возвращение кота

Мечеть Султанахмет в Стамбуле. Часть 1.



Подробный интересный рассказ об истории строительства самой известной  мечети Стамбула – Сутанахмет (она же Ахмедие и Голубая мечеть), а также о мытарствах туриста, который, чтобы попасть в мечеть, должен быть подобающе одет, но при этом разут), предлагает в своем посте zalgalina. А я пользуюсь случаем дополнить ее пост своими фотографиями. Я была в Стамбуле в не очень туристическое время – на рубеже февраля и марта, когда отсутствии тюльпанов компенсировалось отсутствием туристических толп. Хотя в мечети Султанахмет было несколько групп, все же оставалось пространство для передвижений и  фотографирования, которого в разгар сезона была лишена Галина. С удовольствием отправляю вас к ней за историческими подробностями, добавлю лишь несколько слов.




В этом посте я покажу интерьеры мечети, поражающие сплошным ковром керамической плитки, гладкой и узорной, в которой преобладает голубой цвет, за что мечеть и получила еще одно название - Голубая мечеть. Считается, что в мечети более 200 000 превосходных плиток из Изника. (Небольшой город Изник,  богатый залежами белой глины, был центром производства керамики, изникская керамика считалась лучшей в Турции.)



Теперь об архитектуре. Султанахмет – самая поздняя их крупных стамбульских мечетей: в 1550–57 годах построена Сулеймание, в 1597 году начала строиться Йени-Джами (завершена в 1665), в 1609-1616 годах возведена Султанахмет. Разница по времени небольшая, но принципиальная: мечеть Сулеймание строил великий архитектор Мимар Синан, и она недаром считается вершиной османской архитектуры, мечети Йени-Джами и Султанахмет строили его талантливые ученики. Мехмет Ага, архитектор Голубой мечети, стремился превзойти своего учителя, но все же не смог. Голубая мечеть остается несравненной  по декоративности убранства, но не по архитектурному решению. Надеюсь как-нибудь показать вам шедевр Синана - мечеть Сулеймание, а пока полюбуемся  райскими садами на стенах, куполах и  и колоннах Голубой мечети.



Слева  у колонны султанская ложа.


Очень мягкий и пушистый ковер  - важный элемент убранства мечети.



Самое главное место в мечети. Стена в направлении "Кибла" (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы -  к мусульманской святыне Кааба в Мекке). В центре  михраб — молитвенная ниша,  вырезанная из цельного куска мрамора. На нём установлен чёрный камень, привезённый из Мекки. Рядом с михрабом находится минбар — место имама для чтения проповедей. В стене три ряда  больших витражных окон, что не облегчает задачу фотографа(.



Свет падает из 260 окон витражных окон. Первоначально стёкла в них были венецианские,  позднее их  заменили.



Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метра и высотой 43 метра. Купол окружают четыре больших полукупола и двенадцать малых, а также четыре малых купола  по углам. Купола, полукупола и колонны украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда.




Купол опирается на четыре  колонны, диаметром по 5 метров. Считается, что они напоминают слоновьи ноги.













Здесь хорошо виден один из малых куполов.






Керамическая плитка прекрасно смотрится и издалека, и вблизи. В крупные узоры вписываются более мелкие, контуры узора всегда четко обозначены. Яркие, но не пестрые – в них  главенствует синий цвет при поддержке винно-красного и бирюзы, плитки вторят архитектуре, поддерживают и подчеркивают ее формы, но не спорят с ней. Покрытые керамической плиткой  стены отражают свет, кажутся невесомыми, а пространство – необъятным.





В орнаментах преобладают цветы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы на белом фоне. Одних лишь вариантов изображения тюльпанов в мечети насчитывают  более 50!



Posts from This Journal by “Турция” Tag

promo marinagra февраль 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Спасибо! Вы лучше меня справились с этими окошками, работа мастера)
видимо, правила стали строже, в 2012 году не требовали от женщин покрытой головы ни в одной из мечетей, в которых я была, кроме Эйюпа - там да, даже не мусульманкам нужно было надеть платок
Я была в 2013 году, помню эту возню с башмаками, а с прикидом только шарф был актуален - в начале марта куртка однозначно все закрывала), как там летом рассказывает в своем посте Галя, вроде довольно строго. Но ведь и в церквях христианских в Италии или Греции, например, дают одноразовую накидку или юбку, платок.
Очень красиво, очень. В Стамбуле пока не был.
Да, это они умеют)), Раньше было много израильтян, на круизных кораблях, сейчас наверное меньше, увы! .
Спасибо, Марина! Я хоть у тебя как следует рассмотрела мечеть. Например эти огромнейшие колонны я практически и не видела из=за толпы. И кроме того вокруг них сидели женщины - неудобно было рассматривать.
Конечно, красота неописуемая! Про керамику, вообще, молчу.
И за рекламу, конечно, благодарствую.
я уж не помню так подробно, но судя по всему я пробралась к краю заграждения и поэтому сумела снять это огороженное центральное пространство без помех. Но молящихся во время этого туристического наплыва вообще не было. Пересмотрела свои фото - с молящимися у меня как раз Сулеймание.
Про рекламу ты брось - это я к тебе присоседилась как лентяйка, поскольку ты очень глубоко и основательно прокопала тему, как, впрочем, всегда. А ты в Новой мечети была у моста? Там тоже красиво.
Великолепные фотографии! Хоть я и была в апреле, во время тюльпанового фестиваля, но народу в Голубой мечети было совсем немного. У Гали я писала, что очереди не было вообще.
Да у нас тоже не было очереди вообще никуда, но не было и тюльпанов, а был дикий ветер(((. Зависит еще от расписания круизных пароходов. Эти огромные корабли сразу наполняют город туристами.
Очень красиво, синий и красный великолепны.
Прямо калейдоскоп: свет и узоры :)

Какое совпадение, я только что из Стамбула. Правда, в мечеть не ходила)

Какая же красота! И фото замечательные, огромное удовольствие смотреть.
Спасибо, там из-за этих окошек очень трудно снимать.Сделаешь окошки четкие - внутри темно получается, но аллах немного помог)))
Марина, смотрю, вас там как важного гостя встретили, специальную фотосессию организовали.

Очень красиво, изображения людей по понятным причинам нет, но все выглядит очень естественно.
Да там полно было туристов, просто они все стояли перед входом и по бокам толпой, а центр зала был огорожен.
На Востоке дел привычное, они так навострились разрисовывать керамику, что делают это с невероятной скоростью и очень мастерки, это можно видеть по посуде.
Марина, спасибо за ваш интересный рассказ! Я читала несколько фотоотчётов об этой мечети, но так подробно про её интерьеры, и особенно керамическую плитку, ни у кого не встречала)))
Спасибо, пока экскурсовод рассказывала, я изловчилась пофотографировать)
Прекрасная сказочная мечеть. Как из волшебных сказок 1001 ночи... Столько красоты и любви в ней - так хочется, чтобы все это и в душах не гасло...
Знаешь, я в Стамбул ехала с некоторой опаской, в основном меня интересовали византийские храмы
и мозаики. Но красота турецких мечетей и дворцов меня покорила, как-то не вяжется эта безмятежность с мрачными нравами османской империи 17 века.














Мне очень понравилась цветовая гамма изразцового декора - изысканная такая! И узоры очень хороши!
У Вас бы получились, с Вашей любовью к цветам, прекрасные натюрморты в стиле стамбульской керамики! Кстати, у меня есть купленная в Стамбуле белая керамическая кошечка со стилизованной гвоздикой на груди, совсем как на этой плитке.
Затейливые узоры и чудесно сочетаются цвета - всё вместе очень красиво смотрится!
Находиться там приятно - на коврике посидеть, как на цветущем лугу, и кругом райские узоры)
Красота какая! Архитекторы - великие люди,все больше в этом убеждаюсь.Раньше я больше любила художников,сейчас меня вдохновляет архитектура.Это бесподобная красота!
Согласна, что у архитекторов творческое мышление художника должно сочетаться с математическими знаниями и озаренностью конструктора. Это уникальные люди!