Снимаю шляпу!

Теодор Жерико. Плот "Медузы"

1024px-JEAN_LOUIS_THÉODORE_GÉRICAULT_-_La_Balsa_de_la_Medusa_(Museo_del_Louvre,_1818-19).jpg
Теодор Жерико. Плот Медузы. 1818 - 1819 гг. Холст, масло. 491см х 716 см. Париж, Лувр

"Ни поэзия, ни живопись никогда не смогут выразить
ужас и муки, пережитые людьми на плоту"
Теодор Жерико


Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи "Денон" перед картиной «Плот "Медузы"» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Публику, впервые увидевшую картину на выставке парижского Салона в августе 1819 года, она поражала не меньше, чем наших современников. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались "перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз". Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой живописец Теодор Жерико (1791 -1824). Хотя картина называлась "Сцена кораблекрушения", все безошибочно узнавали плот "Медузы", история которого была в то время известна каждому французу.


1280px-The_Raft_of_the_Medusa_-_Louvre.jpg
Картины Теодора Жерико  "Раненый кирасир" (1814)  и  «Плот "Медузы"»  в Лувре, галерея Денон.

17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата "Медуза" и еще трех судов. На борту фрегата было около 400 человек - новый губернатор колонии, чиновники, их семьи, солдаты так называемого Африканского батальона. Начальник экспедиции, капитан "Медузы" де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции, и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. "Медуза" потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. В корпусе судна открылась течь, и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. В итоге капитан, губернатор со свитой и старшие офицеры разместились в шлюпках, а 150 матросов и солдат пересели на плот, сооруженный под руководством инженера Александра Корреара. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены), и шлюпки уплыли.

640px-Raft_of_Méduse-Alexandre_Corréard-IMG_4788-cropped.jpg
Реконструкция плота "Медузы"

Уже в первую ночь люди, оставшиеся на переполненном плоту почти без еды и питья (поскольку берег был недалеко, плот решили не перегружать припасами), вступили в кровавую схватку, отвоевывая друг у друга воду и более безопасные места возле мачты. Смертоубийство, безумие, каннибализм были их уделом, пока через 12 дней после кораблекрушения "Аргус" - один из кораблей, сопровождавших "Медузу", - не снял с плота 15 человек, оставшихся в живых. Пятеро из них вскоре скончались.

RaftMedusa3.jpg
Шлюпка отплывает от плота. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот "Медузы"».

История кораблекрушения "Медузы" не сходила с газетных страниц, спасшиеся пассажиры плота инженер Александр Корреар и хирург Анри Савиньи в ноябре 1817 года выпустили книгу «Гибель фрегата „Медуза“», в которой откровенно, не скрывая жутких подробностей, рассказали о пережитом. Но темой изобразительного искусства история "Медузы" не стала до тех пор, пока ею не заинтересовался Теодор Жерико, вскоре после выхода книги возвратившийся из долгого путешествия по Италии. Этот уроженец Руана получил хорошее художественное образование и уже обратил на себя внимание несколькими работами - портретами наполеоновских офицеров на поле боя, причем лошади, которых Жерико любил с детства, занимали художника не меньше, чем воины.

49132655_Thodore_Gricault_autoretrato.jpg
Теодор Жерико. Автопортрет.

Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот "Медузы"» сколь угодно долго. Художник погружался в события, моделировал их, "ставил", как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет "Данте в живописи". Он наизусть знал книгу Корреара и Савиньи, познакомился со всеми документами, в том числе с материалами суда над капитаном, подолгу разговаривал с пережившими плавание на плоту, писал их портреты.

gerica11.jpg
Теодор Жерико. Офицер конных егерей во время атаки. 1812

Он снял огромную мастерскую, в которой с помощью участников рокового плавания была выстроена модель плота. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Он беседовал с врачами, чтобы представить себе, как крайние лишения – голод, жажда, страх - воздействуют на тело и ум человека. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Он приносил из морга разлагающиеся останки и не только рисовал их, но сидел, окруженный фрагментами тел, чтобы представить себе, каково было находиться там, на плоту. Мало кто мог выдержать атмосферу его мастерской даже несколько минут, он же работал в ней с утра до ночи.

Medusa_Study_2.jpg
Битва на плоту. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот "Медузы"».

Более ста набросков – пером, гуашью, маслом - сделал Жерико в поисках сюжета картины. Схватки, отвратительные сцены каннибализма, отчаяние и безумие, момент спасения… всем сюжетам художник, в конце концов, предпочел тот миг, когда на горизонте появляется едва различимый парус и еще не ясно, заметят ли плот с корабля.


Théodore_Géricault_-_La_revolte_des_matelots_contre_els_officiers_sur_le_radeau_de_la_Méduse.jpg
Битва на плоту. Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот "Медузы"»..

В ноябре 1818 года Жерико уединился в мастерской, обрил голову, чтобы не было соблазна выходить в свет, и на восемь месяцев остался один на один с холстом площадью 35 кв. метров. В мастерскую были вхожи лишь близкие друзья, в том числе молодой Эжен Делакруа, который позировал для одной из фигур. Делакруа был среди первых зрителей: увидев картину, он был так потрясен, что «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».


ger_07.jpg..tmpJePBHD.jpg
Фрагменты тел из анатомического театра. Эскизы Теодора Жерико к картине «Плот "Медузы"».

Картина действительно потрясает, но отнюдь не натурализмом, как можно было был ожидать: художественный образ оказался сильнее документалистики. Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы? Перед нами атлеты, прекрасные даже в смерти, а о сценах насилия напоминает лишь окровавленный топор в правом нижнем углу полотна. Свой опыт реконструкции событий на плоту Жерико аккумулировал в совершенную, глубоко продуманную композицию картины, в которой выверены каждый жест и каждая деталь. Художник выбрал точку зрения сверху, максимально выдвинув поднявшийся на волне плот к переднему краю полотна – он словно выплывает из плоскости картины, вовлекая зрителя в действие. Четыре мертвых тела на переднем плане образуют дугу, тянущую плот в морскую глубь, к гибели. Руки, ноги, головы обращены вниз, в этой части плота царит неподвижность мертвых и оцепенение живых – отца, застывшего над телом погибшего сына, и сидящего рядом с ним безумца с пустым взглядом.

tmp_Y4e6H.jpgMedusa11.jpgMedusa_study_1.jpg
Эскизы Теодора Жерико к картине «Плот "Медузы"»

Тяжёлый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционную " большую пирамиду", вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Справа устремляется вверх "пирамида надежды" с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Мы снова видим вторящие друг другу движения рук, тянущихся вперед, к едва заметной точке на горизонте. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей "большую пирамиду", но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается "пирамида надежды".


Radeau_meduse_structure.jpg
Композиционные "пирамиды"

В картине Жерико чувствуется глубокое и почтительное знание классики.
Контрастное освещение с выхваченными из тьмы лицами и фигурами заставляет говорить о влиянии Караваджо, в исполненном драматизма сплетении живых и мёртвых тел видится нечто рубенсовское. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы, - все это отсылает нас к образам "Сикстинской капеллы".


1280px-LastjudgementCharon.jpg
Микеланджело Буонарроти. Фрагмент фрески "Страшный суд" в Сикстинской капелле Ватикана. 1537-1541.

Современников произведение Жерико поразило отнюдь не классическим совершенством, а неслыханной дерзостью: история недавнего кораблекрушения годилась для газетных полос, но никак не для крупномасштабной многофигурной картины. На огромном полотне в натуральную величину были изображены не герои античной истории или мифологии, как это было принято по канонам неоклассицизма, а современники, к тому же простолюдины. В сюжете картины не было ничего нравоучительного или возвышенного, все нормы и понятия академического искусства были попраны. Мало кто увидел, что Жерико возвысил конкретную историю кораблекрушения до символа, сумел придать ей универсальность, представил как вечное противоборство человека со стихией, привнес в упорядоченный, строгий, статичный мир неоклассицизма свежее дыхание романтизма - порыв, движение, живое чувство.


1024px-Delacroix_barque_of_dante_1822_louvre_189cmx246cm_950px.jpg
Эжен Делакруа."Ладья Данте". 1822
В картине ощущается влияние творечства Теодора  Жерико


Но эстетическим неприятием картины дело не ограничилось. «Плот "Медузы"», неожиданно для автора, вплыл в море политических страстей. В картине современники увидели аллегорию Франции эпохи Реставрации, погрязшей в коррупции и взяточничестве (которое и стало причиной трагического исхода плавания под началом неумелого, но назначенного по протекции капитана). Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: "Это, месье Жерико, - не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник?" Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Как писал один из критиков, Жерико "показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота". Историк и публицист Жюль Мишле подытожил скандал вокруг картины меткой фразой: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”».


755-620x786.jpg..
Портрет сумасшедшей. 1824

Жерико был ошарашен таким приемом: "Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием ко всему, что исходит от газет и журналов". Одиозная картина не была куплена государством, и разочарованный автор отправился со своим полотном в турне по Англии, где показывал "Плот" на платных выставках и нашел гораздо более благожелательный прием, чем на родине.

theodore-gericault-the-derby-at-epson-620x453.jpg
Теодор Жерико. Скачки в Эпсоме. 1821

Казалось, что «Плот "Медузы"» - первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам, – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине "Скачки в Эпсоме" - Жерико ждет блестящее будущее. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот "Медузы"», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. В январе 1824 года художник умер после мучительной болезни, так и не оправившись после неудачного падения с лошади. (По иронии судьбы, капитан де Шомерэ, погубивший "Медузу", прожил долгую, но омраченную позором жизнь).



Теодор Жерико. Голова  белой лошади

После смерти Теодора Жерико «Плот "Медузы"» был выставлен на аукционе и приобретен его близким другом, художником Пьером-Жозефом Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как Лувр не готов был заплатить за полотно больше 5000 франков. Дедрё-Дорси отклонил предложение продать работу за большую сумму в США и в итоге уступил её Лувру за те же 6000 франков с условием, что она будет размещена в основной экспозиции музея.


The_Medusa_shown_at_the_Louvre,_in_color.jpg
Nicolas Maillot. «Плот "Медузы"»  в Лувре. 1831

Иллюстрации с с сайта Викимедиа
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:The_Raft_of_the_Medusa

Опубликовано в журнале "Партнер" (Дортмунд), март 2015

Posts from This Journal by “живопись” Tag

promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Марина, великолепно! История создания картины захватывает и выводит её восприятие на совершенно другой уровень. Очень хороший видеоряд других работ Жерико, ведь для многих из нас он так и остался художником одной картины. Любопытно было отметить, как менялась концепция развешивания картин со временем, от стен, занятых сверху донизу, до открытого, "воздушного" пространства.

Edited at 2015-04-25 06:48 am (UTC)
Спасибо, Владимир. Жерико из тех рано ушедших художников, которые, если бы жили дольше, изменили бы историю живописи. его последние работы - это большое несбывшееся обещание.((( Согласна, что эта картина, вернее даже эскиз, с залом Лувра в 1831 году очень занятна. Какой путь прошло искусство музейной экспозиции за два столетия!
"... и еще не ясно, заметят ли плот с корабля..."
История и гибели плота, и работы над картиной потрясает. Спасибо, Марина.
Еще раз посмотрел картину, стиль, изображение и позы тел явно перекликаются с "Последним днем Помпеи" Брюллова, что то в них есть общее. Может действительно, оба художника выросли из "Страшного суда" Микеланджело?
Все художники вышли из Микеланджело, так же как писатели из "гоголевской шинели". ))))
Спасибо ! Знаковая картина в судьбе художника Жерико !
Очень интересно, Марина.
Франческо Скеттино - современный де Шомэре. (
Да, Галя, очень похож и тоже покрыл себя позором. (
Марина, какой потрясающий рассказ, огромное вам спасибо! Замечательно написано, навозможно оторваться!
Спасибо, материал вдохновляющий, трагический - и сама история "Медузы" и судьба Жерико.
Марина! Это прям твой фирменный стиль. Так интересно и подробно рассказать о картине.
Спасибо, стараюсь! Давно уже начала этот цикл рассказов о знаменитых картинах и периодически к нему возвращаюсь. Тут материал очень благодатный, хотя и трагический.
Люблю такие подробные экскурсы в историю. Уже тритий раз на этой неделе похвастаюсь :) - сыну подарили книгу о становлении русской живописи, начала читать, так интересно! Способ изложения схож с вашим, биографический материал по минимуму, зато об эпохе того времени, о деятелях, оказавших влияние на историю, о людях на портретах - гораздо больше.
https://lib.rus.ec/b/534700/read
Марина, спасибо огромное! Вроде бы и знала эту историю, но, как обычно, многое из того что вроде бы знал, осталось за пределами памяти и внимания.
История плота очень подробно изучена, есть карты движения плота, шлюпок и всех трех кораблей экспедиции. Мне было интересно соединить историю кораблекрушения с историей появления картины)
Честно говоря, сама картина мне не очень нравится. Картина заломанных рук. Так кто-то сказал про "Гибель Помпеи"
Картину знаю, историю создания - нет. Спасибо!
( море теплое было, домучались . Не дай бог!)
Без истории картина не совсем понятна, здесь это важно для восприятия.
Ну вот, я опять в Лувре. Только не так, как тогда - проходя бодрым шагом за гидом, выхватывая глазами что-то уже знакомое и значительное - а "Плот" для меня и тогда уже был таким, а так, как всегда мечталось - спокойно и не торопясь погружаться в неведомый мир. Сколько всего знакомого и, в то же время - непознанного. Спасибо, Марина, за очередное открытие! История создания этого полотна сродни его содержанию: так тесно в нем перемешаны и ужас, и героизм.
Как приятно, Вита, побродить в Вашей приятнейшей компании по Лувру! пока публика добредает до галереи Денон, уже сил никаких нет!
Мне так жаль рано умерших художников - Рафаэля, Мазаччо, Джорджоне, Жерико, Франца Марка, Макке.... о них пишешь с особым чувством!
Спасибо, Марина, за замечательный пост. С большим интересом читала и смотрела. Картину видела только на иллюстрациях. Но не знала ничего об её истории.
Спасибо, Рая! Она на иллюстрациях не очень хорошо получается - темновата. И размер ее имеет большое значение, в иллюстрациях теряется монументальность.
Марина, как всегда изумительно интересно! Конечно, картина знакомая и какие-то фрагменты сведений о ней помнятся, но вот так вытащить все, что оставалось в тени, и сложить в единый великолепный пазл можете только Вы!
Спасибо, Лена, как приятно-приятно! Все таки, ЖЖ - это чудо. Живая связь с читателями во всех уголках мира.