возвращение кота

Всемирная выставка EXPO 2015 в Милане



Со 2 мая по 31 октября в Милане проходит Всемирная выставка Э́кспо (EXPO 2015).
Ее тема - «Накормить планету. Энергия для жизни».
Отправляясь в Милан, вспомним историю всемирных выставок. С тех пор как в 1851 году в Лондоне прошла первая «Великая выставка промышленных работ всех народов», всемирные выставки (с 1967 года они называются Экспо) стали своего рода "культурным дневником", в котором человечество уже более полутора веков фиксирует свои технические достижения.


Логотип Всемирной выставки в Милане  с многоцветной надписью EXPO 2015.


Фуди - талисман выставки, созданный по мотивам картин Джузеппе Арчимбольдо.

Заметный след оставили выставки в архитектурном облике городов, когда-либо удостоившихся их проводить. Построенный для лондонской выставки 1851 года Хрустальный дворец не сохранился до наших дней, но без упоминания об этом чуде из железа и стекла не обходится ни один труд по истории архитектуры. Не будь всемирных выставок, возможно, Париж остался бы без Эйфелевой башни – ведь она была построена "всего лишь" как входной павильон Всемирной выставки 1889 года, и одно время ее даже предполагали по окончании выставки разобрать. В Париже к той же выставке открыли легендарное кабаре Мулен Руж, а к выставке 1890 года были построены дворец Гран Пале, мост Александра Третьего, вокзал (ныне музей) Орсэ. Выставка 1929 года подарила Севилье площадь Испании, а Барселоне - поющие фонтаны, которыми по сей день любуются туристы со всего света. Как не вспомнить скульптуру Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", венчавшую павильон СССР на парижской выставке 1937 года, как не упомянуть символ Брюсселя павильон Атомиум (1958), башню Спейс Нидл в Сиэтле (1962), Музей "Биосфера" в Монреале (1967), самый длинный в Европе мост Васко да Гама и одноимённую башню в Лиссабоне (1998).


Девушка в фирменной одежде - волонтер Экспо - направляет поток посетителей.

Но куда более внушительным будет перечень промышленных новинок, революционных изобретений и инновационных технологий, которые впервые были представлены на всемирных выставках. Телеграфный аппарат, телефон, фонограф, подводный кабель, шарикоподшипники, двигатель внутреннего сгорания, электрическая лампочка, прорезиненная ткань, цветная фотография, гидравлический лифт, скафандр для подводного плавания, подводная лодка, дирижабль, велосипед, рентгеновский аппарат, люминесцентная лампа, бульонный кубик, космический спутник, пишущая машинка, резиновые шины, сотовая связь, 3D технологии, сенсорный экран и многое другое.


Площадь Италии на пересечении двух осей выставки - короткой Кардо и длинной Декумано.


Выставочная ось Кардо отдана  хозяйке выставки -  Италии.
Кардо ведет к искусственному озеру с композицией "Древо жизни" и к павильону "Дворец Италии".




На площади Италии и вдоль Кардо расположены  небольшие павильоны,
в которых  представлены  продукты и кулинарные традиции всех регионов Италии.


Самые первые всемирные выставки были ориентированы прежде всего на демонстрацию новейших достижений, но начиная с парижской выставки 1867 года, когда страны-участницы впервые разместили свои экспозиции в специально построенных павильонах, и перед взорам посетителей предстали тирольская деревня, русская изба, египетский караван-сарай, американское ранчо и так далее, тема национальной культуры заняла на всемирных выставках прочное место.


Композиция "Древо жизни" с поющими фонтанами на искусственном озере. 
Зрители наслаждаются зрелищем, сидя на крутящихся пластиковых креслах.


Перед началом шоу на стволе "древа" расцветают цветы.


Струи поднимаются и опадают в такт музыке.
Говорят, что "древо" очень красиво подсвечивается вечером.




Сначала всемирные выставки проводились с периодичностью в 2-5 лет и обычно были приурочены к историческому юбилею или знаменательному событию в жизни страны. Так парижскую выставку 1889 года подверстали к столетию взятия Бастилии.
В 1928 году страны-участницы выставок (сейчас их 168) учредили в Париже Международное бюро выставок (BIE, Bureau International des Expositions), которое с тех пор ведает всеми вопросами, связанными с организацией Экспо. Бюро устанавливает даты будущих выставок, рассматривает поступившие заявки и выбирает на своей Генеральной ассамблее место проведения выставки. С 2005 года у каждой выставки есть обязательная тема, которую тоже определяет бюро. Как правило, тема связана с экологией и инновациями в использовании природных ресурсов.




Бело-кружевной "Дворец Италии"  облицован новым видом бетона, который не  темнеет
и не подвергается загрязнению.



Уже через полчаса после открытия выставки к павильону Италии выстраивается
  внушительная очередь.


В промежутках между "большими" Экспо, которым присвоен титул "универсальных" или "зарегистрированных", проводятся "специализированные" или "признанные" всемирные выставки меньшего масштаба. Универсальные выставки проходят раз в пять лет, их максимальная продолжительность - 6 месяцев (с мая по октябрь), площадь не ограничена. Универсальные выставки 21 века – Ганновер 2000, Нагоя 2005 (тема "За рамками развития: второе открытие мудрости природы"), Шанхай 2010 ("Лучше город — лучше жизнь"), Милан 2015. Следующая универсальная выставка пройдет в 2020 году в Дубае ("Объединяя умы, создаем будущее"), который Международное бюро предпочло Екатеринбургу, Измиру и Сан-Паулу. Специализированные выставки длятся не дольше трех месяцев, их площадь не более 25 га. Последней по времени специализированной выставкой была Экспо 2012 в Йосу, Южная Корея ("Живой океан и побережье"). Между 2015 и 2020 годами запланированы специализированные выставки в турецкой Анталии (2016, "Дети и цветы") и в столице Казахстана Астане (2017, "Энергия будущего").






На крышах многих павильонов есть террасы, с которых открываются  интересные виды.

Но пусть цифры вас не обманывают. С каждым годом раздается все больше скептических голосов: не устарела ли сама идея "всемирных выставок народного хозяйства" в наш век всемирной паутины, глобализации и социальных сетей? Что толку в выставочных презентациях инновационных технологий, когда они утрачивают новизну быстрее, чем строятся выставочные павильоны? Имеет ли смысл знакомить с национальными традициями посетителей, которые объездили полсвета, а остальное видели по телевидению? Всемирные выставки отвечают на эти вызовы времени, все явственнее делая уклон в сторону развлечения, просвещения и воспитания – прежде всего экологического - посетителей. И не теряют своей привлекательности, потому что ни одна социальная сеть не дает нам такого ощущения причастности к жизни мирового сообщества, как Экспо, на то она и всемирная выставка!


Длинная выставочная ось Декумано, по обе стороны которой стоят павильоны стран-участниц.
Чем ближе к площади Италии, тем дороже место. 




Находиться на выставке очень приятно: поперек Кардо и Декумано натянуты паруса-тенты, защищающие
от солнца или дождя, повсюду расставлены удобные широкие скамьи, на которых можно не только посидеть, но и прилечь, обстановка праздничная и самая непринужденна
я.





Ось Декумано украшена  по центру мастерски сделанными муляжами на гастрономические темы.

Более ста лет назад Милан уже принимал Всемирную выставку: она состоялась в 1906 году и была приурочена к пуску самого протяженного в то время двадцатикилометрового Симплонского туннеля в Альпах, связавшего Милан с Парижем через Швейцарию.
Местом проведения Экспо 2015 столица Ломбардии была избрана в марте 2008 года. Генеральная ассамблея Международного бюро выставок предпочла итальянский город единственному сопернику - турецкому Измиру. Для Милана, да и для всей Италии, с Экспо связаны надежды на оживление экономики и создание новых рабочих мест.


Кластер - объединенный павильон стран, производящих  какао.


Кластер - объединенный павильон стран, производящих  рис.



Израильское "вертикальное поле" и павильон Италии



Японские кресла для отдыха. За павильоном Словакии виден зеркальный козырек павильона России,
который будет представлен в отдельном посте.


Подготовка к выставке проходила отнюдь не гладко. Не обошлось без громких коррупционных скандалов, которые одно время даже угрожали проведению выставки. В последние месяцы перед открытием выяснилось, что первоначальная смета превышена наполовину: 92 млн. евро вместо предполагавшихся 63-х. Дорожные работы и введение в эксплуатацию новой линии метро, соединяющей выставку с центром города, никак не удавалось завершить вовремя. Накануне выставки и в самый день ее открытия в Милане прошли массовые акции слетевшихся со всего мира антиглобалистов. И тем не менее, 2 мая 2015 года миланская Экспо торжественно открылась, чтобы в течение полугода принять 20 миллионов гостей, из которых более половины предположительно будут иностранными туристами (для сравнения – среди гостей Экспо 2010 в Шанхае было лишь 11% иностранцев).
Возможно, эти цифры окажутся заниженными – с первых дней, еще до начала высокого туристического сезона, выставка работает на пределе возможностей: уже в середине дня к большинству павильонов выстраиваются длинные очереди. Еще бы! Тема выставки, которую в шутку называют "самым большим рестораном в мире", близка любому: "Накормить планету. Энергия для жизни".


Традиции и современность. Справа павильон Судана.


Павильон Катара


Павильон Азербайджана - среди самых популярных


Перед входом в павильон Азербайджана


В павильоне Испании



Мультимедийное шоу в павильоне Испании


Вход в павильон США


Как у каждой Экспо, у миланской выставки есть элегантный логотип с многоцветной надписью EXPO 2015 и талисман Фуди — симпатичный человечек, лицо которого сложено из 11 овощей и фруктов, совсем как на картине итальянского живописца XVI века Джузеппе Арчимбольдо, уроженца Милана.
По белой одежде, украшенной логотипами выставки, тотчас узнаешь волонтеров Экспо, которые направляют поток посетителей, отвечают на вопросы, вручают прибывающим карту выставки. Взглянем на нее. Выставка похожа на городок с несколькими воротами, окруженный по периметру каналом. Распланирован этот городок площадью 200 га по принципу лагерей древнеримских легионеров: с запада на восток его пересекает длинная ось Декумано, с севера на юг – более короткая  ось Кардо. На их пересечении – центральная площадь Италии. Словно дома на улице, вдоль обеих осей выстроились павильоны. В выставке участвует 145 стран, однако собственные павильоны смогли позволить себе лишь 53 государства. Страны, не имеющие своих павильонов, объединены (новшество на всемирных выставках) в 9 так называемых кластеров (от английского "cluster", объединение однородных элементов). Это выставочные пространства, представляющие страны, которые производят те или иные продукты: рис, кофе, какао, специи и так далее.



Павильон Таиланда



В павильоне Бельгии: "Маленькая страна - отличная еда!"


Кафе в павильоне Бельгии


EATaly!!!!Здесь можно познакомиться с кухней всех регионов Италии

Прибавьте к этому павильоны ООН и Евросоюза, павильоны 5-ти крупных компаний, среди которых всем известная Кока-кола, и 16-ти неправительственных организаций, Нулевой павильон, в котором представлена культура питания нашей планеты с древних времен, павильон "Пища будущего", и вы поймете, что за один и даже два дня осмотреть выставку полностью невозможно. А ведь есть еще небольшие итальянские павильоны, представляющие все регионы страны, и замыкающая Кардо волшебно-изменчивая композиция "Древо жизни" с поющими фонтанами, которые эффектно подсвечиваются по вечерам, и парк биоразнообразия, и прелестный детский городок. Наконец, как не зайти в магазинчики, как миновать хотя бы некоторые из более чем ста национальных ресторанов, кафе, бистро? Ну, где еще такое возможно: суп, к примеру, пробуем в Словакии или Венгрии, горячее – в Индии или Китае, десерт – в Бельгии или Турции, а с собой увозим итальянские вина и французские сыры. Можно спорить о том, насколько глубоко представлена на выставке тема "накормить планету", но вкусно накормить миллионы гостей здесь сумели!

После обеденного перерыва мы осмотрим самые запоминающиеся павильоны ЭXPO 2015.

ПРОДОЛЖЕНИЕ




Печатный  вариант текста опубликован в журнале "Партнер", Дортмунд, июль 2015.


Posts from This Journal by “выставка” Tag

promo marinagra февраль 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Очень хорошая тема у этого Экспо. Побольше бы в этом направлении работали. Чтоб аж до тошноты. Главное, чтоб не продолжали гробить планету. Очень бы хотелось посмотреть на Дерево Жизни в действии. По описанию это должно быть неимоверно красиво.
Да, будем надеяться, что у таких выставок есть позитивный эффект! Древо и днем выглядит красиво, но вечером главное шоу. Есть специальные вечерние билеты, с 19 часов до закрытия в полночь, они гораздо дешевле. Люди специально идут посмотреть, как вечером подсвечены павильоны. Волшебно, говорят, но не видела(.
Очень интересно рассказали! Спасибо!
И пробовать продукты бесплатно дают?
во многих павильонах дегустации проходят, но дают именно попробовать, крошечные порции. Россия как раз богато угощает, отдельно расскажу)
Покажу мужу Ваш пост, в октябре будем в Милане, я очень на Экспо хочу, а он противится))) И мне теперь еще больше захотелось туда! Спасибо))
удачи! В октябре может народу поубавится. У меня еще два поста по этой теме запланировано, а может и три)
Впечатляющая выставка, вот где дизайнерам удается в полную силу развернуться.

И конечно эффект позитивный, вот только странно, что в средствах массовой информации она как-то слабо освещается, я впервые узнал о выставке из вашего анонса.
В каких средствах? В США? Америка к ЭКСПО в последние лет 20 потеряла интерес, павильон США уступает павильонам некоторых гораздо менее развитых небольших стран. в США было много Всемирных выставок в 19 и 20 веке, но в последнее время они заявок не делают .
в российских средствах говорили в основном, когда там был Путин в день России 12 июня.
Большое спасибо, очень интересно!)) Ах как туда захотелось!
Я считаю, мне администрация должна возвратить деньги за билет! Как я рекламирую выставку))))
Как мне нравятся ваши посты, вы очень увлекательно описываете! :) Поразил своей необычностью и белизной ажура "Дворец Италии". Ведь это замечательная новость - начнут исчезать с улиц унылые серые здания. А была ли там представлена Украина?
Спасибо! Дворец Италии самый большой павильон и самый фундаментальный, поскольку его не будут разбирать, а оставят как культурный центр. Украины не было - не знаю, они с самого начала не подавали заявку или отказались позднее в связи со сложной обстановкой. Заявки ведь подают за несколько лет.
Жаль, что не показан павильон Великобритании - говорят, он самый интересный по дизайну.
Будет Великобритания в следующем посте, как я и обещала в конце поста). И еще много павильонов крупным планом. Это пока что общая картина с небольшой детализацией.
Древо восхитительно - любимая гамма цветов от золотистого к лиловому!
С удовольствием посмотрю и почитаю продолжение, очень позитивно!
Спасибо, Мариночка, очень интересно! Ваши посты как всегда дают эффект собственного присутствия.

Архитектурно и дизайнерски очень интересно, но я все чаще себя ловлю на мысли, что в современном мире мне нравится не все. У всех тяга к грубым формам...
Не к грубым, а к пластически агрессивным. Выразительность и эффектность на грани агрессивности.
Как здорово. Теперь у меня есть мечта.
Какой замечательный логотип! :) Интересные павильоны, да и такой модерн, как "Дворец Италии" мне очень нравится. а идея древа жизни, наверное, позаимствована у сингапурских чудо-деревьев. http://pafit.livejournal.com/14001.html
Не думаю, что позаимствовано, хотя силуэт похож. Но вообще азиатские страны очень активны на выставке, если посмотреть в целом, то их участие и уровень павильонов вполне успешно конкурирует со старушкой Европой, а где-то они и лидируют. Там как-то осознаешь, что Европа - это очень небольшая часть мира.
Грандиозная выставка! Судя по интересу, который она вызывает, идея совсем не устарела. Спасибо за такой интересный репортаж с исторической справкой!
). Они стараются модернизироваться, чтобы интерес не угасал. Пока удается)