Толерантность, любовь, творчество

Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы

Продолжаем цикл  "Путешествия по СССР".  Из высокогорного города-курорта ДИЛИЖАН мы отправляемся странствовать по Дилижанскому заповеднику, осматривая древние монастыри: знаменитые Гошаванк и Агарцин, а также  малоизвестные, затерянные в лесах. О том, как выглядели эти монастыри в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik).

Unbenannt-3.jpg
Монастырь Гошаванк

"Орущих камней государство" - так назвал Осип Мандельштам Армению в цикле стихотворений 1930 года. "Каменная летопись!" Без этих слов вряд ли обходится какая-нибудь книга по армянской архитектуре. "Айастан – карастан" ("Армения - страна камня"): с этим не поспоришь. Армянский туф - очень прочный камень, способный выдержать суровый высокогорный климат, - в то же время удивительно податлив и под рукой резчика  превращается в каменное кружево крест-камней хачкаров.

Unbenannt-3.jpg
Монастырь Гошаванк

Армянские храмы и монастыри – это, прежде всего, камень разных фактур и оттенков: песочный, розоватый, серый, гладкий или шероховатый, чистый или покрытый мхами и лишайниками. Постройки порой кажутся порождением каменистых, поросших лишь выжженной рыжей травой горных склонов. Таков монастырь Гошаванк: он стоит  на фоне скалистого склона, и путник издалека видит его силуэт. Камень на фоне камня, камень на фоне неба – и ничего больше.

МОНАСТЫРЬ ГОШАВАНК

Unbenannt-3.jpg
Монастырь Гошаванк. Из  конусообразных куполов  трех  храмов  в 1979 году уцелел  всего один.

Справка
Монастырь Гошаванк расположен примерно в 20 км восточнее Дилижана, в селе Гош. Монастырь был возведен в XII веке на месте разрушенного землетрясением древнего монастыря Гетик и получил название Нор-Гетик (Новый Гетик). Впоследствии монастырь стал называться  Гошаванк в честь Мхитара Гоша - политического деятеля, богослова и выдающегося ученого, который основал монастырь и принимал участие в его строительстве. Гошаванк был одним из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении.
В монастырский ансамбль входят характерные для армянской средневековой архитектуры крестово-купольные церкви с конусообразными куполами  Сурб Аствацацин (церковь Богоматери, 1196) и Сурб Григор (Святого Григория, 1241), маленькая церковь Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя, 1241), притвор (1203), двухэтажное книгохранилище с колокольней (1291), здание школы (XIII в.), галерея (XIII в.), несколько часовен (XIII в.).


Unbenannt-3.jpg
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин (церковь Богоматери, 1196) с конусообразным куполом.

Unbenannt-3.jpg
Монастырь Гошаванк

Unbenannt-2.jpg
Монастырь Гошаванк

Армянские монастыри и храмы были в ту пору – в 1979 году - в основном не действующими: в них не было никакого церковного убранства, не проводились службы. Однако, уединенно стоящие высоко в горах, никем не охраняемые, они не были разорены и поруганы, как большинство церквей в тогдашней России. Абсолютно пустые – разве что несколько свечек поставлено на месте алтаря, они не были заперты или  превращены в склады, их разрушало  только время, а не люди. В этих пустых храмах ощущалась особая лаконичная красота.

Unbenannt-2.jpg
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин, интерьер

Unbenannt-3.jpg
Монастырь Гошаванк. Сурб Аствацацин, интерьер

На фоне строгого камня церквей  особенно яркими казались пестрые ленточки, повязанные паломниками на "древо желания", растущее возле храма. (Древний обычай повязывать ленты на деревья в надежде на исполнение сокровенных желаний существует у многих народов).

Unbenannt-3.jpg
"Древо желания" близ монастыря Гошаванк

Unbenannt-2.jpg
Сушка табака в селении Гош

Unbenannt-3.jpg
Юный житель селения Гош


МОНАСТЫРЬ АГАРЦИН

Unbenannt-3.jpg
Монастырь Агарцин, 11-13 вв. Вид с северо-запада

Справка
Монастырь Агарцин расположен в 18 км от Дилижана в верховье реки Агарцин (левый приток реки Агстев). Монастырь построен в XI—XIII веках. Древнейший храм монастырского комплекса, крестово-купольная церковь Сурб Григор (Святого Григория), была заложена в конце X века бежавшими от преследований монахами из Западной Армении, подвластной Византии. Позднее были возведены церкви Сурб Степанос (1244), главный храм монастыря Сурб Аствацацин (1281), часовни (XIII в.), усыпальницы царского рода Багратидов (XII в.), трапезная (1248) и различные монастырские службы. В 12 веке Агарцин был крупным центром духовной и культурной жизни края.

Unbenannt-3.jpg
Монастырь Агарцин. Главный храм  комплекса - Сурб Аствацацин. 13 век

Дилижанский заповедник – зеленый оазис в Стране камня. Горы здесь покрыты лесами, и каменные храмы  чаще контрастируют с  природой, чем  гармонируют с ней. Монастырь Агарцин, окруженный лесистыми горами,– одна из главных достопримечательностей Армении. Знаменитая трапезная Агарцина, возведенная зодчим Минасом в 1248 году, – чудо армянской архитектуры. Историки искусства отмечают, что зодчий нашел здесь новую форму перекрытия: без дробящих пространство внутренних устоев. Трапезная разделена на две квадратные в плане части, перекрытые системой перекрещивающихся арок.

Unbenannt-3.jpg
Интерьер трапезной агарцинского монастыря. 1248

Мы решили отправиться к Агарцину пешком с рюкзаками, чтобы сполна насладиться видами, но передвигаться по петляющему среди холмов шоссе оказалось совсем непросто. В то время туристов в Армении было немного, и человек с рюкзаком вызывал всеобщий интерес. Почти каждая проезжающая мимо машина останавливалась, и водитель предлагал нас подвести. Мы вежливо отказывались и продолжали взбираться вверх по шоссе, пока нам не перегородил дорогу огромный туристический автобус. Из него вышел дородный водитель с невероятной длины свисающими усами и, воскликнув "Нэ могу смотреть, как такой дэвушка этот мешок несет!", запихал нас в автобус.
Оказалось, что автобус везет в Агарцин участников международной научной конференции. Группу сопровождал молодой человек спортивного вида, который представился нам как гид Интуриста. Когда мы оказались в знаменитой монастырской трапезной, он деловито измерил ее шагами, после чего задал отцу неожиданный вопрос: "Знаете ли вы, как надо ее взрывать?" Отец честно признался, что не знает. "Вот, - сказал он, - смотрите: один заряд под эту колонну, один под эту. И все рухнет!" Удивившись столь специфическим познаниям гида Интуриста, мы с ним согласились.

Unbenannt-3.jpg
Монастырь Агарцин

Unbenannt-3.jpg
Притвор церкви Сурб Григор в Агарцине. Конец 12 - начало 13 вв.
Справа - крест-камень хачкар

Unbenannt-3.jpg
Притвор церкви Сурб Григор в Агарцине


МОНАСТЫРЬ ДЖУХТАКВАНК

В заброшенном монастыре Джухтакванк сделано всего два слайда – но каких! Этот уединенный уголок был, видимо, излюбленным местом окрестных жителей для совершения обряда матах. Вернее было бы сказать "псевдоматах", поскольку в атеистические советские времена этот старинный обряд Армянской апостольской церкви (напомню, что это одна из древнейших христианских церквей) был искажен и приобрел языческий смысл.
Изначально матах (буквально «поднести соль») — это обряд благотворительной трапезы. Он заключается в освящении соли и приготовлении с нею мяса, которое раздается неимущим. Обряд появился вместе с принятием в Армении христианства в начале 4 века. Важно подчеркнуть, что священник в храме освящает только соль, с которой приготовляется мясо, приносить в церковь животных не разрешается. Животное для матаха благотворитель режет дома, без каких-либо  религиозных ритуалов (по традиции, это животное мужского пола — бычок, баран, петух).

Unbenannt-3.jpg
"Жертвенник" в  монастыре Джухтакванк


В советские времена, однако, возникли представления о матахе как о ритуальной кровавой жертве. Люди приносили к пустующим храмам (желательно уединенным и заброшенным) жертвенных животных, обносили их несколько раз вокруг церкви и закалывали, оставляя на "жертвенниках" отрезанные головы и лапки петухов, уши баранов. Именно такой "жертвенник" мы и увидели в Джухтакванке.

Unbenannt-2.jpg
"Жертвенник" в  монастыре Джухтакванк

МОНАСТЫРЬ МАТОСАВАНК

Unbenannt-7.jpg
Монастырь Матосаванк, церковь

Справка
Матосаванк — небольшой монастырь в 3,5 км к северо-западу от Дилижана, в горном лесном массиве вблизи от монастыря Джухтакванк. Монастырский комплекс пребывает в руинах, зарос кустарниками, частично присыпан землей. Он состоит из церкви, притвора и книгохранилища, примыкающих друг к другу. Церковь из грубо тесаного камня построена в 1205 году. Это небольшое строение, покрытое ложным сводом. (Приём кладки, при котором образуется подобие  сводчатого потолка. В отличие от истинного свода, впервые появившегося в Древнем Риме, в ложном своде камни укладываются не «в распор», а слоями, в виде окружностей уменьщающихся диаметров.

Unbenannt-5.jpg

Монастырь Матосаванк, интерьер церкви

Unbenannt-8.jpg
Монастырь Матосаванк, интерьер церкви

Unbenannt-9.jpg
Монастырь Матосаванк, интерьер церкви

Unbenannt-3.jpg
Матосаванк. Ложный свод церкви

Unbenannt-4.jpg
Матосаванк. Ложный свод церкви

Автор нашего путеводителя "Армения – открытый музей" Ю. Кириллова предупреждала: "Найти Матосаванк, несмотря на простую ориентировку, довольно трудно — высокая, в рост человека, трава и заросли кустарника, плотной стеной окружившие памятники, надежно прячут его от посторонних глаз". Однако мы не убоялись углубиться в заросли и отыскали этот заброшенный, разрушающийся под натиском буйной растительности монастырь, таинственный и печальный. В наши дни он, как пишут, продолжает разрушаться, восстановить его невозможно из-за оползней.

Unbenannt-2.jpg
Монастырь Монастырь Матосаванк, книгохранилище

Лишайники окрасили разрушающиеся стены монастыря в  рыже-коричневый цвет,
и снова вспомнились  армянские стихи Мандельштама:
"Ах, ничего я не вижу, и бедное ухо оглохло,
Всех-то цветов мне осталось - лишь сурик да хриплая охра".

Unbenannt-6.jpg
Монастырь Матосаванк, стена книгохранилища

На этом закончились наши прогулки по монастырям Дилижанского заповедника,
мы начали совершать все более далекие выезды по Армении. Продолженiе будетъ!

О Дилижане можно прочитать здесь:
Часть 1.  Воспоминания о Дилижане. Последний из молокан
Часть 2. Дилижан сорок лет спустя: в поисках рая

Unbenannt-5.jpg

Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1979 году фотоаппаратом "Киев"
на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM UT18, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

Posts from This Journal by “слайды” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 226
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Такая своеобразная архитектура - ни с какой другой не спутаешь.
гид-подрывник - это очень неожиданно))))
Армения - страна чудес! ))) Был еще один безумный гид, но это в другом монастыре)
Вот так, географически и этнографически, путешествовать по СССР, я готова) Но только так.
Каждый находил свое - красоту и в СССР никто не отменял, просто как-то основной поток жизни был на другое ориентирован.
Фотографии производят просто удивительное впечатление. А отрубленные головы петухов и я помню.
Спасибо), Головы - постоянные спутники церковной архитектуры были в то время. Мы в первый раз их увидели в Эчмиадзине, по-моему, но об особенностях обряда матах мы в ту пору не знали. Удивительный обряд! Сейчас, насколько я понимаю, ему возвращен первоначальный смысл.
Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана:
Пользователь newsmart сослался на вашу запись в своей записи «Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы» в контексте: [...] взят у в Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы [...]
Прекрасные снимки - они точно передают лаконичную и величественную красоту этих сооружений!
Ваши рассказы про путешествия в СССР доказывают, что если есть желание, интерес, любознательность, то всегда найдётся и возможность...
Спасибо, Галина! Да, множество было интереснейших маршрутов по СССР. До сих пор жалею, что не все успела. но все же многое.... Благодаря традициям семьи - путешествия были приоритетом. Вед с раннего детства меня возили туда-сюда. Одно время мне это не очень нравилось, но потом втянулась)
Агарцин - кажется, что там холодно. Столько камня, бррр. Что-то мне укутаться захотелось.
Жертвенник меня очень расстроил((( Как порою глуп человек в предрассудках своих.
Там довольно высоко, поэтому, как везде в горах, приятно, когда солнечно. А в тумане и облаках бррр, это да.
Ну не огорчайтесь, это еще не самое страшное проявление предрассудков - снести голову петуху, которому так и так дорога в кастрюлю).
Покой, тишина и умиротворение... То, чего так не хватает в нынешнее время, и чего уже, наверное, не могут дать даже эти древние камни... Удивительное ощущение - умиротворение без смирения... Потрясающее чувство...
Без смирения, но с гордостью. Тишина была, да, безлюдье. Смотрела современные фото - там музеи, реставрация сделана, площадки всякие, народ. А ощущения вечности поубавилось...
Большое спасибо Вам и Вашему батюшке. Суровая красота! От вида отрубленных петушиных голов - брррр!
Спасибо) Ну надо же разбавить суровую красоту ужасом и мистикой))) не дрогнула рука фотографа при виде петушиных голов)
Очень аскетичные, пронизанные духом времени памятники древности. Армении очень повезло, что что до этих храмов не добрались "взрывники". Прекрасный расказ о путешествии, погружающем в историю этой страны.

А петушиные гребешки делают эти памятники живыми, своего рода связь прошлых веков с настоящим.
Да, взрывник в роли гида - это еще не самое худшее)))) Спасибо, Володя, что за гребешки заступились! Некоторых читательниц они расстроили.Мне они представляются колоритным и ярким в полном смысле слова штрихом )

Edited at 2017-02-06 07:13 am (UTC)
Удивительная архитектура. Лаконичная и прекрасная.
Как мне нравятся фотографии Вашего отца! Удивительная передача цвета, замечательные ракурсы, полное ощущение, что я сама побывала в тех местах! Не смогла бы сформулировать, почему так получается. И замечательный рассказ так хорошо дополняет слайды!
Спасибо большое!
Спасибо сердечное, очень приятно прочитать такой отзыв). В слайдах есть некая магия, они ближе к живописи, чем цифровая фотография, а ракурсы - это да, искусство фотографа. В рассказе общими усилиями старались донести целостное впечатление, атмосферу.
"Камень на фоне камня..." Как же хорошо, Марина, ты это сказала.
Никаких армянских корней не имею, но помню, как меня заворожил маленький армянский храм в Феодосии и его хачкары. Порывалась съездить в монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму. Но не было попутчиков, а сама побоялась идти несколько км через лес.
А у вас, Марина и Анатолий Моисеевич, насладилась полностью этой строгой, завораживающей архитектурой. Считаю, что показанные фотографии - это жемчужины. И как же замечательно, что ты, Марина, вытащила их на свет Божий!
Интересна фотография обработки табака. Я обратила внимание, что в прошлых постах была фотография табаковых полей. А здесь видно, как весь этот процесс происходит. Интересно, как там сейчас? Наверное, всё так же...А какие ослики с мальчиком! У вас была настоящая этнографическая экспедиция.
На последней фотке - моя любимая неприметная гвоздичка-травянка. И тут вы мне угодили!!!
Галя, бальзам на душу твои слова! Про камень - это строки Мандельштама меня вдохновили в нужном направлении.
Армении у нас еще много, будем думать, как ее лучше представить. Я все ждала, когда читатели заметят мальчика с осликом и сцену обработки табака. Селение Гош, насколько помнится, не очень впечатляет, но вот эти бытовые сценки с выразительными персонажами мне очень нравятся. То что на слайдах второй части были табачные поля я, по своей ботанической необразованности, конечно, не знала. Спасибо, что просветила))), а гвоздичку я сначала не хотела сканировать, вроде нет особого сюжета, скромный цветочек, и фотографируют цветы на современных камерах великолепно, а потом решила ее помиловать и как заключительную нотку дать в конце.
Тебе бы очень понравилось в Армении, не сомневаюсь: красота природы, архитектуры, богатейшая и трагическая история.
Эту архитектуру ни с чем не спутаешь. Очень специфическая.
Очень удивило жертвоприношение. Неожиданно.
Снимки приятные, снова порадовался.
Мы ужасно удивились, когда первый раз увидели. Но о смысле и об эволюции обряда я узнала только сейчас, когда готовила пост. Мужчины относятся более снисходительно, а дамы расстраиваются) Буду разбирать дальнейшие слайды, еще найду петушков)))
Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана:
Пользователь rama909 сослался на вашу запись в своей записи «Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы» в контексте: [...] взят у в Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы [...]
Путешествия по СССР. Армения. Вокруг Дилижана: монасты
Пользователь navy_chf сослался на вашу запись в своей записи «Путешествия по СССР. Армения. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы» в контексте: [...] взят у в Путешествия по СССР. Армения. Часть 3. Вокруг Дилижана: монастыри и петушиные головы [...]
Слайды достойны быть опубликованы в National Geographic! Потрясающие кадры!
Матосаванк, борющийся с буйной растительностью, напомнил мне один из моих любимых камбоджийских храмов - Та Пром.
Спасибо, Аня! А мне Матосаванк напомнил запретный город, описанный Киплингом в "Маугли". Там похожий такой образ отступающего под напором джунглей камня, ощущение тайны...
Армянские монастыри необычайно живописны!
Но я с содроганием отвернулась от останков петухов - не для моей нервной системы.
Марина, какой потрясающий пост! И какое удивительное качество снимков для того времени!

Древняя армянская архитектура - это что-то невероятное. Так лаконично и так выразительно. И так интересно строители обыграли структуру камня! А эти каменные кружева...
Только петухов жалко.

И надо же, у меня на френдленте пост опять не отразился, хотя проверяю ее регулярно.
Леночка, спасибо за эмоциональный отзыв, я не сомневалась, что ты по достоинству оценишь армянскую архитектуру. Птичку петушка жалко, но ей ведь все равно дорога в суп(. Представляешь, какое впечатление производили на меня, юную и чувствительную деву, эти петушиные останки!
Френк шалит, негодник, я замечаю, что иногда он по-другому показывает ленту через короткое время вдруг в середине ленты появляются посты, которых полчаса назад не было.