3зимприкид

Талья дорада - золотые алтари Португалии

IMG_5846
Церковь Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле, алтарь первой половины 18 века.

Оригинальный вклад Португалии в европейское искусство – это удивительный стиль МАНУЭЛИНО
в архитектуре, изразцы АЗУЛЕЖУШ и талья дорада (Talha Dourada) - золотая резьба. Едва мы переступаем порог португальской церкви, как попадаем в небесно-голубой, солнечно-золотой мир. Среди синих изразцов азулежуш сияют чистым золотом пышные резные алтари. Этот аккорд теплого и холодного цветов, подкрепленных белым, придает праздничность и торжественность даже самому скромному интерьеру.


IMG_5849
Церковь Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле, алтарь первой половины 18 века.
В центре алтаря -  фигура Сан Лоуренсо с орудием казни - раскаленной решеткой.

IMG_5844
Фрагмент интерьера церкви Сан Лоуренсо  де Матос в Алмансиле

Строго говоря, хотя мы обычно употребляем слово "алтарь", речь идет о заалтарных композициях
рета́бло (на португальском языке - retа́bulo, от латинского retro — за, позади и tabula — доска,
первоначально retrotabulum). Ретабло, соединяющие архитектурные формы, живопись,
скульптуру, рельефы, появились в Испании в середине 14 века.


IMG_5874
IMG_5873
Один из алтарей  Кафедрального собора в Фару. 18 век.

Португальские ретабло, которые авторитетный исследователь искусства Пиренейского полуострова
Татьяна Каптерева ставит даже выше испанских, достигли своего расцвета в 18 веке, в эпоху
 барокко. Как это характерно для художественной жизни Португалии, новые явления в
искусстве рождались в тесной связи с событиями, происходившими в стране. Толчком к появлению
великолепных ретабло в технике талья дорада послужил экспорт древесины из португальской колонии
Бразилии. Бразилия получила свое название благодаря дереву "пау де бразил" (оно же - бразильское
красное дерево, красный сандал, фернамбуко, цезальпиния ежовая). Драгоценная древесина "пау
де бразил" в изобилии ввозилась в Португалию, из нее добывали красную краску, делали мебель,
музыкальные инструменты и - церковные ретабло.


IMG_5871
IMG_5864
Алтари  Кафедрального собора в Фару. 18 век.

Но древесина была не единственным богатством, которым одарила Португалию Бразилия. В 1692
году в этой заокеанской  колонии нашли золото. Золотой дождь пролился на Португалию, и хотя
толково воспользоваться этим богатством и предотвратить экономический спад страна не сумела,
на развитии португальского  искусства 18 века приток колониального золота отразился самым
замечательным образом. Резное, покрытое слоем сусального золота дерево заменило в оформлении
церковных интерьеров металл и камень, вытеснило живопись.


IMG_5862
IMG_5863
Алтари  Кафедрального собора в Фару. 18 век.


Талья дорада – истинно народное искусство. Создать резной деревянный алтарь технически легче,
чем написать алтарную картину или украсить ретабло скульптурами из камня. Даже местные мастера
в глубинке, которых и художниками-то не считали, успешно справлялись с этой задачей, используя, как
бы мы сейчас казали "стандартные" заготовки и достигая малыми средствами великолепного
декоративного эффекта.


IMG_6652
IMG_6654
IMG_6656
Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Изготовить алтарь в технике талья дорада было в 18 веке не только легче, но и, представьте себе,
дешевле, чем какой-либо иной! Когда где-нибудь в горах, в деревенской церкви нас встречает мягкое
сияние золотого алтаря, мы испытываем, наверное, те же чувства, что и конкистадоры Старого Света,
впервые увидевшие, сколь мало ценят драгоценный металл индейцы, меняющие золотой слиток на
нитку грошовых бус. Как же это так - в обедневшей стране алтари, если процитировать В. Высоцкого,
"кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал"? Однако по тем временам это был вполне
"бюджетный" вариант оформления церковного интерьера для купающейся в золоте Португалии. Редко
можно было встретить в Португалии 18 столетия церковь без позолоченного резного алтаря. Те
храмы, которые мне довелось увидеть, находятся на юге страны, в Алгарве, в 18 веке это была
глухая провинция. И тем не менее, почти в каждом городке или деревне есть талья
дорада. Из столичных городов - Лиссабона и Порту - техника талья дорада распространилась по всей стране,
вплоть до южной провинции Алгарве, докатилась и до колоний, той же Бразилии, но это уже другая тема.


Церковь Сан Роке в Лиссабоне. 18 век

Церковь Сан Роке в Лиссабоне. 18 век

Не только голубые изразцы азулежуш аккомпанируют золоту в интерьерах португальских храмов. В оформлении церкви Сан Роке в Лиссабоне с позолоченным резным деревом сочетаются живописные панно, разноцветный мрамор, флорентийская мозаика, слоновая кость, полудрагоценные камни, изразцы, бронза, ляпис-лазурь. Церковь Сан Роке, с капеллами одна богаче другой, стала символом поистине царской роскоши, но и этого португальцам было мало!




Церковь Сан Франсишку в Порту. 18 век

Эстетический идеал португальского барокко выразился в формуле "вся церковь из золота". "В богатом торговом Порту, первом по времени городе в истории португальского государства, давшем стране ее название, идея создания "церкви из золота" обрела конкретное материализованное воплощение". (Т. Каптерева, "Искусство Португалии"). Церковь Сан Франсишку в Порту изнутри покрыта, словно панцирем, плотным слоем позолоченной деревянной резьбы. Искусствоведы несколько неожиданно, но метко сравнивают этот храм с золотыми пагодами Индокитая. В маленькой церкви Сан Антонио в городе Лагуш (провинция Алгарве) чувствуешь себя, словно внутри резной шкатулки: лишь небольшие живописные панно и узкий пояс голубых изразцов разнообразят сплошной золотой покров стен и алтаря. Впечатление от этих интерьеров еще более ослепительно по контрасту с внешним видом храмов. Предельно скромный фасад Сан Роке, суровый серый гранит Сан Франсишку никак не предвещают того, порой избыточного, великолепия, которое ждет нас внутри.


IMG_6658
IMG_6668
IMG_6669
Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Португальские ретабло, подобные золотым каскадам,  ошеломляют изобилием пластических мотивов.
Их отличает  витиеватость и изощренность - наследие мавританского искусства, вы не найдёте в них
 свободных от украшений  поверхностей, но при этом нельзя не согласиться с Т. Каптеревой:
"Необычайная щедрость декора, обилие орнаментальных и изобразительных форм не нарушают
единства целого, равновесия масс".


IMG_6674
IMG_6672
IMG_6677
Полихромный алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле. 18 век.

Многоярусные, многослойные и объемные, золотые ретабло сочетают глубокие ниши, арки,
башенки, закрученные спиралью и увитые виноградными лозами колонны, зооморфные мотивы.
Бесчисленные ангелочки населяют эти сложные конструкции, поддерживают карнизы.  На  таком
роскошном фоне иной раз даже теряется главное - фигуры святых и распятия.


IMG_6667
IMG_6655
Алтарь церкви Сан Франческо в Луле. Дарохранительница в виде пеликана.


IMG_6671
Алтарь в Луле. "Типовая" фигурка ангелочка встречается и в других алтарях.


Очень выразительны птицы, клюющие виноград, и дарохранительницы в виде пеликанов, раздирающих
себе грудь (пеликан - символ родительской любви, самопожертвования и самоотречения, аллегория
Христа, спасшего человечество своей кровью).


IMG_6818
Интерьер церкви в деревне Куэренца. Вторая половина 18 века.

IMG_6820
Церковь в Куэренце. Характерный фрагмент резьбы.


Торжественность и высокая духовность сочетаются в  португальских ретабло с непосредственностью,
 радостной звонкостью народного искусства . Белые храмы южной Португалии с их лаконичной
строгой архитектурой кажутся изысканными футлярами, в которых, на фоне изразцов-азулежуш, словно
на синем атласе, сверкают драгоценности - золотые алтари.


F_8b651e0

portugal_clip_image058
Церковь Сан Антонио в Лагуше славится своей золотой резьбой.
Фотографировать в церкви (ныне музей) строго запрещено.
Две фотографии  взяты  отсюда:

ttp://www.geschichte-der-fliese.de
http://www.lagosmar.com

Для праздничного настроения – подарок от archigenova
Музыка композитора эпохи барокко Доменико Скарлатти, который начинал свою карьеру
в 1720-21 годах в Португалии, где был учителем музыки португальской принцессы,
а затем долгое время жил в Испании.





Текст опубликован в журнале "Введенская сторона" № 3, 2015

Posts from This Journal by “Португалия” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Нереальная, ослепляющая красота!
с праздником! ) Представьте, как я удивилась, когда все это обнаружила)
Марина, вам надо с турфирм деньги брать - за рекламу португальских курортов))
))). Мне это уже говорили и в связи с Хорватией, и в связи со страной Басков. Какая-то я нерадивая... Они же такие чудовищные тексты пишут для своих проспектов. "Подлинная жемчужина!" Я как услышу про эту жемчужину в 2000тысячный раз, сразу хочется утопить автора))))
богатство неописуемое!
...

Греческая православная Церковь Благовещения, или Церковь архангела Гавриила в Назарете - Внутри резной деревянный иконостас (барокко), подаренный греческим купцом в 1766 г.
но иконостас темного цвета... возможно вся позолота сошла за 250 лет
просто вспомнила - т.к. сравнивать нельзя великолепие португальское со скромной церковью
Золото темнеет да, в Португалии тоже некоторые свежеотреставрированные алтари сияют, а старые более темные и нет такого блеска.
Марина, спасибо за чудесный подарок! С Рождеством!
Марина, спасибо вам за чудесный, познавательный обзор! Очень интересно!
Большое спасибо за вашу Португалию! Каждый раз смотрю и строю планы... Но, может когда и получится!!
Вполне реальные планы, буду рада поделиться практическим опытом, а не только красотами заманивать)
Когда все сойдется.... Буду рада получить дельный совет. Спасибо!
Красота просто необыкновенная! Как все роскошно!
С праздником Рождества!
Спасибо, с праздником! Пусть все будет у нас красиво и роскошно!
Грандиозное зрелище! А фигурки святых и, правда, не сразу замечаешь среди всего это сверкающего великолепия))
Да, хотя они наряжены в яркие одежды. Восточный стиль чувствуется, а в мусульманском искусстве ведь не было фигур, вот они и пропадают на фоне этой активной орнаментики.
О Марина!!!Более великолепного Рождественского подарка быть не может!
Сколько неведомой доселе красоты ты даришь всем нам!
Даже в самых своих красочных снах не видела я ничего подобного.
Но здесь не только красота.
Очень понравилась твоя фраза:"Торжественность и высокая духовность сочетаются в португальских ретабло с непосредственностью,радостной звонкостью народного искусства". Вот эта непосредственность народной души больше всяких слов говорит о той искренней и настоящей ЛЮБВИ И ВЕРЕ, которую,несомненно, ощущает каждый, кому посчастливилось побывать в этих храмах.
Спасибо,Марина!
Еще раз с уже прошедшим праздником, Галя! Я так и и думала, что ты особенно оценишь).
Я не видела ретабло в Лиссабоне и Порту, в монастырях, наверняка они еще роскошнее и больше, но в этих есть именно что непосредственность, которая очень трогает. Это же я почувствовала на деревенском празднике рыбаков, когда мадонну на носилках к морю носили, я показывала, если помнишь. Вообще португальцам, по моим впечатлениям, не свойственна такая мрачноватая истовая религиозность, как испанцам. Как-то все жизнерадостней у них.
Какой роскошный рождественский подарок!!!!!!!
Все для Вас!!!!!! Привет коломенским церквам от португальских архитектурных собратьев)
Удивительно красиво!
Спасибо за такой пост - посмотрела с большим интересом, для меня всё это внове.
Для меня тоже было внове, португальским искусством как-то совсем не интересовалась до поездки.
Только сейчас раскопала этот пост, увы мне.(
Пышность неимоверная!
Так много всего - "очень", что действительно удивляет,
как это всё удавалось создателям столь гармонично сочетать.)
Мне хотелось услышать Ваше мнение. Пышность на грани - наследие мавританского искусства, которое Испания и Португалия не преодолели. И не забывайте, что это всего лишь периферия)
Удивительно! В других местах изобилие позолоты кажется вульгарной помпой, а тут все настолько изящно и гармонично, что можно лишь любоваться, затаив дыхание!
Спасибо!
Наверное потому, что для них это золото было просто как обыкновенная краска в то время )