возвращение кота

Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра

3686.jpg
Пьер Огюст Ренуар. Девушка, расчесывающая косу. 1885
Портрет Сюзанны Валадон

Сюзанна Валадон трижды вошла в историю искусства – как модель, запечатленная на множестве известных полотен и рисунков, как одаренная художница, и наконец, как одна из тех ярких, дерзких, очаровательных женщин, без которых невозможно представить себе жизнь парижской богемы рубежа 19-20 веков.



Сюзанна Валадон. 1880-е годы

Натурщица

Мaри Клементина Валадон, внебрачная дочь прачки, родилась в 1865 году, приехала с матерью в Париж пятилетней девочкой, сколько-нибудь приличного образования не получила, с детства любила рисовать и с детства же подрабатывала, как могла, - служила нянькой, швеей, официанткой в бистро, торговала на рынке. Начала карьеру цирковой акробатки, но после падения с высоты о цирке пришлось забыть.



Сюзанна Валадон. 1880-е годы


Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Сюзанны Валадон. 1885

Ее знакомству с парижскими художниками помогла профессия матери: та открыла на Монмартре прачечную, и обязанностью Мари стала доставка белья на дом. Одним из клиентов прачечной оказался известный художник из Лиона Пьер Пюви де Шаванн. Он по достоинству оценил классические формы и выразительное лицо девушки и пригласил ее позировать. Почти все фигуры монументального панно Пюви де Шаванна "Священная роща" (1884), которое ныне украшает вестибюль Музея изящных искусств в Лионе, рисованы с юной Мари Клементины.

RIMG2516
Росписи Пьера Пюви де Шаванна в вестибюле музея изящных искусств в Лионе. 1873


Пьер Огюст Ренуар. Танец в Буживале. 1883
Пьер Огюст Ренуар. Танец в городе. 1883
Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1883

Вскоре девушка начала позировать и другим художникам - Анри де Тулуз-Лотреку, Огюсту Ренуару, Эдгару Дега, Теофилю Стейнлену. Это она, прелестная и соблазнительная, танцует на полотнах Ренуара "Танец в Буживале" (1883) и "Танец в городе" (1883), стоит с корзиной в руках на фоне черных зонтов ("Зонтики", 1883). Это она, миловидная, свежая, с правильными чертами лица и скульптурным телом, смотрит с портрета Ренуара ("Девушка, расчесывающая косу", 1885). Это она – гибкая обнаженная купальщица Дега ("Купание в тазу", 1886).


Эдгар Дега. Купание в тазу. 1886
Позирует Сюзанна Валадон


В работах Тулуз-Лотрека мы видим совсем иную Мари: утомленная женщина отрешенно смотрит вдаль на портретах 1885 года, понуро сидит перед винной бутылкой ("Похмелье", 1888). Вот что пишет Анри Перрюшо о портретах Валадон в книге "Жизнь Тулуз-Лотрека": "Ренуар, который постоянно прибегал к услугам этой привлекательной натурщицы, в то же время, что и Лотрек, работал над ее поясным портретом "Девушка, расчесывающая косу" и с нежностью и наслаждением выписывал ее большие голубые глаза, изящный изгиб бровей, чувственный пухлый рот, густые темные волосы, разделенные пробором, ее пышную высокую грудь. В портретах Лотрека у Мари резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит прелесть своих двадцати лет. У нее не по возрасту печальное лицо, сжатые губы, мрачный, устремленный в пространство отсутствующий взгляд. Острый подбородок и вся ее поза - нервная, напряженная - свидетельствуют, несмотря на узкие плечи, на тонкую, непропорционально длинную шею, о силе воли, скорее мужской, чем женской".


Portrait_of_the_Painter_Suzanne_Valadon,_by_Henri_de_Toulouse-Lautrec,_1885_-_Ny_Carlsberg_Glyptotek_-_Copenhagen_-_DSC09473.jpg
Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Сюзанны Валадон. 1885

suzanne-valadon-in-1885-jean-fabris-1384386628_b.jpg
Анри де Тулуз-Лотрек. Похмелье. 1888
Портрет Сюзанны Валадон

Так как же на самом деле выглядела любимая натурщица парижских художников? Судя по сохранившимся фотографиям, у Валадон была, очевидно, очень изменчивая внешность: шляпка, прическа, покрой платья, освещение и настроение придавали ее облику новые оттенки и делали идеальной моделью для многих художников.
Насмешливый - и ревнующий – Тулуз-Лортек прозвал девушку Сюзанной: по его мнению, позируя стареющим импрессионистам, она уподоблялась Сусанне из библейского сказания, которая предстала обнаженной перед сладострастными старцами. Так помощница прачки и несостоявшаяся циркачка стала известна парижской богеме как натурщица Сюзанна Валадон, а вскоре - и как художница.


Теофиль Александр Стейнлен.
Портрет Сюзанны Валадон. Ок. 1880 


Художница

Художники, которые рисовали и писали Сюзанну (это имя с годами полностью вытеснило ее собственное) и не догадывались о том, что натурщица не только позирует, но и прилежно учится у каждого из них. Сюзанна внимательно наблюдала за тем, как создаются рисунки и картины, а дома, втайне от всех, работала над собственными произведениями. Она долго не решалась показать кому-либо свои творения, а осмелившись, пустилась на хитрость: ее наброски "как бы случайно" попались на глаза Тулуз-Лотреку. Лишь увидев, как он поражен и восхищен, Сюзанна призналась, что занимается живописью. Лотрек повесил работы Сюзанны в своей мастерской и удивлял ими гостей, которые и мысли не допускали, что уверенная рука автора принадлежит самоучке, да к тому же женщине!


Сюзанна Валадон. Автопортрет. 1898

В 1890 году Сюзанна показала свои произведения строгому мэтру Эдгару Дега, который без колебаний заявил "Вы наша!", купил у нее несколько работ и впоследствии оказывал молодой художнице покровительство. Валадон довольно быстро добилась успеха и признания. В 1894 году она стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств, участвовала во многих групповых выставках, однако ее первая персональная экспозиция состоялась лишь в 1911 году.

Toulouse_LAUTREC,_Henri_-_Portrait_de_Suzanne_Valadon_(Madame_Suzanne_Valadon,_artiste_peintre)_-_Google_Art_Project.jpg
Сюзанна Валадон. Скрипичный футляр. 1923


Сюзанна Валадон. Натюрморт с лилиями и фруктами. 1924

Самые ранние сохранившиеся произведения Валадон - "Автопортрет" и "Портрет матери" - относятся к 1883 году. За этими работами последовали уличные зарисовки, жанровые сцены, портреты, обнаженные модели, натюрморты, цветы, позднее – многочисленные изображения любимого рыжего кота Рамину.

the-blue-room-1923.jpg
Сюзанна Валадон. Голубая комната. 1923


Сюзанна Валадон. Брошенная кукла. 1921

Валадон очень серьезно относилась к работе, годами совершенствовала свои полотна и утверждала – вполне в ее стиле – что держит дома козу, которой "поручает" поедать неудачные холсты. Несмотря на такую требовательность художницы к себе, ее наследие довольно внушительно - 475 картин, 275 рисунков, 31 офорт.
Привычными материалами были для Сюзанны пастель и масляные краски. Нежная акварель ее не устраивала: она любила глубокий интенсивный цвет. В ее сочных контрастных полотнах формы выявлены и подчеркнуты энергичным темным контуром.

Joy_of_Life_MET_DT356454.jpg
Сюзанна Валадон. Забрасывание сети. 1914

Современников поражали "обнаженные" Сюзанны Валадон. У нее не было никаких представлений об ограничениях, которые накладывал на женщин-художниц того времени их пол. То, что она сама была моделью, придает ее работам с обнажённой натурой особую остроту, откровенность и какую-то безжалостную зоркость. В ее полотнах нет и намека на красивость, нет желания польстить моделям, идеализировать их, придать им поэтичность.


Сюзанна Валадон. Обнаженная с драпировкой. 1919 


Сюзанна Валадон. Женщина в белых чулках. 1924

"Не приводите ко мне женщин, которые ждут, что я изображу их обаятельными или приукрашенными, я их немедленно разочарую", - говорила художница.
Валадон – истинная находка для феминисток: в ее работах ощущаются неженская мощь и внутренняя монументальность, все ее творчество отрицает облегченное "женское искусство". И в то же время в своей
частной жизни Сюзанна была женщиной до мозга костей.

raminu.jpg
Сюзанна Валадон. Кот Рамину, сидящий на драпировке. 1920


Сюзанна Валадон. Луизон  и Рамину. 1920

Легенда Монмартра

Один из биографов Валадон сказал, что любовь была для нее столь же естественна, как закат и восход, и столь же быстротечна. Она кружила головы своим друзьям-художникам, одно увлечение сменяло другое. Когда в 1883 году юная натурщица родила сына Мориса, в предположениях о возможном отце ребенка недостатка не было. Пюви де Шаванн? Ренуар? Некий господин Буасси? Когда мальчику было 8 лет, его усыновил приятель Сюзанны, каталонский архитектор, живописец и арт-критик Мигель Утрильо. Говорят, Утрильо пошутил по этому поводу, что для него большая честь подписать произведение одного из великих мастеров. Так будущий знаменитый художник Морис Утрилло получил имя.


Сюзанна Валадон. Портрет Мориса Утрилло. 1921

Сюзанна свела с ума композитора Эрика Сати, на полгода став единственной в его жизни любовью, но больше всего страданий она причинила Тулуз-Лотреку. Анри Перрюшо в уже упомянутой книге "Жизнь Тулуз-Лотрека" с большим сочувствием к своему герою описывает хитрости и уловки Сюзанны, при помощи которых она добивалась от художника всего, чего пожелает. Склонность Валадон к эпатажу веселила парижскую богему. Она могла разгуливать с пучком моркови вместо букета и безудержно баловала своих любимых кошек: в пятницу, постный день, они "как добрые католики" питались исключительно икрой вместо рыбы.


Сюзанна Валадон. Портрет семьи. 1912
(Андре Уттер, Сюзанна Валадон, Морис Утрилло, мать Сюзанны)


В 1896 году Валадон вышла замуж за обеспеченного биржевого маклера. Солидный брак позволил художнице полностью сосредоточиться на живописи, но Сюзанна не была бы сама собой, если бы этот респектабельный союз стал завершением ее бурной жизни. В 1909 году сорокачетырехлетняя Сюзанна увлеклась приятелем сына, двадцатитрехлетним красавцем и начинающим художником Андре Уттером. Она оставила своего маклера и в 1914 году вышла за Уттера замуж.


16-01-NUVO-Magazine-Spring-2013-SCALAWAGS_72-73_PAGE_1_IMAGE_0001.jpg
Сюзанна Валадон, Морис Утрилло (в центре) и Андре Уттер


Сюзанна Валадон в студии

Валадон, Уттер и Утрилло (их прозвали на Монмартре "La trinité maudite" - "проклятая троица") жили совместно, причем Морис Утрилло, который с юности страдал жестоким алкоголизмом, часто сидел взаперти под присмотром санитара, доставляя матери и отчиму немало хлопот. Когда Утрилло, требуя спиртного, начинал буйствовать, Валадон невозмутимо объясняла встревоженным гостям: "Это шалит мой кот Рамину!".
Сюзанна находила оригинальный выход из любого положения. Однажды, застав неверного супруга с подружкой, она заперла парочку в комнате и, на потеху соседям, целую неделю кормила любовников вареной капустой, которую они поднимали в ведре через окно.


Сюзанна Валадон с Морисом Утрилло (слева),
 Андре Уттером и котом Рамину. 1919


В послевоенные годы Сюзанна подружилась с Амедео Модильяни, который написал ее портрет и утверждал, что это единственная женщина, которая его понимает. Валадон прожила долгую жизнь и успела увидеть, как известность ее сына, последнего певца богемного Монмартра, превзошла ее собственную: ее все чаще называли матерью Мориса Утрилло, а потом уже художницей. Но она все еще оставалась легендой Монмартра, и когда в 1938 году Сюзанна Валадон умерла, ее проводили в последний путь мастера нового поколения - Андре Дерен, Пабло Пикассо, Жорж Брак.



Морис Утрилло. Монмартр, рю Корто, 12. 1921
Здесь жила и работала Сюзанна Валадон.


Ателье Валадон и Утрилло в музее Монмартра на рю Корто, 12

В доме на рю Корто, где с 1912 по 1926 годы жила и творила "проклятая троица", расположен ныне музей Монмартра, который в 2015 году отметил 150-летие со дня рождения художницы большой ретроспективной выставкой. В честь Сюзанны Валадон названа небольшая площадь у подножия Монмартра, ее имя носит небесное тело – астероид 6937 Valadon.



Сюзанна Валадон. Автопортрет. 1927



Сюзанна Валадон. Кот Рамину. 1922

Сюзанне Валадон и Рамину, а также другим котолюбивым художникам Франции,
посвящена страничка французского выпуска котоальманаха "Коты через века":

http://marinagra.livejournal.com/143847.html

Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), номер 7, 2017

Posts from This Journal by “живопись 20 века” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Спасибо, очень интересно! Красивая женщина и ПРЕКРАСНАЯ художница!
И яркая личность). Как художница она, мне кажется, недооценена. Мощные работы!
Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмарт
Пользователь uchitelj сослался на вашу запись в своей записи «Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра» в контексте: [...] открыите для меня! Оригинал взят у в Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра [...]
Спасибо большое за интереснейший рассказ! Какая талантливая художница, на уровне знаменитых мэтров. и тем не менее не известная широкой публике. Как так могло случиться?
Даже не знаю - в то время отношение к художницам-женщинам было уже достаточно уважительным, и коллеги ее ценили. Может быть российской публике она не так известна, потому что ее работ в России совсем не было. Но как модель ее знают все, хотя бы по "Зонтикам" и "Танцам" Ренуара.
Спасибо за рассказ. Интересная судьба
Время было такое, и место волшебное - Париж. Расцвет талантов!
Смотрела в ее глаза и думала - какую внутреннюю драму она всю жизнь гасила эпатажем? Глаза у нее грустные и в 20, и в 50... Потрясающая женщина, и удивительная художница, у нее и в ее работах такая горькая правдивость...
Художники всегда, что бы ни писали, пишут себя. У нее это чувствуется очень сильно - такая мощная энергетика у картин, что даже интернет-репродукции - морозом по коже...
Да, вот что значит внутренний стержень - ни образование не нужно, ни происхождение хорошее, когда внутри огонь и талант. И ведь это чувствовали все вокруг нее - не художники ее выбирали, а она их. И не в красоте было дело, а в этом магнетизме сильной независимой личности.
Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмарт
Пользователь ioann_otrock сослался на вашу запись в своей записи «Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра [...]
Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмарт
Пользователь mixail_shagurin сослался на вашу запись в своей записи «Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра» в контексте: [...] Оригинал взят у в Сюзанна Валадон: натурщица, художница, легенда Монмартра [...]
Интересная художница. А лицо незаурядное что в молодости, что в возрасте.
Не красавица, но нечто большее. у Ренуара она милашка, но сама себе не льстила).

Очень интересно, спасибо!
Я и забыла, что Валадон тоже была котолюбивой)


Отрадно все-таки видеть, что  female gaze  в искусстве, о котором так много стали говорить в последние годы, пробивался местами и раньше.

Да, я собственно ею заинтересовалась сначала в связи с котом Рамину и его портретами) еще как пробивался! Она совершенно не держалась в рамках дамского искусства, как , например, добропорядочная импрессионистка Берта Моризо.
У Моэма в "Острие бритвы"
Сюзанна Рувье. Очень яркие параллели: натурщица, художница, обеспеченный супруг.
Спасибо за рассказ.
Re: У Моэма в "Острие бритвы"
Спасибо, интересная убедительная параллель, просмотрю роман с этой точки зрения)

Edited at 2017-08-17 06:34 pm (UTC)
Так вот, оказывается, кто та красотка на картинах Ренуара из серии Танец!
Марина, спасибо вам огромное за этот интересный и подробный рассказ! Я читала с большим удовольствием.
Нашла в интернете портрет Сюзанны авторства Модильяни. Это мой любимый художник. Конечно, она там изображена в фирменном стиле Амедео))) Приятный такой портрет - коричневый костюм очень идёт художнице и гармонично сочетается с серо-голубым фоном.
Добавила ваш пост себе в закладки))
Как интересно. Спасибо, работы у нее очень интересные.
как интересно, спасибо! никогда не слышала про такую художницу, а картины, для которых она позировала, видела! похожа на саму себя она больше всего на автопортретах))
Совершенно согласна, она себе не льстила, в отличие от Ренуара, и не создавала порочный образ, как Лотрек)