Рене Магритт

Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата"



Фонд Бейлера (Fondation Beyeler) в Базеле славится своим собранием искусства 20 века и масштабными выставками, которые  становятся заметными событиями европейской художественной жизни. Выставка "По следам 0,10 - последняя футуристическая выставка живописи" (Auf der Suche nach 0,10 - die letzte futuristische Ausstellung der Malerei) проходит в Базеле с 4 октября 2015 по 10 января 2016. Она приурочена к  столетию знаменитой выставки «0,10» (ноль-десять), которая состоялась в Петрограде зимой 1915-1916 годов.
Из более чем 150 работ, которые выставлялись в Петрограде, почти две трети были утрачены, но благодаря участию Третьяковской галереи, Русского музея, Музея современного искусства (Нью-Йорк), Центра Помпиду (Париж), в общей сложности 33-х государственных и частных коллекций из семи стран, организаторам экспозиции в Базеле удалось частично реконструировать выставку, заполнив пробелы работами, созданными участниками выставки в Петрограде в те же годы.



Афиша выставки "По следам 0, 10" в Базеле


Афиша последней футуристической выставки картин «0,10» в Петрограде. 1915


Последняя футуристическая выставка картин «0,10» проходила в художественном бюро Надежды Добычиной (Дом Адамини) на Марсовом поле в Петрограде с 19 декабря 1915 года по 17 января 1916 года. Называя выставку "последней футуристической", участники декларировали завершение футуристического периода в русской живописи, на смену которому шел супрематизм.


Страница каталога выставки «0,10»



События и даты: экскурс в историю русского искусства начала 20 века


Участники выставки: фотографии и биографии

Выставка была организована по инициативе одного из участников, художника Ивана Пуни. «0,10» — это не одно число (одна десятая), а числа ноль и десять, перечисленные через запятую. Ноль означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме, десять - количество художников, первоначально планировавших участвовать в выставке. Однако когда участников стало четырнадцать, название не было изменено.


Зал русских художниц-футуристок:  Любови Поповой, Надежды Удальцовой и Ольги Розановой

Под сенью легендарного «Черного квадрата» Казимира Малевича через сто лет в Базеле встретились произведения почти всех  остальных участников «0,10» — Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Ивана Клюна, Михаила Менькова, Веры Пестель, Ивана Пуни, Натана Альтмана, Марии Васильевой, Василия Каменского, Ксении Богуславской, Анны Кирилловой. Некоторые из этих художников принимали участие в Первой футуристической выставке «Трамвай В», проходившей в марте 1915 года.



Любовь Сергеевна Попова ( 1889 — 1924) — крупнейшая художница русского авангарда
(супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), график, дизайнер, театральный художник.


Любовь Попова. Натюрморт. 1915





Любовь Попова. Рельеф "Портрет дамы". 1915


Любовь Попова. Путешественница. 1915



Почтовые открытки, посланные Любовью Поповой Александре Деге в Бирск. 1915


Надежда Андрееевна Удальцова (1886 — 1961) — яркий представитель русского авангарда в живописи (кубофутуризм, супрематизм) .




Работы Надежды Удальцовой. На переднем плане картина  "Кухня" 1915.



Работы Надежды Удальцовой и Любови Поповой (слева)




Надежда Удальцова. За пианино, 1915


portrait_bogouslavskaya_580.jpg

Ольга Владимировна Розанова (1886 — 1918) — одна из крупнейших художниц русского авангарда.


Ольга Розанова. Письменный стол. 1915



Ольга Розанова. Уличный кинотеатр "Модерн". 1915
IMG_7373.JPG
Ольга Розанова. Шкатулка для рукоделия. 1915





Мария Ивановна Васильева (1884 — 1957) — французская художница русской эмиграции.




Мария Васильева. Крыши. 1915


Мария Васильева. Испанская бухта. 1915


portrait_bogouslavskaya_580.jpg
Вера Ефремовна Пестель (1887— 1952) — художница и педагог.


Произведения Веры Пестель




Владимир Евграфович Татлин (1885 — 1953) — живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из  символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма.




Владимир Татлин. Угловой рельеф. 1914

malewitsch-raum_940.jpg
Иван Альбертович Пуни, во французском  языке Жан Пуньи́ ( Jean Pougny, 1894 — 1956) — русско-французский художник-авангардист, супрематист и кубист.

portrait_popova_580.jpg
Иван Пуни. Рельеф. 1915


Произведения Ивана Пуни

Иван Пуни. Портрет жены художника. 1914


Иван Васильевич Клюн (настоящая фамилия — Клюнков, 1873 - 1943) — русский художник
и теоретик искусства, мастер русского авангарда.




Иван Клюн. Озонатор. 1914


Иван Клюн. Беспредметная композия. 1914



Василий Васильевич Каменский (1884 — 1961) — русский поэт-футурист,
один из первых русских авиаторов.


Василий Каменский. Портрет Николая Евреинова. 1915


Сборник Каменского «Нагой среди одетых», в соавторстве с поэтом-любителем Андреем Кравцовым. 1914

portrait_bogouslavskaya_580.jpg
Михаил Иванович Меньков (1885 — 1926) — художник и фотограф. Деятель русского авангарда,
ближайший помощник Казимира Малевича периода общества «Супремус».




Михаил Меньков. Газета, 1915








Натан Исаевич Альтман (1889—1970) — русский и советский живописец, художник-авангардист (кубизм),
скульптор и театральный художник, заслуженный художник РСФСР (1968).

Натан Альтман. Кувшин и помидоры. 1912



Ольга Розанова, Ксения Богуславская и Казимир Малевич на выставке «0,10»




Ксения Леонидовна Богуславская (Богуславская-Пуни, Пуни-Богуславская; 1892 — 1971) — живописец, график, театральный художник, дизайнер, поэтесса. Входила в творческое общество художников-авангардистов «Супремус». С 1913 года — замужем за Иваном Пуни. Их квартира и мастерская в Санкт-Петербурге была с 1913 по 1915 годы своеобразным «салоном», местом встреч художников и поэтов, авангардистов и футуристов.



Анна Михайловна Кириллова (1886 -1967).
Об этой художнице известно мало, ее работы не сохранились.



Каталог выставки "По следам 0,10" в Базеле

malewitsch-raum_940.jpg
Казимир Северинович Малевич ( Kazimierz Malewicz, 1879 - 1935) — художник русского авангарда, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из самых ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени. На современных художественных аукционах работы Малевича оставляют далеко позади произведения других русских и советских художников, их стоимость доходит до 60 миллионов долларов.


Экспозиция работ Малевича на выставке «0,10», фотография 1915 года.

"Звездой" выставки «0,10» был Казимир Малевич. В "красном углу" выставочного помещения, где у православных по традиции висят иконы, Малевич водрузил «Черный квадрат», указанный в каталоге как «Чёрный четырёхугольник» и ставший впоследствии  известнейшей картиной русской авангардной живописи, «иконой русского авангарда». Были представлены и другие картины Малевича, всего более 30, в том числе «Чёрный крест», «Чёрный круг», «Красный квадрат».
Реакция современников на выставку была бурной и неоднозначной. Так Александр Бенуа резко раскритиковал её и, в особенности, «Чёрный квадрат». Многие критики были недовольны тем, что Малевич демонстративно повесил картину в красный угол.



Казимир Малевич. Черный крест (1915), Черный квадрат (1929), Черный круг (1915)

Соратники Малевича не были готовы полностью принять супрематизм и признать его наследником футуризма, поэтому Малевичу не разрешили упоминать супрематизм ни в каталоге, ни в экспозиции. Полотна носили сложные, развёрнутые названия, что отчасти было связано с запретом на название «супрематизм». Картины вывешивались в ночь перед открытием лично Малевичем, чтобы никто раньше времени их не увидел. За несколько часов до вернисажа он написал от руки несколько плакатов с надписью «супрематизм живописи» для неподготовленной публики. На вернисаже распространялась книга-манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданная Михаилом Матюшиным.

Казимир Малевич. Черный квадрат. 1929. Гоосударственая Третьяковская галерея.
На выставку в Базеле  привезли более поздний вариант "Черного квадрата", а не тот,
который был представлен в экспозиции 1915 года.


День открытия выставки, 19 декабря 1915 года, можно считать дебютом "Черного квадрата", но стоит вспомнить, что впервые прототип "Черного квадрата" предстал перед публикой на театральной сцене. Третьего и пятого декабря 1913 года в петербургском театре «Луна-Парк» прошли спектакли футуристической оперы «Победа над Солнцем». Музыку и тексты для авангардного спектакля о людях будущего сочинили композитор Михаил Матюшин и поэт Алексей Крученых, а за художественное оформление отвечал Казимир Малевич. Черный квадрат появился в эскизах декораций и костюмов как новый символ солнца. В одном из действий театральный занавес с изображением огромного четырехугольника не раздвигался, а разрывался пополам.
Малевич создал несколько вариантов "Черного квадрата": две картины хранятся в Третьяковской галерее, одна в Русском музее, одна в Эрмитаже. Они отличаются размером и фактурой.



Несколько отвлекаясь от выставки, напомним, что "Черный квадрат" сопровождал своего создателя в последний путь. По инструкциям, оставленным художником в завещании, его друзья заказали гроб сложной формы, в головную часть белой крышки вписали черный квадрат, а в изножье – красный круг. В мае 1935 в советском Ленинграде по  Невскому проспекту прошла супрематистская похоронная процессия: перед автомобилем, обтянутым красной тканью с квадратом и кругом по бокам, шла ученица художника с «Черным квадратом» в руках.





Залы Малевича на выставке в Базеле

Малевич умер, но  его "Квадрат" продолжает жить  в мировом искусстве. Черное  супрематическое солнце уже столетие  вдохновляет художников разных стран. Их достижениям посвящена еще одна выставка в Фонде Бейлера –

"Black Sun" - "Черное солнце"

На этой выставке представлены 36 произведений, авторы которых вступают в творческий диалог с Малевичем, начиная с его современников Василия Кандинского и Пита Мондриана и заканчивая известными художниками  21 века. Абстрактный экспрессионизм и минимализм, кинетизм и концептуализм – все течения искусства 20 века вышли, согласно концепции выставки, из "Черного квадрата", как русские писатели из "гоголевской шинели". Кураторы выставки поясняют: "Выставку "Черное Солнце" не следует понимать как всеобъемлющий обзор наследия Малевича, она не претендует на историческую полноту. Скорее, она должна дать пищу для размышлений, выявить не только параллели с Малевичем, но корреляции и контрасты".



Пит Мондриан, Нидерланды. Композиции  начала 1930-х гг.



Жан Тингли, Швейцария. Мета-Малевич. Мета-механический рельеф. 1954



Жан Тингли, Швейцария. Метаморфоза. 1956


Марк Ротко, США. Работы 1960-х гг.


Сол Левитт, США.  Настенная роспись. 1981


Дэн Флавин, США. Монумент 1 В. Татлину. 1964



Сол Левитт, США. Куб. 1969

Энди Уорхол, США. Черно-белые несчастья (15 смертей 17 раз в черно-белом). 1963



Илья и Эмилия Кабаковы, Россия - США. Супрема, пропущенная Малевичем. Черный угол. 2006





Джонатан Монк. От А к Б и обратно. 2003
(Превращение черного квадрата в красный)



Произведения Ричарда Серра, США. 2000-е годы



Тони Смит,  США. Десять элементов. 1975-79 гг.



Обе выставки сопровождаются обширной культурной программой: экскурсии, доклады, концерты, перформансы с пением русских романсов чтением футуристических стихов на русском языке, мастер-классы для детей и взрослых по изготовлению супрематических коллажей, поделок, сумок, сеансы художественного разрисовывания лица в супрематическом стиле и прочие развлечения. 19 октября, в столетнюю годовщину открытия петроградской выставки, гости приглашались в "Wodkabar" выпить за искусство и за сотрудничество России и Швейцарии. Супрематическое солнце светит всем!


Перформанс!
Русские романсы под гитару: "Только раз бывает в жизни встреча..."



Перформанс!
Исполнение футуристических стихов


"Заклятие смехом" Велемира Хлебникова:
"О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!"

Зрителям раздавались листовки с переводом на немецкий язык фрагментов поэмы В.Маяковского
"Облако в штанах" (Wolke in Hosen) и стихов Велимира Хлебникова.


Сувениры! Супрематические канцтовары):карандаши. ластики, блокноты...


Сувениры: супрематические чашки и черные матрешки


Сувениры!  "Супрематические носки" и фигурки для вырезания

Posts from This Journal by “живопись 20 века” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Там и на улицах современного искусства хватает.
Спасибо за экскурсию, Марина.
Почему-то мне кажется, что полюбоваться на Мону Лизу народа больше собирается. Вот и в Нью-Йорке в музее современного искусства Гуггенхайма в залах можно насладиться тишиной и покоем :)
Народу конечно не так много, как на предыдущей выставке Гогена, например, или на выставке сюрреализма, но достаточно - люди ходят в основном группами с экскурсоводом,. Я просто стараюсь фотографировать без людей или с людьми, которые кстати в кадре. К тому же мы приехали очень рано, к открытию, потом народ понабежал.
Не Мона Лиза, конечно, но и Базель - не Париж) а вообще, квадрат - это и есть Мона Лиза модернизма)
Очень интересная выставка - с исторической ссылкой, спасибо! Хороши работы русских авангардисток, особенно "Портрет дамы" Любови Поповой! И ещё здорово развешаны работы.
Дизайн выставки, вернее двух выставок, замечательный, в супрематическом духе, одно удовольствие фотографировать. Попова - моя любовь. Настолько мощные работы!
Огромное Вам спасибо! Это просто изумительно!
Очень приятно, спасибо) Это искусство далеко не всем по нраву)
Наверное, в приличном обществе неприлично признаваться, что твои чувства спят при встрече с этим искусством) Но для меня это основной критерий: нет вызываемых чувств - нет и искусства. Для меня, повторюсь. Не посягаю на основы, как говорится... )
Случается... ) Это искусство взывает к разуму и эстетическому чувству больше, чем к эмоциям и сопереживанию.
Спасибо за роскошный репортаж) Как раз пишу заметку о том, что каталог этой выставки теперь вышел и по-русски. Очень помогли!)
) спасибо. Полный каталог по-русски вышел? Отличная новость! Я так особо не углублялась, и так получился пост громадный.
Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столети
Пользователь eliseevna_50 сослался на вашу запись в своей записи «Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата"» в контексте: [...] у в Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата" [...]
Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столети
Пользователь allagalla сослался на вашу запись в своей записи «Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата"» в контексте: [...] у в Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата" [...]
поразило отсутствие народа .. прямо вот захотелось приехать и, наконец-то! насладиться конструктивизмом в полную силу!
Это я так фотографирую. Если заметите, у меня даже в Альгамбре и в Парке Гуэль народу нет)))). Не люблю народ.... почти всегда мешает. Хотя изредка выразительна фигура кстати. ))). а если серьезно - мы рано приехали, потом народ подтянулся. но вообще не так много, как на импрессионистах, например, модернизЬм))) Приезжайте! до 10 января
На родине Малкевича разоблачили,как плагиатора...А в Ба
Пользователь vvm1955 сослался на вашу запись в своей записи «На родине Малкевича разоблачили,как плагиатора...А в Базеле выставка столетия шедевра!!!» в контексте: [...] у в Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата" [...]
Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столети
Пользователь slavikap сослался на вашу запись в своей записи «Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата"» в контексте: [...] у в Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата" [...]
Спасибо, с удовольствием прогулялась, хорошие фотографии)) Вспомнилась выставка Малевича в Ленинграде в 1988 году, каталог сохранился)) было много народу и даже некоторый ажиотаж

В 88м это было начало перестройки, свежий ветер модернизма). Каталог - это большая ценность. в Базеле роскошные каталоги, очень дорогие. Мне написали в комментах, что базельский каталог, который у меня на фото, полностью издан на русском языке.
Дайджест № 231
Пользователь natali_ya сослался на вашу запись в своей записи «Дайджест № 231» в контексте: [...] зимой 1915-1916 годов. Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата" [...]
Рассматривая, невольно увлекаешься, но всё равно не могу ни понять, ни проникнуться.
Но вот некоторые картины явно и, наверное, уже опосредованно вдохновляют на создание коллажей - когда разнородные части изображений и вырезок сходятся на одной плскости
Это искусство. которое сами художники комментировали, оно подтверждало и иллюстрировало их революционные художественные концепции. Недаром Малевич писал манифесты и философствовал). Сами художники помогают понять. И хотя без всяких объяснений это красивые декоративные вещи, но суть их понимается только через слово. О этом много написано, самими художниками и искусствоведами. Поэтому правильно делают те посетители, которые участвуют в экскурсиях по выставке, они проводятся каждые полтора часа.
Кстати интересно, что дети, которые частенько унывают от классики, прекрасно реагируют на беспредметное искусство, они легко понимают его эмоциональный посыл. Хотя "Квадрат" это уже тоже классика))))
Спасибо!
Здорово побывать на такой выставке. Говорят - репродукции не передают всего того, что чувствуешь, когда живьем видишь.
Это да, репродукции не заменят живую выставку, в том числе и потому. что картины собраны и развешаны с определенным смыслом, сопровождаются пояснениями. Выставка - уникальный художественный организм. Хорошо, когда остается фундаментальный каталог, по которому можно судить о выставке, когда она уже закрылась)
Не люблю я такое искусство, ничего не могу с собой поделать, но вот кружку такую бы купил))
))). Если в нее налить пиво, а еще лучше вино - глядишь, и искусство понравится)))
Какая интересная и обстоятельная выставка. С каким бы удовольствием там побродил. Спасибо, Марина.
В музее Тель-Авива, помнится, много авангарда, отличная коллекция!
Вот именно, что "Базель не Париж", где еще увидишь такую представительную выставку.

Для меня главным открытием стали новые имена, Ваильква, Удальцова, Пестель и другие. Что касается картин, то на первый взгляд это геометрический хаос форм и красок, но этот хаос отражает стремительное становление двадцатого века и впечатление от лучших работ очень сильное, каждая форма, каждый фрагмент несет определенный смысл и вместе они создают цельный образ, иногда воспринимаемый только на подсознательном уровне.

Большое спасибо за такой подробный виртуальный тур! Хорошо сказано про " уникальный художественный организм", не каждая выставка может этим похвастаться, в Базеле это получилось.
Спасибо, Володя, я была уверена, что Вы оцените. только это не хаос, а своего рода новая гармония, Художники были очень озабочены тем, чтобы пластически сгармонизировать беспредметную композицию. Эти дамы в допотопных нарядах были настоящими архитекторами в живописи. И это чувствуется, когда ходишь по залам - насколько выстроена каждая работа.
в Базеле великие мастера выставочной деятельности, сколько уже прекрасных выставок там видели! нам повезло, что такой город рядом.
Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столети
Пользователь sergej_manit сослался на вашу запись в своей записи «Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата"» в контексте: [...] у в Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата" [...]
Какая удивительная выставка! Даже в России (на родине) художники-супрематисты - достояние эстетов. Малевича, конечно, знают все, а вот дам-футуристок немногие. Это для любителей и знатоков. И вдруг в Базеле такое глубокое погружение в тему, причем русские мотивы активно обыгрываются.
в Европе наоборот - русское реалистическое искусство 19 века не знают совсем, и в музеях его нет, потому что десятилетиями все покупалось и продавалось только внутри своей страны. А знают как раз авангард - во многих музеях есть произведения, ими интересуются коллекционеры. В Базеле в коллекции фонда Бейлера есть Кандинский и многие другие. Часть работ на выставке из постоянной экспозиции фонда. В фонде Бейлера всегда находят интересный поворот темы. Не просто собирают работы некоего художника или группы художников, но как-то концептуально все объединяют, провоцируют зрителя. Иногда в основе выставки спорная, но очень творческая и плодотворная идея. Каждая их крупная выставка запоминается.
Марина! Огромное вам спасибо, увидела ваш пост в чужом журнале и пошла к вам посмотреть. Никогда не видела работ этих русских художниц-футуристок, а работы их замечательные. И вообще увидела много очень интересных картин здесь у вас. Спасибо, без вас бы не повидала.
Рая, рада приветствовать Вас на выставке). В Русском музее, я думаю, есть работы этих художниц, или хотя бы некоторых из них. В запасниках они и раньше были, но их не выставляли.
Базель отмечает столетие "Черного квадрата"
Пользователь tiina сослался на вашу запись в своей записи « Базель отмечает столетие "Черного квадрата"» в контексте: [...] бо Выставка "По следам 0,10" : Базель отмечает столетие "Черного квадрата" [...]
Потрясающе! Как начинающий галерист завидую белой завистью.