогами олень, сова с огромными глазами, мертвая птица с радужным оперением, экзотический гигант-носорог, клыкастый морж. И все же именно "Заяц" по сей день бьет рекорды популярности не только среди работ Дюрера, но и среди произведений европейского искусства вообще. Чем вот уже пять столетий пленяет нас эта акварель?

4-590x802

Альбрехт Дюрер. Голова оленя. 1503

Прежде всего, познакомимся с "портретируемым". Это самый обычный заяц (Lepus europaeus), по-русски его называют русаком, по-немецки - Feldhase (полевой заяц) из-за приверженности зверька к открытым пространствам. Оригинальное название акварели Дюрера " Feldhase" (или "Junger Hase" – "Зайчонок"), однако чаще эту работу именуют "Заяц Дюрера" – "Dürer-Hase". Причем слово "Заяц" следовало бы писать с заглавной буквы на всех языках, а не только на немецком, как того требует грамматика.

11-590x401
Альбрехт Дюрер. Голова моржа. 1521

Зайцы-русаки и ныне в изобилии обитают в Германии, а уж 500 лет назад встретить зайца было самым обычным делом. У нас нет оснований не доверять преданию о том, что Дюрер, который любил гулять в окрестностях Нюрнберга, нашел больного зайчика (по одной из версий, спас от наводнения), принес домой, выходил и изобразил на листе бумаги. Можно с уверенностью добавить, что акварель создана летом, о чем свидетельствует бурая шубка "модели" – зимой мех русака гораздо светлее. Как свидетельство того, что Дюрер работал с живой натурой, приводят выразительную деталь: в глазу зайца отражается оконный переплет, изображенный с учетом изгиба поверхности зрачка. Некоторые искусствоведы, впрочем, скептически относятся к благостному преданию о спасенном и прирученном зайце, который послушно позировал Дюреру. Скорее всего, считают они, Дюрер работал по памяти, а эффектный прием отражения оконного переплета в зрачке позаимствовал из фламандской живописи. Однако, был ли заяц живым зверьком, охотничьим трофеем или чучелом, он по праву обрел бессмертие в мире искусства.

3061
Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500


Рисунок выполнен мастерски. «Непревзойденными останутся глаз, принюхивающийся нос, висящее правое и стоящее торчком левое ухо, разнообразие волосяного покрова, который на ушах совершенно иной, чем на влажной шее и спине, не говоря уже о похожих на нити волосках усов. Недостижимой осталась та высшая степень выразительности, когда произведение взывает не только к глазу зрителя, но и в такой же степени к чувству осязания, так что появляется желание прикоснуться и провести по шерсти взад и вперед", - так описывает акварель немецкий искусствовед Куно Миттельштэд. Зайчика действительно хочется погладить. Глядя на него, мы словно ощущаем мягкость бархатистого меха, тепло маленького тела, чувствуем, как бьется пульс. Мы видим буквально каждый волосок на шкурке зайца, но в работе Дюрера нет и следа утомительного жизнеподобия - это действительно сама жизнь!

IMG_7857
Замок Кайзерсбург в Нюрнберге.
Может быть, где-то здесь Дюрер подобрал зайца?


Пусть не весь секрет обаяния Зайца Дюрера, но хотя бы некоторая его часть раскрывается в трех словах: акварель, гуашь, белила. Акварель, известная на Востоке с давних времен, в Европе начала 16 столетия была еще внове. Дюрер - один из первых европейских художников, работавших в этой сложной технике, его называют родоначальником современной акварели. Прозрачный мягкий акварельный рисунок передает все богатство цвета заячьей шубки, здесь можно насчитать с десяток оттенков: охристо-серый, бурый, светло-коричневый, рыжеватый, бежевый… Поверх текучей акварели плотной матовый гуашью проработаны тысячи волосков, среди которых буквально нет двух одинаковых: они постепенно меняются по толщине и длине в зависимости от того, как лежит мех на теле животного. Ученые установили, что с помощью самых совершенных компьютерных программ нельзя смоделировать шкуру зайца лучше, чем это сделал Дюрер. И наконец, благодаря положенным с ювелирной тонкостью белилам, тело зверька кажется объёмным, мех – легким и блестящим.

IMG_7878
Вид на Нюрнберг со стены замка Кайзерсбург

Дюрер выбирает самую выигрышную композицию, чтобы представить свою "модель" объемно. Изображение размещено по диагонали с разворотом в три четверти, взгляд художника направлен сверху. Под пушистой шубкой зайца ощущается конструкция - ладный и разумно сложенный скелет, мы словно видим зверька насквозь.

IMG_7883
Дом Дюрера в Нюрнберге, в котором художник жил с 1509 года.

Всматриваясь в природу с восторгом художника и невозмутимостью ученого, Дюрер, кажется, достигает невозможного: объективность и точность "научного пособия" он сочетает с эмоциональностью, предельную детализацию – с целостностью образа. Заяц насторожен, чуток, и в то же время доверчив. При всей своей скромности и малой величине, он полон своеобразного достоинства. Если расшифровать послание, которое вложил художник в этот рисунок, он звучало бы примерно так: "Вот я, заяц, неприметная тварь Божия, но и я часть этого огромного, сложного, прекрасного мира, и во мне есть капля его гармонии и мудрости. Посмотри на меня с приязнью, человек, полюбуйся мною, будь ко мне добр!"

IMG_7904
Дом-музей  Дюрера в Нюрнберге

"Заяц", на наш взгляд, - работа вполне традиционная по жанру и укладывающаяся в рамки анималистики, но для своего времени она была подлинно новаторской: художник изобразил ПРОСТО зайца. Рисунок полностью свободен от религиозной символики. Это не плодовитый заяц - символ сладострастия, и не белый заяц, обозначающий победу над чувственностью, которого изображают у ног Девы Марии, не символ осторожности, малодушия, бегства от грехов и так далее. Это всего лишь зверек сам по себе, увиденный художником без "упаковки" символов, словно впервые.


duererhase_jpg
Шоколадный  "Заяц Дюрера"

Однако не наделенная символическим подтекстом акварель приобрела его независимо от воли автора. Заяц Дюрера стал с течением времени ассоциироваться с пасхальным зайцем Osterhase. Пасхальные открытки и украшения с изображением дюрерова зайца, заячьи фигурки и рельефные медали из шоколада, повторяющие, с большей или меньшей точностью, прототип, – неизменная принадлежность пасхальных дней.

11-590x4011
Заяц Дюрера, отлитый вручную из  элитного шоколада.

Впрочем, и вне пасхальной символики образ "Зайца Дюрера", как говорится, ушел в народ. Здесь сыграли роль не только совершенство рисунка, но и его небольшой размер, возможность качественного воспроизведения, наконец, сама тема – милый зверек, к которому люди относятся с симпатией. За пять веков своего существования заяц множество раз копировался художниками и репродуцировался. Были времена, когда изображение дюрерова зайца в рамочке создавало уют чуть ли не в каждой немецкой гостиной (и над моим письменным столом висит такая  репродукция, я часто поглядываю на нее, когда что-нибудь сочиняю)).
. С развитием массового туризма заяц перекочевал на обложки, сумки, коврики для компьютерной мыши, превратился в статуэтки всех цветов, размеров, материалов. Известная немецкая фирма "Штайф" одно время выпускала мягкую игрушку "Заяц Дюрера".
hase2965202004070782_1

Заяц Дюрера. Мягкая игрушка фирмы "Штайф" и сувенирный пакетик

Как непомерно разбухший символ массовой культуры знаменитый заяц привлек внимание современного скульптора Юргена Герца, благодаря которому в 1984 году на старинной площади перед домом-музеем Дюрера в Нюрнберге появилась шокирующая и, безусловно, впечатляющая скульптурная композиция "Заяц". На низком гранитом постаменте лежит растерзанная туша огромной зайчихи с устремлённым в небо мёртвым янтарным глазом. Жирное тело зайчихи окружают обломки развалившегося ящика, который стал ей тесен, из прорех в туше вылезают зайцы поменьше, то ли проглоченные зайчихой и стремящиеся на волю, то ли пожирающие ее, а скорее всего – то и другое вместе. Перед зубастой пастью лежат обглоданные кости (впрочем, их можно принять и за стебли растений). Самая жуткая деталь – под когтистой лапой явственно видны пальцы ноги поглощенного монстром человека. О Дюрере напоминает вторая часть композиции - установленная на отдельном постаменте крошечная статуэтка дюрерова зайца, отполированная до золотистого блеска. Протестуя против ажиотажа вокруг произведения, подвергающегося губительным метаморфозам, Герц предостерегает нас и от потребительского отношения к природе: отвечая на насилие, она превращает невинных зверьков в опасных отвратительных мутантов. Парадокс в том, что скульптура Герца в свою очередь стала достопримечательностью Нюрнберга, тиражируемой на открытках, при этом популярность Зайца Дюрера нисколько не уменьшилась.

IMG_7899
IMG_7903
Юрген Герц. Скульптурная композиция "Заяц" в Нюрнберге. 1984

В 2002 году Заяц торжественно отметил 500-летие, и, поскольку оригинал рисунка находится в венском музее Альбертина, вернулся в Нюрнберг весьма необычным путем. Летом 2003 года на Рыночной площади разместилась грандиозная инсталляция "7000 зайцев Дюрера", придуманная скульптором Оттмаром Хёрлем. 7000 зеленых пластмассовых зайцев, рассевшись в строгом порядке, заполнили площадь, что, по словам очевидцев, напоминало то ли газон, то ли огородные грядки. В отличие от мрачной скульптуры Герца, идея непрестанного тиражирования нюрнбергского шедевра трактуется Хёрлем весело и с юмором.
Остается сказать несколько слов об оригинале рисунка, который как величайшее сокровище хранится в Вене. Зрителям рисунок показывают, увы, нечасто, и в последнее время не вывозят даже на самые престижные выставки. Состояние наклеенной на картон бумаги и красок таково, что "Заяц" должен соблюдать строгий температурный режим и не повергаться воздействию даже слабого освещения.

Kopieren von start
Оттмар Хёрль. Инсталляция "7000 зайцев Дюрера" в Нюрнберге. 2003

В залах Альбертины демонстрируется самая лучшая в мире копия "Зайца", а оригинал можно увидеть не чаще, чем раз в 5-10 лет. Весной этого года "Заяц" участвовал в выставке "Основание Альбертины. От Дюрера до Наполеона", но если вы не были в это время в Вене, не стоит огорчаться и ждать годы до следующего явления Зайца Дюрера поклонникам.


11-590x4012
Монета  достоинством в  10 долларов, выпущенная Британскими Виргинскими островами
в 2010 году в серии "Шедевры искусства"
.

Искусствоведы Альбертины в ответ на сетования советуют просто включить компьютер и найти изображение акварели Дюрера на сайте http://www.google.com/culturalinstitute/project/art-project   Благодаря программе " Google Art Project ", - говорят они, - вы можете сколько душе угодно рассматривать акварель в прекрасном качестве без ущерба для произведения. Вам будет виден каждый волосок, каждый коготок зайца и отражение оконного переплета в его кротких глазах. Что ж, Дюрер, наверное, был бы доволен…

duerer-fensterkreuz
Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), № 7(202), 2014


promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Не знал про скульптуру Зайца. Когда окажусь в Нюрнберге - обязательно надо найти ))
Замечательно! Познавательно и трогательно.
Спасибо!
Люблю Дюрера особенно.)
Пы.сы. Ссылка на зайца не открывается.(
спасибо, там точка в конца предложения мешает. Сейчас ее уберу. Это не на зайца как такового, а на коллекцию, его надо задать в строке поиска.
Ругайте меня за вопрос не месту. Это Дюрер с женой делали гравюры? И первый оттиск был самым лучшим? Или я с кем-то путаю?
В данном случае это не гравюра, а акварель, то есть единичное произведение, как картина, с которой можно делать репродукции, но не не оттиски. Насчет работы с женой ничего не знаю. Жена вроде была у Дюрера больше по хозяйственной части)
Выставка в Альбертине до сих пор идет. На прошлой неделе еще шла, по крайней мере. Только оттуда.
Прочитала с удовольствием, спасибо.
Какая удивительная статья! Прекрасно написали!!! Обожаю этого зайца, и с огромным уважением отношусь к Дюреру (он такой перфекционист)! Можно перепощу эту великолепную сталью у себя в журнале?
Спасибо). точно перфекционист). Конечно, можно! Она в июльском "Партнере" опубликована, но там всего 2 иллюстрации - сам заяц и бронзовый урод. Хорошо, что можно в ЖЖ размещать с большим количеством картинок.
Только что пришла из дизайн-центра Арт-Плей, там в худсалоне продается заяц на открытках, заяц в виде небольшого постера и заяц на обложке пособия "Как рисовать животных".
Но как его можно есть? Даже в шоколадном виде...
Шоколадный бывает набит конфетами. Именно такого дочке подарили в Дрездене в гостинице, где мы жили в пасхальные каникулы.
Насколько Дюрер опередил время! Ведь натюрморты с битой птицей и заячьими тушками еще впереди...
И занятия акварелью тоже впереди) Революционное произведение!
Как интересно, спасибо большое за познавательный пост! Дюреровские зайчик и носорог - мои любимцы. Я даже попробовала изобразить их на собственноручно пошитых сумках. Носорога, правда, не рисовала, а вырезала на коже.
bags
А есть история про носорога?