возвращение кота

Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»


Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»

(«Выступление отряда стрелков под командованием
капитана Франса Баннинга Кока»)
1642 г. Холст, масло. 363 × 437 см
Рийксмузеум, Амстердам

Рембрандт был не только великим художником,
но и человеком театра, предтечей кинематографа.

Питер Гринуэй

Когда в 2006 году весь мир пышно отмечал четырехсотлетие со дня рождения Рембрандта, ни одному из его произведений не досталось столько внимания, сколько «Ночному дозору». В Рийксмузеуме картину представлял культовый английский кинорежиссер Питер Гринуэй, работавший в то время над собственным «Ночным дозором» - одноименным кинофильмом (не путать с российским блокбастером!) и книгой, в которых отстаивал совершенно фантастическую детективную версию создания знаменитого произведения.

У Гринуэя картина Рембрандта зазвучала и пришла в движение: войдя в специально обустроенное для презентации помещение, посетители слышали выстрелы, крики, собачий лай, барабанную дробь. Тут же на десятках экранов мелькали   «ожившие» герои «Ночного дозора». Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигуры…

Не всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина - апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.

Картину считают переломной для Рембрандта. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно, именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама.


Франс Хальс. Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана. 1633 г.

Групповой портрет был в Голландии 17-го столетия очень популярным, но, на нынешний взгляд, скучноватым жанром. Каждый из членов какой-либо гильдии, будь то стрелки, врачи, суконщики или попечители приюта, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время дружеской пирушки, парада, делового собрания. Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения. Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников, и лишь таким мастерам как старший современник Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы...


Рембрандт ван Рейн. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г.

Но что же мы видим в «Выступлении отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока»? Является ли вообще групповым портретом картина, на которой без помех можно рассмотреть только возглавляющего шествие капитана, шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга и еще нескольких человек? Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Причем портретное сходство иногда столь условно, что сам капитан Кок не узнал себя и просил живописца Хельста подправить полотно (к счастью, Хельст отказался это сделать). Вызывает смущение и неясность сюжета: по какому случаю собрался отряд? Похоже, стрелки подняты по тревоге, и неожиданный приказ о выступлении породил смятение в их рядах: они на ходу заряжают ружья, разворачивают знамя…

Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором), и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».


Геррит Лунденс. Копия картины «Ночной дозор». Сер. 17-го в.

Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца, и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».

Подлинный  колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор»  был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для  него зале. К немалому смущению искусствоведов, вдохновенно воспевших сумрачную  красоту ночной сцены, оказалось, что действие происходит при солнечном свете. Однако  после сенсационных открытий реставраторов картина не возвратилась к своему первоначальному названию, и  это, пожалуй, не случайно.  Ведь сами  по себе славные мушкетеры капитана Кока  мало интересовали художника. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24,28 и 34).

Настоящий герой картины  -  осененная  героическим духом, объединенная общим  движением  толпа, образующая нерасчленимое единство. Несколько раз повторяющиеся,  почти параллельные  диагонали, которые слева образованы  пикой, древком знамени и стволом мушкета,  а справа -  пиками, оружейными стволами и ободом барабана,  с двух сторон захватывают боковое пространство, и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть  более мощного людского потока. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении  алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет  прямо на зрителя. Эта картина -  моментальный снимок энергичного марша, а отнюдь не  групповой портрет, и короткое, как барабанная дробь, название  -  Nachtwacht, Night Watch, Nachtwache, Ночной дозор –  очень подходит ему.

Картина  слывет загадочной.  Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над  этим полотном.  Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г.

Самая манящая  среди загадок «Дозора» - изображение странной девочки  в золотом наряде. Она кажется карлицей:  ростом с ребенка, но с  лицом  молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.


Рембрандт ван Рейн. Портрет Саскии. 1633 г.

Но есть и множество других, более прозаических  толкований:  эта девочка – «маскот», т.е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. На поясе у девочки подвешена  тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно -  это скрытая шутка, основанная на  игре слов: на голландском языке  слова «коготь» («klauw») и  мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет! Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины? Представим себе, что девочки нет на холсте: композиционное равновесие картины сразу нарушается, без контраста с легкой фигуркой этой светлой малышки крупные мужские фигуры теряют масштаб, сцена утрачивает монументальность, в самой атмосфере картины пропадает какая-то струна - все словно гаснет и становится обыденным. Похоже, фигурка девочки с женским лицом и есть ключ ко всему полотну…

В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора», историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Им открываются интереснейшие вещи: ритмические соответствия линий, закономерности в, казалось бы, беспорядочном распределении света и тени. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Подобно тому, как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, когда беспокойная толпа превращается в организованный отряд, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, линий, световых пятен. В этом абсолютном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.

Автор: Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Очень качественный текст, Марина, хотя мне трудно с тонкостями сюжетов и композиций, я как-то иррационально отношусь к картинам. Вот у нас рядом с домом висит его автропортрет, в галерее Кенвуд, и на него мало, кто смотрит, поскольку в той же самой маленькой зале висит Вермейер, один из 4х в Англии. А картина сумасшедшая...

Еще есть Валтасар, меня даже вдохновивший на частушку: http://alexy7742.livejournal.com/50807.html
Спасибо, иррациональное отношение к картинам - по сути самое привольное. Автопортрет в галерее Кенвуд поздний в палитрой и кистями - один из лучших, но "Гитаристка" Вермеера тоже очень хороша!
в Амстердаме наоборот - толпы стоят вокруг "Дозора", а на прочие картины, даже не Вермеера, смотрят гораздо меньше.
В Национальной галерее еще два автопортрета хороших.
Стих очень смешной, но это не частушка, а такая песня что ли пародийная. В частушке 4 строчки.)
Марина,
вы правы, картина такая замечательная и многогранная, что сколько про неё не ишут, всё равно интересно. Например, посмотрите сюда, парень забавно написал про разные детали на картине.
Действительно, занятно! И есть элемент пародии на искусствоведческие изыскания со всеми этими схемами)),
Вобще журнал у человека интересный, спасибо!

Добрый день, Марина!

В 2005 году мы с мужем видели в Гааге прямо напротив дворца "Ночной дозор" в объеме, созданный двумя нашими скульпторами (склероз!).

Потом эта группа кучно стояла у нас возле Пушкинского музея, но не производила никакого впечатления. А в Гааге все персонажи располагались просторно, и можно было ходить между ними ВНУТРИ КАРТИНЫ! Непередаваемое ощущение!
А напротив на некотором отдалении сидел сам художник с мольбертом.

К сожалению, у нас не было фотоаппарата, думаю, если поискать, найдется и снимок этой группы. Но никакая фотография не передаст этот потрясающий эффект присутствия.
Авторы этой композиции - скульпторы Дронов и Таратынов. Она стояла в 2006 г. в дни юбилея в Амстердаме на площади Рембрандта, потом была в Москве перед Пушкинским, а вот про Гаагу я не знала.
Я видела фотографии из Амстердама, они есть в интернете, там фигуры стояли просторно. Это действительно очень интересная задумка, и выполнено на уровне, но увы, сама я не видела(
ДА, вот мы как раз с Натальей об этом говорили. Только мне с этой скульптурой упорно не везет: в год юбилея Рембрандта в 2006 я была в Москве, а скульптура стояла как раз в Амстердаме. В начале августа 2010 года я была в Амстердаме, а скульптура как раз была в Москве. Так и не встретились, совсем как у Хармса)))

Тогда же в 2005 году в Гааге мы побывали в замечательном месте - в миниатюрной копии Голландии. Подробно можно прочитать здесь

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%E4%FE%F0%EE%E4%E0%EC.

Так вот там можно было увидеть здание музея, которое доходило примерно до пояса, заглянуть в окошко, а там - зал "Ночного дозора" с экскурсантами и гидами. Муж даже уверял, что разглядел себя среди зрителей)))
Но чудо в том, что картина, величиной со спичечный коробок, была совершенно узнаваема, выписана до деталей...

Друзья, у кого есть возможность, свозите детей туда. Не пожалеете! Куда там всяким Диснейлендам...
На меня карлица с дохлой курицей производит скорей пугающее впечатление.
Обижаете!) Хорошая свежая курочка, ощипать - и в бульон. Котауси бы уж точно от нее не отказались...)))))
Марина, большое спасибо за детальный разбор и увлекательный рассказ, очень интересно!
Ну вот, только сейчас прочитал про мою бывшую "Ночную стражу". С ней столько всего связано, и альбом из несуществующей страны, и учения бравых голландских пожарных. А теперь еще и "дохлый петух" добавился.

Ночной дозор, картина на все времена... Прекрасное эссе, Марина!
Спасибо, Володя! Я и сама люблю эту статью, хотя это возможно, нескромно)))