Толерантность, любовь, творчество

Домашний музей: сербский умывальный кувшин


Умывальный кувшин. Начало 20 века. Фаянс. Высота 29 см, диаметр дна 15 см

Не так давно я рассказывала о прабабушкиной ступке, которая, хоть и была очень тяжелой, сопровождала нашу семью во всех переездах и до сих пор служит мне  верой и правдой на кухне. Ее ровесником и соседом на кухонной полке был фаянсовый умывальный кувшин в стиле модерн, который, по воспоминаниям моего отца, в семье называли сербским. Он еще в дореволюционные времена был куплен в Одессе у сербов, но, в отличие от ступки, давно  уже не использовался по назначению - наступила эпоха водопровода. Тем не менее этот громоздкий, хрупкий и довольно увесистый  кувшин путешествовал в компании со ступкой из Одессы в Армению, в ДИЛИЖАН, где семья жила в начале 1930-х годов, потом в Москву, потом - в Германию. Сейчас он стоит у меня дома на верху книжного шкафа.


Фрагмент росписи кувшина

Не так давно я узнала, что сербским наш кувшин именовали с полным правом: он не только был куплен у сербов, но и со всей очевидностью был изготовлен в Сербии или в местах к ней близких. Минувшей осенью я встретила  родичей нашего кувшина... в Черногории, в странном музее на островке Госпа Шкрпела (Богородица на Рифе) в Боко-Которской бухте.


Музей в церкви на островке Госпа Шкрпела  в Черногории

Очаровательный островок Госпа Шкрпела  - искусственный, насыпной.  После того как в 15 веке близ морского утеса была, по преданию, найдена чудотворная икона, местные жители бросали на этом месте  камни, пока из воды не вырос остров. (Остров, конечно же, заслуживает отдельного рассказа и показа, но не будем отвлекаться от кувшина.) На  крохотном островке-платформе стоит церковь Богородицы, а при ней имеется небольшой музей, больше похожий на склад. Несколько комнаток забиты самыми разными предметами, ценными и не очень, которые попали сюда разными путями - начиная с богатых даров и заканчивая трофеями с затонувших или ограбленных кораблей. Все эти разношерстные экспонаты представлены в живописном беспорядке, без какой-либо системы и больше частью без пояснительных подписей.




И вот среди ключей, чугунных утюгов, старинных швейных машинок, посуды, бутылей и прочих  сосудов я  вдруг увидела родственников нашего сербского кувшина! Они были точно такого же размера, той же  формы и, судя по декору, того же времени, что и наш кувшин, но в отличие от него, в полном  комплекте - с умывальным тазом! Наш же кувшин с самого начала был без таза, во всяком случае, отец  умывального таза не помнит.


Этот кувшин по стилю особенно похож на наш!



Не знаю, что думают о своих кувшинах сотрудники музея на островке Госпа Шкрпела,  но наш кувшин дама из комиссии по вывозу культурных ценностей в Москве  не сочла таковой ценностью и милостиво дала разрешение на его вывоз за рубеж. За что ей спасибо!

Про  историю островка Госпа Шкрпела  и про тамошний музей подробно  и интересно рассказывает
Галя -  zalgalina
http://zalgalina.livejournal.com/57790.html
http://zalgalina.livejournal.com/58021.html

Posts from This Journal by “домашний музей” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 226
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Строгие формы и лаконичная роспись - удивительно, изящества нет и в помине, а оторвать взгляд невозможно. Столько тепла, домашнего уюта, любви - из рук в руки, и так - сотню лет...
И музей чудесный. Тоже - теплый. Хочется прикоснуться ко всем этим горшкам и посудинам, и представить, как дышал хлеб на тех тарелках, терпко пахло густое вино в бутылях, и подрагивало жаркое в горшках... Здорово!
Как же ты всегда верные слова находишь, Рита! Музей тем и мил, что не музейный, такая живописная свалка минувшей жизни, и очень ты верно заметила - предметы несут воспоминания об этой жизни, потому что они живые - без ярлычков, не отчищены от копоти и пыли, не расставлены в строгом порядке в витринах.Такая пещера Алладина).
Какая удивительная вещь! И как современно выглядит.
Модерн! Всегда остается современным! Жаль, тазика нету!
Удивительно, что рисунок совершенно не покоробился, качество же неважное, вещь недорогая.
Какая интересная история кувшина! Предсавляю, как Вы обрадовались, когда увидели его родственников в таком своеобразном музее.
Да, очень удивилась, совсем этого не ожидала! Тем более столько впечатлений было в этой поездке. И вдруг - как привет из семейной истории, эти кувшины.
Замечательная вещь! А тазик, видимо, оказался более уязвимым - вот и в музее разбитый...
Почитала и Галины посты - как всегда, очень познавательные. Спасибо!
Я собственно об этих местах узнала впервые от Гали, и мечтала с тех пор посетить Боко-Которскую бухту, чудо природы. У нее на одном фото есть на заднем плане кувшин, но я его тогда не заметила.
Наверное, очень приятно было встретить сородича Вашего кувшина! Помню этот островок, но видела его только с берега и с парома... Вообще, Черногория - очень живописная страна!
Это был неожиданный сюрприз! ). Моей главной целью был соседний островок с монастырем и кипарисами, похожий на остров со знаменитой картины Арнольда Бёклина "Остров мертвых", но там не причаливают катера, а к Богородице на Рифе причаливают ненадолго. Места красивейшие, что и говорить!
Орнамент и правда ар-нуво :) А на других музейных кувшинах узоры на любой вкус.
Подумать только, кувшину 100 лет, а как "молодо" выглядит! :) Люблю такие музеи.
Даже уже больше ста, думаю! Сейчас бы могли формально не выпустить на выезд как предмет старше 100 лет.
Я бы тоже его не оставила, не смотря на водопровод))
Да и вооще - летом горячую воду отключают, так что вполне пригодится)
В Москве его у нас не использовали, когда отключали воду. Он довольно тяжелый и всегда находилась более удобная посуда. а потом с годами он становился все более почтенным, и использовать его в повседневной жизни как-то и в голову не приходило. )
Молодцы, что сохранили. Состояние для такого солидного возраста удивительное.

Интересно, откуда срок 100 лет, неужели ценность имеют только предметы, созданные до 1917-го года?

Какое-то неуважительное отношение к советскому периоду!
Ну просто надо же какую-то границу установить. Не обязательно до 17 года, этот срок меняется со временем. 10 лет назад это были предметы созданные до 2007 года. То же и с книгами. Предметы и , созданные более 50 лет назад, требуют экспертизы, созданные более 100 лет назад вывозу не подлежат. Если у книги есть год выпуска, то прочее - на усмотрение эксперта. Предметы искусства - картины, например, даже современные, требуют заключения эксперта. Марки требуют экспертизы. Если таможня обнаружит предметы, не имеющие заключения эксперта, большие неприятности, могут пришить дело о контрабанде ценностей. Большой штраф, а то и срок!
Однако драконовские законы, уходящие корнями в советские времена. Как мне кажется, главной целью было ограничить уезжающих из страны в возможности иметь хоть сколько-нибудь значительные средства. Человек со средствами - свободный челивек, мало ли что ему в голову придет, неважно турист он, или отьезжающий на постоянное место жительства. Ну и конечно, невозможность вывезти свое имушество было дополнительным анти-стимулом для тех, кто задумывался об эмиграции.
во всех странах есть такие законы, хотя они наверное как-то варьируются. Перемещать ценности через границу - дело дорогое и хлопотное. А что является ценностью и насколько ценностью - это тоже непростой вопрос. Вот в советское время были действительно драконовские ограничения на объем и содержание багажа отъезжанта. Так что нам повезло!

Edited at 2017-01-31 03:30 pm (UTC)
За Европу не скажу, a в Америке и Канаде нет особых ограничений на перемещение предметов искусства, если, конечно, они не краденые:

"Original works of art (i.e. paintings, drawings, pastels, collages and decorative plaques) with or without their frames are duty-free under Chapter 97 in the Harmonized Tariff Schedule (HTS)."

Интересные вещи происходят, если вы решили продать картинну в странах ЕС:

" The Resale Rights Directive, which was implemented across the European Union in 2006, requires that artists receive a 4% share of the sale value of works sold for under €50,000, with the percentage decreasing as the sale price increases above that mark. The highest sum that can be paid to an artist upon the resale of a work is €12,500, which applies to all works sold for more than €2,000,000."

Купили вы, скажем, картину любимого художника, но потом решили продать.

Что же, будьте добры отчислить ему еще 4%, вдруг он голодает. В некоторых случаях платитиь надо и после смерти художника. С другой стороны, чтобы художник сильно не заелся, максимальная выплата не должна превышать €12,500. И это правильно, лишние деньги вредят творчеству, а то забросит "холсты и краски", да и отправится в кругосветное путешествие.


Красавец-кувшин! И ведь действительно похож на своих "братьев" из музея)))
Видно сербы освоили эту форму и делали разный декор, на вкус покупателя. )
Милый кувшинчик. А что вы с ним делаете?
Нашла на своих фото "твой" кувшин. Вот ведь как бывает!
Спасибо,Марина,за рекламу!
Ну надо же.. Представляю как вы были обрадованы встретив "родственников" кувшина... Прекрасная история и симпатичный "герой"
Спасибо, Катя), Я в этот момент меньше всего думала о нашем кувшине. Бегала, фотографировала... - и вдруг....
Такая романтика: Ваш кувшин и собратья с затонувших кораблей )))
А может просто подграбленнная у окрестного населения утварь),
Тоже романтика: сидит себе бедная старушка у бедного камелька и любуется на единственную ценную вещь, которую сто лет назад подарил ей любимый - на кувшин, и вдруг влетает в хибарку здоровенный монах, хвать кувшин - и исчез. Навсегда.
Не у разбитого корыта сидит, а у разбитого кувшина или, что скорее, у разбитого тазика)