возвращение кота

Великопостные метаморфозы фрайбургского алтаря

В декабре мы любовались РОЖДЕСТВЕНСКИМИ СЦЕНАМИ на створках алтаря в соборе Богоматери во ФРАЙБУРГЕ. Посмотрим, какие метаморфозы претерпел алтарь по окончании Масленицы.


Великопостный покров (1612 г.) устанавливают перед алтарем собора Богоматери во Фрайбурге.
Фото из газеты "Badische Zeitung", 20 февраля 2015 года.

"Пепельная среда" (Aschermittwoch) - печальный день в Германии: масленичный карнавал заканчивается, шуты с надрывными воплями сжигают чучело масленицы и убирают до следующего года свои красочные костюмы, уборщики выметают с улиц груды  конфетти. А в соборе Богоматери во Фрайбурге в этот день завешивают сияющий яркими красками алтарь скорбным великопостным покровом (Fastentuch).



Великопостный покров полностью закрывает алтарь и всю заалтарную часть собора.

Самый большой в Европе великопостный покров весит около тонны, и переместить его в собор непросто. Из специального хранилища в резиденции соборного настоятеля вывозят огромный футляр на колесиках - свернутый в рулон покров, который упакован вместе с постоянно работающим кондиционером.  В соборе рулон  укладывают перед алтарем и осторожно разворачивают, медленно поднимая с помощью хитроумных конструкций его  верхнюю часть. Затем полотно укрепляют  по бокам на стенах хора. Весь процесс установки занимает несколько часов.



Великопостный покров, высота которого двенадцать с половиной метров, а ширина – около десяти метров,
точно подогнан по размеру к ширине хора. Он полностью закрывает не только сам алтарь, но и проход к нему из собора.



Покров сделан из  холста и расписан масляными красками. Центральную композицию с изображением Распятья обрамляет фриз с двадцатью пятью сценами Страстей Христовых.



Не так давно покров отметил  четырехсотлетие: он создан в 1612 году и на сто лет старше самого алтаря. За свою долгую жизнь покров обветшал и некоторое время не использовался, но в 2003 году был отреставрирован и теперь снова закрывает алтарь  с Пепельной среды до Зеленого четверга на Страстной неделе.



Не думайте, что  в этот период туристов в соборе меньше обычного: наоборот, экскурсоводы  отмечают, что, хотя сам алтарь  недоступен,  жители Фрайбурга и гости во множестве стекаются посмотреть на такое чудо как  старинный  великопостный покров. О том, что в соборе вывешен Fastentuch, каждый год сообщают местные газеты.


Великопостный покров. Фрагмент. Мария Магдалина.


Великопостный покров. Фрагмент. Богоматерь.


Великопостный покров. Фрагмент. Богоматерь.


Интерьер собора


Великопостный покров. Фрагмент.


Великопостный покров. Фрагмент.



Что скрывается за великопостным покровом, мы увидим в апреле, а сейчас зайдем через капеллы собора  за алтарь и посмотрим на его оборотную сторону. Распятье на оборотной стороне алтаря - шедевр Ганса Бальдунга Грина, который заставляет вспомнить о произведениях его учителя Альбрехта Дюрера и о знаменитом  ИЗЕНГЕЙМСКОМ АЛТАРЕ Матиса Нитхардта.


Ганс Бальдунг Грин. Распятье. Оборотная сторона алтаря собора Богоматери во Фрайбурге, 1512-1516


Ганс Бальдунг Грин. Распятье. Фрагмент центральной композиции оборотной стороны алтаря.
Юноша в красном берете - автопортрет Ганса Бальдунга Грина.


Ганс Бальдунг Грин. Фрагмент  створки оборотной стороны алтаря.


Ганс Бальдунг Грин. Створка оборотной стороны алтаря. Святой Иероним  и Иоанн Креститель.
Св. Иероним в красной кардинальской мантии вытаскивает  с помощью шипа занозу из лапы хромого льва.


Пределла. Нижняя часть оборотной стороны алтаря

Posts from This Journal by “прекрасные алтари” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
А как же его поднимали в Средневековье?
Понятия не имею.). Ну уж если на собор поднимали многотонные статуи, то и покров поднимать навострились, наверное. Мне порой кажется, что в прошлом люди были посмекалестее нас и преодолевали невероятные трудности весьма остроумно)
Совершенно точно посмекалистее, они его даже не испорили за столько лет.
Для такого огромного холста, который находится почти все время в свернутом виде, это невероятный срок - 400 лет! Должно быть очень умелое хранение. Чуть туже или с перекосом свернешь - и осыпется.
Ничего не знала о нем, очень интересно, спасибо. Весь Великий пост висит, да?
До Страстного четверга. Честно сказать, я никогда не видела подобный покров где-то еще в Европе. Правда, надо попасть в храм именно в это время.
Удивительный покров! Интересно, а в других европейских соборах закрывают алтари на это время?
Да, вот в статье в Вики приводятся примеры в Германии, Австрии и Швейцарии.
https://de.wikipedia.org/wiki/Fastentuch
Но я другие покровы никогда не видела - время такое почти еще зимнее, когда особо не путешествую. Хотя несколько покровов выставлено в музеях.
Спасибо, посмотрела!
Во Фрайбурге - просто чудесный, и такой древний!
Удивляет и размер, и его сохранность, и живописность!
Стиль живописи, особенно на боковых клеймах, очень свободный, эскизный, есть что-то местами даже импрессионистическое)
Великопостные метаморфозы фрайбургского алтаря
Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Великопостные метаморфозы фрайбургского алтаря» в контексте: [...] Оригинал взят у в Великопостные метаморфозы фрайбургского алтаря [...]
Когда я писала, у меня было утро))) Думала, что вы уже давно отдыхаете, и прочтёте мой комментарий утром))
Понятно), А я не спала, хотя был поздний час) Удивилась!
Я тоже полуночница, редко могу заснуть раньше часа ночи.
Покров потрясающий! Это просто чудо, что это сокровище смогло сохраниться после всех этих лет, несмотря на то, что каждый год его разворачивали и заново устанавливали.

Сам Ганс Бальдунг Грин расписывал и смотрит на нас так же, как он смотрел на прихожан собора 400 лет назад!

Смотрит, смотрит, я всегда с ним общаюсь). Грин - автор алтаря, а покров создан на сто лет позднее, в 1612, кто его автор мне не удалось найти.
Поражает размер покрова! И что удивительно, он до сих пор целый!
Отреставрировали удачно. И потом в свернутом виде краски не выцветают, он не пылится. А вот мыши могли погрызть)
Наверное, его целая бригада котов охраняет))
Потрясающе! Вот это размеры и как здорово, что такие шедевры научились хорошо реставрировать!
А еще мне ужасно нравится эта особенность мастеров старой школы изображать себя в образе "одного из толпы".
И старушка-Европа кое-чем может еще удивить). А автопортреты - это следствие самоосознания творцов, которые перестали чувствовать себя простыми ремесленниками и стремились напомнить о своем авторстве современникам и потомкам. Вроде росписи.
Спасибо. Как всегда, очень интересно, познавательно. Сколько поразительного в мире, о котором многим не известно, хотя для кого-то это обычная их жизнь. Вот жители Фрайбурга это чудо видят каждый год. Они, наверное, воспринимают это иначе? Также поражаются, удивляются? Или свыклись? Но гордятся -точно! )
Просто потрясающая красота!
(Заходите в гости к нам с Фелей - у нас сейчас вполне себе симпатичная, совершенно кошачья запись).
С Днем рождения!))) Пусть сбудутся все надежды)))
Великопостные метаморфозы фрайбургского алтаря
Пользователь the_morning_spb сослался на вашу запись в своей записи «Великопостные метаморфозы фрайбургского алтаря» в контексте: [...] Оригинал взят у в Великопостные метаморфозы фрайбургского алтаря [...]