возвращение кота

Художник Франц Марк: на синем коне

Художник Франц Марк -  друг и единомышленник
 Василия Кандинского,«синий всадник»
немецкого экспрессионизма.



«Век мой, зверь мой,

кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?»

Эти строки Осипа Мандельштама - словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизни Франца Марка. Рубеж веков почти напополам разделил недолгую жизнь немецкого художника: он родился в 1880-м, а погиб в 1916 году на фронте, в битве под Верденом. Франц Марк был среди тех мастеров, которые склеивали позвонки двух столетий кровью своего творчества: путь от завершающей 19-й век живописи постимпрессионистов к абстрактному искусству 20-го столетия шел через экспрессионизм, и Марк был его ключевой фигурой. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» - творческого союза русских и немецких художников. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Заглядывая в зрачки зверя, прекрасного и свободного, он искал ответы на вопросы своего времени и на вечные вопросы всех времен. Простые сюжеты его произведений кажутся идиллическими: красивые животные, обитающие среди девственной природы. Но чем ближе была война, переломившая позвоночник века, тем явственнее ощущается тоска в глазах его зверей и обреченность в изгибах их тел.


Франц Марк. Красные олени. 1912 г.

Жизнь Франца Марка складывалась вполне благополучно: он не знал таких омрачавших существование многих художников бед, как непонимание близких, непризнание, одиночество, нищета. Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. Отец Франца – Вильгельм Марк - изменил семейной традиции и стал художником.  Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом; на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева.


Вильгельм Марк. Портрет Франца Марка. 1895 г.

Получив отличное гимназическое образование, Франц собирался изучать теологию в Мюнхенском университете. Для вдумчивого чувствительного юноши это был, казалось, хороший выбор, но после прохождения военной службы он изменил свои планы, решив стать художником. С 1900 по 1903 г. Марк был прилежным учеником Мюнхенской академии художеств, пока не попал в Париж и не увидел своими глазами картины Мане и Сезанна, Гогена и Ван Гога. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. Покинув стены академии, он снял мастерскую в мюнхенском квартале Швабинг и начал работать самостоятельно.

Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Марк пережил бурный, доведший его до депрессии, роман с замужней дамой, художницей Анетте фон Экардт, и попал в ситуацию мучительного любовного треугольника, разрываясь между двумя Мариями, также художницами, - Марией Шнюр и Марией Франк. На красивой и независимой Марии Шнюр он женился в 1907 г., но почти сразу же понял свою ошибку. Этот ставший вскоре формальным брак не давал ему до 1911 года узаконить отношения с Марией Франк. Внешне они казались не очень подходящей парой – Франц, утонченный интеллектуал с благородными чертами, и круглолицая Мария с грубоватым крестьянским лицом. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.



Франц Марк. Два кота.1909 г.

Обе Марии запечатлены в небольшом этюде «Две женщины на горе» (1906). Это одна из немногочисленных работ художника, в которых изображаются люди. Почти на всех его картинах, акварелях и гравюрах мы видим животных: оленей, быков, коров, кошек, тигров, обезьян, лисиц, кабанов, но чаще всего - лошадей. Их он навсегда полюбил в годы военной службы.

У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Во всех работах художника, будь то карандашный набросок или сложная живописная композиция, раннее реалистическое полотно или экспрессионистическая картина, мы безошибочно узнаем характерную повадку зверя: ломкую грацию косули, пружинистую энергию тигра, порывистость непоседливой обезьяны, медлительность массивного быка, горделивую стать лошади.


Франц Марк. Кошки на красной драпировке 1909 -1910 гг.

Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, совершенного и гармоничного бытия. Литературно одаренный художник красноречиво выражал свое творческое кредо в статьях и письмах друзьям: «Мои цели не лежат преимущественно в области анималистики. /…/ Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе». «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя? Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака? Как бедна и бездушна наша идея помещать животных в ландшафт, который видят наши глаза, вместо того, чтобы проникнуть в их души».

Август Макке. Портрет Франца Марка. 1910 г.

Многие обстоятельства благотворно повлияли на становление стиля Франца Марка. Это поездки в Париж в 1907 и 1912 гг., где он соприкоснулся с искусством своих современников - фовистов и кубистов, среди которых ему был особенно близок Робер Делоне. Это завязавшаяся в 1910 г. дружба с молодым немецким экспрессионистом Августом Макке, который на немногие оставшиеся им обоим годы жизни (двадцатисемилетний Макке погиб на фронте в 1914 году) стал его единомышленником.



Мюнхен, 1911 г. Слева - Мария Марк и Франц Марк,
в центре - Василий Кандинский.

Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», - сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. «Синий всадник – это мы двое» - сказал позднее Кандинский. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников. И название пришло само». (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность.) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Напротив, его индивидуальный стиль в пору их сотрудничества развивался очень динамично: двигаясь от экспрессионизма к абстракции, Марк шел в ногу с европейским искусством.

Франц Марк. Синяя лошадь.1911 г.

Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, - «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» - не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Фигуру лошади, пейзаж и растение на переднем плане объединяет волнообразный ритм: мотив дуги явственно повторяется в очертаниях гор, в силуэте животного и в изгибах листьев. Занимающая все полотно по высоте, написанная в ракурсе снизу и поэтому возвышающаяся над зрителем фигура лошади величественна и монументальна, словно статуя божества этих гор. В картине много характерного для Марка – яркие фантастические цвета, отсутствие воздушной среды, плотное заполнение холста.


Франц Марк. Тигр.1912 г.

Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Контуры фигуры тигра обрисованы стремительными зигзагами и ломаными линиями, а поверхность тела разбивается на треугольники и трапеции. Художник словно обнажает мышцы, скрытые под кожей зверя, выявляет структуру тела животного. Насыщенный фон картины, состоящий из нагромождения сложно пересекающихся плоскостей, отчасти продолжает и повторяет линии, заданные в фигуре зверя, так что тигр кажется неотъемлемой частью окружения, а не доминирует над ним, как синяя лошадь. Этот фон - по сути дела, чистая абстракция, хотя, конечно, можно представить себе, что художник изобразил заросли, в которых затаился тигр, подстерегающий добычу.


Франц Марк. Лисы.1913 г.

В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. При этом одна четко прорисованная деталь – узкая, с характерным наклоном, морда лисицы - задает тему картины и связывает с реальностью почти абстрактное полотно. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».


Франц Марк. Судьбы животных.1913 г.

В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы. В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней, испуганно сгрудившихся оленей, ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, поднявшую голову к небу.


Франц Марк. Рисунок из фронтового блокнота

Эта картина-реквием, ставшая пророчеством грядущей войны, - одно из последних крупных произведений Марка, в котором он сохранил связь с фигуративной живописью. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Впрочем, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма.

Автор: Марина Аграновская

Источник: www.maranat.de



.

Posts from This Journal by “живопись 20 века” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Как жаль, что такой прекрасный пост остался без комментарий. Я сейчас просматривала раздел Вашего журнала "Про искусство" и вот дошла до Франца Марка. Все художники, о которых вы пишете в этом разделе, мне знакомы, кроме Франка и Алексея фон Явленского. И такие открытия вдвойне интересны. "Судьбы Животных" - страшная вещь. Мир на ней безъысходен в своей жестокости.
Наверно, давно пора представиться. Виктория. Вика.
Милая Вика, спасибо за комментарий. Я с этим постом, а также с постом о Густаве Климте, сама себя перехитрила. Приготовила их заранее, когда было время, чтобы разместить в подходящий день календаря - ко дню рождения Марка и ко дню всех влюбленных картину "Поцелуй". Но оказалось, что если слишком долго держишь запись в режиме "только для себя", то она потом вообще не отражается в ленте друзей. Я этого тогда не знала, так и остались "невидимками" две записи без комментариев(((
Спасибо Вам большое за этот пост. Я узнала об этих двух художниках, когда читала о бело-синем городе. Сейчас с большим интересом прочла Ваш пост и посмотрела картины Франца Марка. Конечно - самая сильная из показанных Вами - "Судьба животных". Правда, все остальные тоже очень интересны. И еще посмотрела сайт с картинами О.Макке. Картины очень понравились. Есть вообще превосходные. Все такие солнечные, яркие. Как жаль, что эти два художника погибли совсем молодыми.
Спасибо Вам!
И вам большое спасибо за внимание. И я очень рада, что Вам понравились эти художники."Судьбы животных" - совершенно пророческая картина. Она висит в Художественном музее Базеля в довольно большом зале, и ее нервность и трагизм затопляют весь зал.просто физически это ощущаешь.
Марина,

Вот и я добрался до "невидимки", заодно узнал о тонкостях ленты друзей.

Очень интересный пост, а главное, для меня получилось открытие этого художника. Я скорее всего видел отдельные картины в тематических изданиях, но нигде не встречал цельной картины. И опять Верден, сколько бессмысленных смертей, которые не смогли никого и ни в чем убедить, все опять повторилось снова в невиданных даже по меркам Великой Войны масштабах.

Очень интересная статья в Wiki:

http://en.wikipedia.org/wiki/Franz_Marc

Оказывается в 1916 году кайзеровское правительство приняло решение отозвать талантливых художников с фронта и Франц уже был в списке отозванных (тогда его искусство еще не считалось дегенеративным) но шальной осколок оборвал его жизнь.


Edited at 2013-10-10 04:43 pm (UTC)
Спасибо. у Вас будет возможность увидеть Марка, если доберетесь до Базеля. Прекрасная картина "Судьбы животных" в Худ. музее. В Германии очень любят "Синий всадник", поэтому часто бывают выставки. Пару лет назад в Баден-Баден приезжали "Синий конь" и "Лисы", и "Тигр". кроме того "Лис" не так давно видела в Дюссельдорфе, а "Тигр" живет в Мюнхене в Новой Пинакотеке. Со встречи с "Тигром" в 1990 году началась моя приязнь к этому художнику. Марка и Макке мне как-то особенно жаль. Когда погиб Макке, Марк писал, что потеря таких людей для культуры все равно что потеря жизненно важного органа, а потом и его постигла эта участь((((((
Не знала, что его должны были отозвать ил армии. Как жаль, что не успели((((
Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из Р
Пользователь stranniksenya сослался на вашу запись в записи «Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из России» в контексте: [...] blaue Reiter “, 1911-1914 ), основанного Кандинским и немецким художником Францем Марком [...]
Выставки "Дегенеративного Искусства", Прошлое и Настоя
Пользователь virginian сослался на вашу запись в своей записи «Выставки "Дегенеративного Искусства", Прошлое и Настоящее - Часть 1 » в контексте: [...] есть прекрасный пост о художнике: ХУДОЖНИК ФРАНЦ МАРК: НА СИНЕМ КОНЕ [...]
Выставки "Дегенеративного Искусства", Прошлое и Н
Пользователь parabellum50 сослался на вашу запись в своей записи «Выставки "Дегенеративного Искусства", Прошлое и Настоящее - Часть 1 » в контексте: [...] есть прекрасный пост о художнике: ХУДОЖНИК ФРАНЦ МАРК: НА СИНЕМ КОНЕ [...]
АЛЕКСЕЙ ФОН ЯВЛЕНСКИЙ: НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК, ВЫХОДЕЦ ИЗ Р
Пользователь marginalisimus сослался на вашу запись в своей записи «АЛЕКСЕЙ ФОН ЯВЛЕНСКИЙ: НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК, ВЫХОДЕЦ ИЗ РОССИИ» в контексте: [...] blaue Reiter “, 1911-1914 ), основанного Кандинским и немецким художником Францем Марком [...]
Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из Р
Пользователь sergej_manit сослался на вашу запись в своей записи «Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из России.» в контексте: [...] blaue Reiter “, 1911-1914 ), основанного Кандинским и немецким художником Францем Марком [...]
Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из Р
Пользователь sergej_manit сослался на вашу запись в своей записи «Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из России.» в контексте: [...] представляли всем как «племянника» Явленского, на самом деле был сыном его и Елены. [...]
Марина, просто потрясающе интересно! Спасибо большое за прекрасный рассказ, для меня Франц Марк - это открытие! Очень понравились "Синий конь", "Тигр" и "Лисы" - вроде просто, но как выразительно, декоративно, какие разные решения!
Как я рада, что Вам нравится! Марк - мой любимый художник! Кроме всего прочего, ему прекрасно удавались кошки, мы планируем посвятить его кошкам страничку котоальманаха.
Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из Р
Пользователь sirielle_mellon сослался на вашу запись в своей записи «Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из России» в контексте: [...] o;Der blaue Reiter“, 1911-1914), основанного Кандинским и немецким художником Франц Марк [...]
Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из Р
Пользователь sirielle_mellon сослался на вашу запись в своей записи «Алексей фон Явленский: немецкий художник, выходец из России» в контексте: [...] представляли всем как «племянника» Явленского, на самом деле был сыном его и Елены. [...]